Колонка редактора

Выпуск № 8-118/2009, Колонка редактора

Колонка редактора

 

Под знаком юбилейной, 15-й «Золотой маски прошли апрельские «дни печальные Великого поста».Нынешняя афиша, и сама по себе насыщенная, сопровождалась внеконкурсной программой «Маска плюс». Давно Москва не видела такого количества гастрольных единиц на театральный хронометраж! Для зрителей и критиков — это был не только праздник, но и тяжкий труд. Все хотелось посмотреть, но не все ратовало. О некоторых спектаклях мы рассказали в этом номере, чтобы продолжить разговор в следующих.

Во многих постановках, привезенных в столицу из самых разных городов России, стран Балтии и СНГ, звучала одна тема: одиночество тотально, человек не может выйти за пределы самого себя, пробиться к другому, но — изо дня в день, из века в век — пытается сделать это. Быть может, это одна из главных сил, движущих жизнь на земле.

Об этом — в «Гамлете» и «Оборотне» Национальной оперы Эстонии и, конечно, в «Латышских историях» Элвиса Херманиса. Об этом же — в рубриках «Премьеры Москвы» и «В России». Даже — в подтексте — когда речь идет о развлекательной комедии (как, например, в тамбовском спектакле «Сантехник и поэтесса»). Даже — когда ставится, казалось бы, набившее оскомину классическое произведение. В номере два «Ревизора» — краснодарский и московский; последний, как утверждает режиссер в «Монологе», — о любви и о несбывшейся мечте. Конечно, при постановке классики речь идет о новом прочтении, о поиске театрального языка, понятного современному зрителю. Часто это происходит через сценографическое решение, как в «Грозе», «излюбленной и истисканной» школьными разборами, к которой обратился Чувашский ТЮЗ, где «темное царство внутри каждого из нас» разыгрывается в антураже бело-синей гжели. Или в тверском «Отелло», где действие начинается с раскручивания черного шара, той самой черной луны, которая так близко подошла к земле.

«Это вечное и безнадежное движение по кругу рождает связь времен», — так прочитывает заявку спектакля рецензент. Наверное, можно прочесть ее и иначе. Но в том и прелесть театра, его вечное волшебство, что он дает нам право и возможность увидеть свое, важное для каждого. Когда речь идет о театре, несовпадение мнений — в порядке вещей.

Мне показалось, что «Балаганчик» Блока, имеющий скудную сценическую историю (кто знает спектакли, кроме мейерхольдовского?) поставлен в Новокузнецком театре изобретательно, умно, стильно. А моя коллега, увидевшая спектакль на кузбасском фестивале, оценила его как «театральное недоразумение»... А какие разъяренные споры вызвали некоторые спектакли, привезенные на нынешнюю «Маску»! Жаль только, что негативная оценка критика часто влияет на судьбу постановки, режиссера, театра. А вот позитивная — очень редко. Но об этом — в следующем номере. Пока же — с праздником, дорогие коллеги! Потому что к тому моменту, когда выйдет этот номер, будут не только объявлены победители «Золотой Маски». Во всем христианском мире будет провозглашено Воскресение Христово. А значит, мы никогда не одиноки.

Читать номер на сайте

Читать номер в PDF (3,55 Mb)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.