Арзамас - Астрахань - Москва / Валентина Заворотнюк

Выпуск №3-213/2018, Лица

Арзамас - Астрахань - Москва / Валентина Заворотнюк

Поздравляя Валентину Заворотнюк с юбилеем, давние поклонники актрисы были немало удивлены, узнав, что она лишь на десять лет младше Астраханского театра юного зрителя, на сцену которого актриса выходила три десятилетия. Несколько поколений астраханцев «выросли» на ее спектаклях, она и сейчас для них - Нахаленок, Чиполлино, Джульетта...

Родилась Валентина в старинном купеческом Арзамасе Горьковской области. «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зеленые массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок», - так начинает свою повесть «Школа» (1929) Аркадий Гайдар, таким Арзамас и оставался еще два десятка лет после ее написания. Родители жили на улице Кирова, и Валентина тысячи раз проходила мимо домика Голиковых, не ведая о своих будущих сценических юных героях, рожденных прозой Гайдара. «Режиссер театра увидел меня на каком-то самодеятельном смотре, пришел к папе и уговорил его, чтобы я работала в театре». В 1954 году Арзамас стал областным центром, население города значительно увеличилось за счет приехавших специалистов, а в местный театр драмы пришли новые зрители. Впрочем, вскоре после сценического дебюта тринадцатилетней школьницы (Егорушка в «Двух кленах» Евг. Шварца) Арзамасская область была упразднена (1957), и многие спектакли театра стали играться «на выезде», в районах Горьковской области. Эти поездки и стали для Валентины «начальной» театральной школой. Почти ровесница Арзамасского театра, Валентина Борисовна всегда благодарно вспоминает замечательных людей, повлиявших на выбор профессии, и первую среди них - ведущую актрису театра Е.Н. Судьину, прославленную Кручинину и Вассу Железнову. Знатного происхождения, одинокая на склоне лет, Елена Николаевна стала для Валентины первым театральным педагогом и ангелом-хранителем. Какой соблазн был остаться после спектакля на танцы с ровесниками в фойе какого-нибудь поселкового клуба! Но Судьина ласково наставляла: «Валечка, деточка, ты должна оставаться загадкой для них!»

Школьницей Валя впервые приехала в Москву. Начистив нехитрую обувку зубным порошком, пришла в Центральный детский театр (ныне - РАМТ), где ее прослушал Анатолий Эфрос, уже прославившийся своими спектаклями по пьесам В. Розова и А. Хмелика. Девочка читала прозу Ф.М. Достоевского и поэзию К. Ваншенкина. Анатолий Васильевич предложил Валентине поступить осенью сразу на второй курс студии при ЦДТ. Но театр уезжал на длительные летние гастроли, остановиться в Москве было не у кого, к тому же ее ждал родной Арзамасский театр. Судьбоносной встреча с Эфросом так и не стала, но знаком судьбы - несомненно: Валентина поверила в свои силы, а через несколько лет поступила в ГИТИС на курс Нины Викторовны Чефрановой и Андрея Александровича Муата. Опытные педагоги, они стремились раскрыть в ней героиню - одной из курсовых работ была юная графиня Оливия из шекспировской «Двенадцатой ночи».

В Астраханский театр юного зрителя была приглашена в начале 1960-х. Актриса «с опытом» позвала с собой на театральную биржу, уверяя в перспективности работы в детском театре. На бирже Валентине сделала предложение Анна Яковлевна Хрякова, только назначенная главным режиссером Астраханского ТЮЗа. Рассеять сомнения юной актрисы были призваны уже приглашенные Хряковой в Астрахань Михаил Пташук, ставший в 1970-90-е известным кинорежиссером, народным артистом Белорусской ССР, и Евгений Вялков, впоследствии возглавлявший театры в Ирбите и Новомосковске. «Добиралась поездом, за окном простирались степи, встречались стада верблюдов. Даже немного взгрустнула. Астрахань встретила меня проливным дождем, лужи были огромные. Водитель автобуса, который меня встречал, взглянув на меня, сказал: «Вы, что ли, артистка? Прямо-таки Дюймовочка!» Взял под мышки и через лужи понес к автобусу».

Причудливый дореволюционный теремок архитектора Виктора Вальдовского-Варганека напоминал сказочные хоромы (ранее здесь базировались один из первых в городе синематограф «Вулкан», театр миниатюр, театр татарской драмы, театр музыкальной комедии). В Астраханском ТЮЗе начинали творческий путь режиссеры Борис Наравцевич, Владимир Богатырев, художник Рашид Доминов, артисты Владимир Козел, Николай Каширский, Георгий Банников, Станислав Гронский, Борис Невзоров, Наталья Долгалева... Валентина с благодарностью вспоминает старших товарищей, очень приветливо встретивших и окруживших дебютантку заботой, - директора театра Александра Артемьевича Авакова, ведущего мастера сцены Бориса Михайловича Туфа, заведующую музыкальной частью Зинаиду Моисеевну Гласионову... Первая роль - Вовка из пьесы «Вовка на планете Ялмез» В. Коростылева (режиссер - Александр Харабуга). И целая «галерея» мальчишек была создана Валентиной Заворотнюк: Гаврош, Буратино, Нахаленок, Мальчиш-Кибальчиш, Чиполлино (в спектаклях молодого режиссера Юрия Кочеткова). Среди семи десятка ролей, сыгранных в Астраханском ТЮЗе, были и роли характерные - Бармалей, Винни-Пух. А Конька-Горбунка Валентина Заворотнюк играла многие годы аж в трех постановках - Эдуарда Купцова, Владимира Богатырева, Юрия Кочеткова! «В ней было все органично: стройная фигура, пластика, музыкальность, обаяние и особый шарм... Спектакли, в которых она играла, - «Нахаленок», «Гаврош», «Мальчиш-Кибальчиш», «Конек-Горбунок», вошли в золотой фонд театра», - говорит народный артист России, президент Астраханского театра юного зрителя Юрий Владимирович Кочетков. Работая преимущественно в амплуа «травести», Заворотнюк обладала широким актерским диапазоном. Незабываемы ее Герда в «Снежной королеве», Марья Антоновна в «Ревизоре», Джульетта. Если ее Нахаленок, Гаврош, Мальчиш-Кибальчиш с первых сцен были отважнее многих возрастных персонажей, то Джульетта взрослела на наших глазах, будто впервые выходя за стены родового гнезда, одновременно с любовью открывая для себя беспощадность окружающего мира. Одним из самых дорогих для себя Валентина Борисовна называет спектакль «Жаворонок» Ж. Ануя в постановке Юрия Андреевича Заворотнюка, ставшего супругом, отцом Святослава и Анастасии, «домашним» наставником. Вспоминает, как собирали семейную библиотеку: на гастролях в отдаленных районах непременно заглядывала в сельмаг, где «завалялись» искомые книги. Припоминаю, что только вышедшую книжку А. Эфроса «Репетиция - любовь моя» (1975) впервые увидел в гримуборной Валентины Борисовны.

В.Б. Заворотнюк первой в Астраханской области была удостоена почетного звания «Народный артист России», избиралась председателем Правления Астраханского регионального отделения Союза театральных деятелей России. Переехав в Москву, работала в Центральном аппарате СТД, преподавала в Высшей школе кино и телевидения «Останкино». С радостью вступила в Землячество «Астраханцы». Признается, что «Астрахань не отпускает». Приезжала на празднование 100-летия Астраханского отделения СТД и 85-летия Астраханского ТЮЗа. «Здесь я оставила частичку себя. Вся моя творческая жизнь прошла на сцене ТЮЗа, где я получила звание народной артистки России. Мне всегда приятно возвращаться сюда, потому что здесь меня помнят и любят, тут у меня много друзей». 

И вновь в Астраханском ТЮЗе идет «Конек-Горбунок» (теперь в четвертой уже постановке). И вновь приезжает Валентина Борисовна в Астрахань и останавливается у давних коллег по театру (в гостиницу они ее не отпускают), ставших друзьями «на всю оставшуюся жизнь». Перед зданием реконструированного в 2008 году Астраханского ТЮЗа установлена скульптурная композиция «Конек-Горбунок». Бабушки и мамы нынешних юных зрителей узнают в образе Иванушки заслуженного артиста России Юрия Минеева - многолетнего партнера Валентины Заворотнюк - и вспоминают, как лихо играла Конька-Горбунка любимая актриса их детства и юности...

 

Статья в PDF

Фотогалерея