Умерла Наталья Кенигсон (Москва)

Выпуск №3-213/2018, Скорбная весть

Умерла Наталья Кенигсон (Москва)

На сайте КИНО-ТЕАТР.РУ, как, впрочем, и на любых других новостных лентах, скорбные даты отпечатываются мгновенно, будто невидимый оператор только и занимается тем, что поминутно отслеживает время ухода из жизни известных деятелей театра и кино. Что поделать - времена и нравы. Но как же хочется хоть вкратце дописать вслед за поставленной неведомым чертой между жизнью и смертью то, что неподвластно ни времени, ни нравам, а составляет смысл человеческого бытия.

Наталья КЕНИГСОН всегда выглядела по-праздничному бытийной во всех ипостасях своей многотрудной и красивой жизни. Дочь актеров Нины Чернышевской и Владимира Кенигсона, она помнила себя с малолетства и в подробностях могла воспроизвести картины эвакуационного быта таировского Камерного театра в Барнауле, откуда в урочный час вместе с родителями отправилась в Москву, где росла, хорошела, ступала по профессиональной стезе отца и матери, сходила с нее, чтобы попробовать себя в режиссуре, искала профессиональных радостей на телевидении, трудилась, озарялась, старалась не кручиниться от неудач и страстно влюблялась во все, с чем сталкивала ее благосклонная судьба. Черные дни (преждевременная кончина мужа - талантливого актера Алексея Эйбоженко, а затем и отца - корифея Малого театра народного артиста СССР Владимира Кенигсона) внешне, казалось, ее не меняли, но определенно оставляли отметины в душе и раны на сердце.

Сердце перестало биться на взлете - в разгар счастливой работы над книгой об отце, что занимала собой ее без остатка. Перед госпитализацией она успела позвонить всем, кто помогал в трудах, - редактору, сыну, друзьям. Сделала наказы, дала наставления, условилась о сроках их исполнения. Архив Владимира Кенигсона, заботливо описанный и систематизированный «от и до», был переправлен ею в Москву из Германии, где она жила, и передан в надежные руки заранее: мало ли что может случиться, а книга должна обязательно выйти.

Рукопись, переданная Натальей Владимировной Кенигсон в Малый театр незадолго до ухода из жизни, и в черновом своем варианте представляется уникальной. Начавший писать мемуары Владимир Кенигсон и продолжившая недописанное им своими воспоминаниями и комментариями его дочь предстают в тексте-диалоге на равных - личностями незаурядными, широкими, вольными. Людьми, обеспокоенными судьбами театрального искусства как национального достояния России - не больше и не меньше. Жили так же - широко, вольно и по-граждански ответственно за все, с чем их связала профессия.

То, что Наталья Кенигсон не сыграла на сцене как актриса и не поставила на подмостках как режиссер, досказано ею на страницах книги, встреча с которой - впереди. Она успела. Она ушла, назначив свою последнюю премьеру на будущее и подарив нам возможность стать ее свидетелями. Так и будет. Когда книга окажется в руках читателей, они, нет сомнений, добрыми словами вспомнят Наташу. Наталью Владимировну Кенигсон.

 

Статья в PDF

Фотогалерея