Тот самый Марк / Марк Захаров

Выпуск №3-213/2018, Лица

Тот самый Марк / Марк Захаров

Народному артисту СССР, герою России Марку Анатольевичу Захарову исполнилось 85 лет, из которых 45 лет он возглавляет Ленком, являясь его лидером, режиссером самых ярких, запоминающихся на всю жизнь спектаклей. А еще он создал уникальные телевизионные фильмы: «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона», после которого больше не появлялся на «Мосфильме», потому что не умел и не хотел приспосабливаться к дикому рынку, диктовавшему свои законы в киноиндустрии. К тому же он был и остается до кончиков пальцев человеком театра-праздника. Это его стихия, его карма и призвание.

Если говорить о творческой составляющей режиссерской деятельности Марка Захарова, то теперь он может ставить все, что душа пожелает и о чем давно мечтал за «железным занавесом», умываясь горючими слезами, когда ему запретили «Доходное место» в Театре Сатиры на взлете режиссерской карьеры и «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской в его Ленкоме, определив спектакль в разряд «чернухи». И в то же время для воплощения его идей нужны актеры, способные своей игрой реализовать задуманное на сцене, не просто единомышленники, а «фирменные» творцы одной группы крови. Вот почему 80-90 годы в Ленкоме считаются золотым временем, так как каждый его актер представлял собою макрокосмос. Поэтому можно было ставить «Поминальную молитву» Григория Горина с Евгением Леоновым в главной роли, где смех стал главным противоядием против всяких фобий и национальной спеси. Весной 1989-го года, спустя 20 лет после закрытого «Доходного места», Захаров выпустил «Мудреца» Александра Островского, сполна отыгравшись с помощью Леонида Броневого в образе отставного генерала Крутицкого на жадных упырях, стремящихся ухватить власть «за бороду».

Захаров не стал оглядываться назад и приступил к художественному осмыслению идеологии «свободного рынка», придумав для победителей «хомо советикус» «Женитьбу Фигаро» Бомарше, посвященную памяти Андрея Миронова. По сей день, начиная с 1993-го года, спектакль живет в репертуаре театра.

Долгое время главным исповедником и критиком Марка Анатольевича Захарова был Григорий Горин, сочинивший для друга в 2001-м «Шута Балакирева» с участием Олега Янковского в роли самодержца Петра. После ухода из жизни остроумного и верного друга Захаров долго горевал, ибо только Горин мог сказать: «Что ты делаешь! Какая из тебя прет бездарность, Марк»! И это действовало почище ледяного душа. Другие потери близких по духу сподвижников тоже оставляли незаживающие рубцы на сердце Марка Захарова, заставляли искать новых «фигурантов» творческого процесса, но заменить Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова уже никто не мог. С ними уходила эпоха взлета новатора, доказавшего, что его артисты излучают на экране ту же магическую энергию, что и на сцене. А именно магией Марк Захаров всегда дорожил и дорожит: ведь научить этому «обыкновенному чуду» нельзя...

Вот почему до сих пор, начиная с 1981 года, идет нестареющий мюзикл Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», делая полные сборы на всех зарубежных гастролях. И это несмотря на то, что легендарный Николай Караченцов давно не играл в нем из-за трагической катастрофы.

Сочинять каждый вечер на территории свободного пространства праздник, да так, чтобы заинтриговать зрителя, развлечь по-хорошему и не множить кошмары нашей реальности, весьма трудно. Наверное поэтому, приступая к работе над новым спектаклем, то ли «Дню опричника» по мотивам Владимира Сорокина, выпущенном в 2016 году, то или «Фальстафу и Принцу Уэльскому» Вильяма Шекспира, открывшего новую страницу в творческой биографии многих артистов, Марк Захаров признается:

- Я пытаюсь идти вперед и понимаю, что если доживу до следующего театрального проекта, то должен формироваться из какого-то другого материала. Потому что каждый человек - это бесконечность, и он таит в себе бесчисленное количество проявлений.

 

Статья в PDF

Фотогалерея