Пройти Белой дорогой / Борис Манджиев. «Из копилки памяти...»

Выпуск №4-214/2018, Книжная полка

Пройти Белой дорогой / Борис Манджиев. «Из копилки памяти...»

Борис Манджиев. «Из копилки памяти...» Элиста, 2017.

 

Эта книга готовилась к 60-летию Бориса Манджиева, но по сути перешагнула рамки юбилейного текста.

Автор листает страницы своей жизни - детство, юность, учеба в Калмыцкой национальной студии ГИТИСа, первые шаги на сцене театра в Элисте в качестве актера, затем постановщика, а перед читателем возникают объемные портреты его выдающихся педагогов, однокурсников, ставших со временем известными в театральном мире людьми. Рассказывая о каком-то периоде или событии, Манджиев иногда цитирует газетные заметки, и они обретают звучание исторических документов, запечатлевших ход времени. Вот одна из них, опубликованная в 1979 году под заголовком «Первые награды» в «Советской культуре». Информационный повод - смотр самостоятельных актерских и режиссерских работ студентов театральных вузов и театральных факультетов столицы. Творчество начинающих оценивало авторитетное жюри во главе с народным артистом СССР И. Тумановым, а в числе победителей оказались режиссеры-третьекурсники Наталья Сивилькаева, Николай Паштаков (курс Б. Равенских), Валерий Саркисов (курс М. Кнебель), лучшими исполнителями в актерских отрывках признаны студенты ГИТИСа Елена Клищевская, Валерий Белякович, Борис Манджиев...

В копилке памяти Манджиева одно из главных мест занимают его театральные педагоги. Он пишет о том, какое счастье выпало им, калмыкам, быть студентами одного из самых лучших вузов страны, учиться у П.О. Хомского, В.А. Успенского, В.А. Вронской, В.Н. Левертова, И.Л. Секирина. «Это театральная история нашего Отечества», - резюмирует Борис Наминович. Прочитав страницы его воспоминаний, убеждаешься, что это действительно так.

Прекрасные, наполненные искренними эмоциями строки посвящены Павлу Хомскому - Пал-Осичу, как называли его ученики. Это он сыграл в судьбе Манджиева знаковую роль, разглядев в студенте актерского факультета режиссерский потенциал. Это он дал ему задание сочинить и срепетировать на курсе массовый этюд, он поддерживал в трудные минуты и учил относиться ко всему спокойно, с долей иронии.

«Своей творческой жизнью Павел Осипович доказал, что можно негромко, без суеты, без пиара добиться в своей профессии многого, в том числе уважения и восхищения коллег, - пишет Борис Манджиев. - Этого ой как трудно добиться. А он сумел. Всегда вспоминаю его рассказы о войне, как спас его от гибели старшина, который жестко учил молодых бойцов глубоко окапываться от гусениц фашистских танков. Боец Хомский всегда был хорошим учеником, а те, кто пренебрег уроками старшины, были раздавлены танками. Для меня «старшиной» в моей творческой жизни стал народный артист России Павел Осипович Хомский».

Еще одна знаковая личность в судьбе Манджиева - режиссер Борис Иванович Равенских. Он не только отметил актерскую игру калмыцкого парня в студенческом спектакле по шукшинским рассказам, но и взялся помочь в его постановке. По словам Бориса Наминовича, он получал от Равенских «мощные актерские уроки» - понимать своего персонажа, выстраивать объемный, неоднозначный образ. Они подружились, часто общались, и всякий раз Манджиев открывал для себя неординарного человека, настоящего мастера. Как интересно он пишет об известных чудачествах Равенских и называет это визуальным «шаманским» действом - своеобразной формой концентрации внимания актеров, их энергии на предстоящую работу.

Листаем страницы. Первые актерские работы Бориса Манджиева на Калмыцкой сцене, роль Хлестакова в «Ревизоре» и ощущение некоего потолка в этой профессии. Вспомнилось напутствие Хомского и стало очевидно - его дорога лежит на режиссерский факультет. Он учился на курсе Михаила Буткевича, позднее у Анатолия Васильева и одновременно служил в Калмыцком театре - играл в спектаклях, готовил дипломную работу. В 1987 году «Колыбельная» по пьесе Т. Миннулина стала его дебютом и заметным событием в юбилейном сезоне Калмыцкого государственного театра имени Б. Басангова. Театровед Деляш Балакаева опубликовала рецензию в «Комсомольце Калмыкии». Отмечая успехи и просчеты премьеры, она пишет: «Большим достоинством спектакля Б. Манджиева явились для меня его скромность и отсутствие претензий, как ни странно это звучит. По опыту знаю, что просмотр работ молодых режиссеров подчас оказывается мучительным из-за «самовыражения» автора и отсутствия у него всякого чувства меры».

У калмыков есть одна важная традиция: они всегда желают человеку Белой дороги. Белый цвет священен, и потому напутствие приобретает серьезный философский смысл - пройти чистой дорогой и оставить на ней добрый след. Путь Бориса Манджиева не назовешь легким, как это часто бывает у по-настоящему творческих людей. Но он идет своей дорогой, оставляя свои именные следы - яркие постановки на сценах Якутска, Черкесска, Уфы, Йошкар-Олы, Вышнего Волочка и, конечно же, в Национальном драматическом театре имени Б. Басангова в Элисте, где он является художественным руководителем. С именем Манджиева связывают лучшие страницы и республиканского ТЮЗа «Джангар» - здесь с большим успехом шли его спектакли «Стая», «Стервы», «Сердце матери», «Араш». В сегодняшнем списке настоящих режиссерских удач - «О, Чууча, Чууча!!!», «Голубоглазая каторжанка», «Я - артистка», «Калмыцкая свадьба», первая в истории национальных театров России постановка музыкального спектакля «Я - Будда», которую посчастливилось увидеть и московскому зрителю.

Басанговский театр на высокой творческой волне, он активно участвует в различных фестивалях и радует хорошими работами, его знают в театральном сообществе, так же, как и художественного руководителя - заслуженного деятеля РФ и Республики Калмыкии, председателя Совета республик СТД РФ, секретаря СТД РФ, члена совета Гильдии режиссеров России Бориса Наминовича Манджиева.

О себе он говорит: «Мне в жизни часто везло». Прочитав книгу «Из копилки памяти...», убеждаешься в правоте этого утверждения. Борис Манджиев действительно счастливый человек. Во всем сошлись его звезды - в правильном выборе профессии и судьбоносных встречах, искреннем служении театру и счастливой семейной жизни, в которой свою важную роль играет жена, актриса и надежный друг Любовь Лазарева.

 

Статья в PDF

Фотогалерея