КРАСНОДАР. Кубанская Галатея

Выпуск №4-214/2018, В России

КРАСНОДАР. Кубанская Галатея

В Краснодарском краевом музыкальном театре состоялась премьера мюзикла «Моя прекрасная леди». Вступив на территорию этого жанра, очень коварного и опасного, где, как в спортивной ходьбе, существует риск если не пуститься в бег, то сойти на пеший ход, театр, к сожалению, не смог соблюсти нужный баланс.

Сам мюзикл родился из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Ирландец был известным иронистом и парадоксалистом и не любил сентиментальностей, блистал остроумием свободной и мудрой личности, но мюзикл, тем более в переводе, только отчасти передает юмор пьесы и игру слов. Такая постановка - это прежде всего шоу, шоу беспрецедентное, вызывающе шикарное, но не отменяющее присутствия вкуса.

Но сначала о визуальном образе «Моей прекрасной леди» и конкретно - о костюмах, созданных художником Андреем Климовым. Их великое множество, они разнообразны, каждый в отдельности смотрится как изящная выдумка, но в целом они не собираются в единую стилевую картину. То же можно сказать и о работе сценографа Анастасии Глебовой. Фиалковое обрамление сцены чудесно, но если идти дальше, вглубь, то длинный железный мост, пестрые задники и кулисы, напоминающие то знойную Индию, то ядовитые заросли, утяжеляют и разбивают общую картину на совершенно разные отрезки.

Что касается музыкальной части, то дирижером-постановщиком Денисом Ивенским проделана колоссальная работа, и оркестр звучал в лад с солистами, выдерживая нужную интонацию и тон. Но Ивенский - профессионал, и я уверен, что его работа на этом не остановится и будет совершенствоваться. Чего, увы, уже не проделаешь с картинкой, вбитой, так сказать, навсегда.

Безусловно, перед артистами хочется снять шляпу, так как встреча с таким материалом для многих оказалась полетом в неизведанное. Если Владислав Емелин уже сталкивался со своим героем раньше, то для Татьяны Ерёминой ее Элиза Дулиттл стала открытием. Вначале Емелин довольно-таки интересно подает своего Генри Хиггинса, однако постепенно скатывается до этакого простака, что, конечно же, никак не вяжется с образом профессора, пусть даже взбалмошного. Татьяна Ерёмина, несомненно, одна из удач спектакля. Женственная, обаятельная, пластичная, с очень приятным вокалом, она пленила своим артистизмом. Выделялась и работа Александра Григорьева в роли Альфреда Дулиттла. Темперамент, юмор, даже сарказм - все это выплескивалось в полной мере, но артист, поставленный в определенные рамки, так и не мог выйти за них.

К сожалению, пока актерский ансамбль не сложился, каждый работал сам по себе. В спектакле огромное количество текста, и понятно, что, не будучи драматическими актерами, артисты музыкального театра вынуждены нести сей речевой массив вкупе с танцами и постоянной беготней. Танцы в этом мюзикле вообще существовали своеобразным гарниром, который зачастую подавался словно на конвейере.

Поразила и первая часть спектакля, где главная героиня, наша Галатея, встречается со своим Пигмалионом, профессором Хиггинсом. Бедная цветочница больше похожа на разбойницу с большой дороги, чем на трогательное существо, пусть и с лондонского дна. Краснодарская Элиза Дулиттл не вызывает ни жалости, ни сочувствия, так как перед нами явный излишек гротеска. На мой взгляд, Александру Мацко (режиссер-постановщик и балетмейстер) не достает чувства меры и обязательного к таким вещам вкуса. Ему не удалось построить до конца мостик от необразованной, с уличными манерами, но чистой и честной девушки к настоящей леди. Повторюсь, лишь обаяние и артистизм Ерёминой не позволили полностью потерять милый и нежный образ.

Еще поразила программка-буклет, где фотографии режиссера-постановщика и балетмейстера присутствуют во всех ракурсах и ипостасях и где не нашлось места для дирижера-постановщика. Мелочи? Но мелочи, во многом определяющие общую культуру и отношение к делу.

Сорок лет назад вышел фильм-балет режиссера Александра Белинского и балетмейстера Дмитрия Брянцева «Галатея» с неповторимой Екатериной Максимовой. Сколько изящества, тонкого юмора, элегантности и находок здесь! Героиня Максимовой тоже капризничает, устраивает женские мятежи, но как все это красиво, утонченно, изысканно. Какой переход от простушки к аристократке! Никакой манерности и жеманства. Кубанская Галатея, увы, выросла из другого вкусового набора и иного понятия о прекрасном.


Фото Дмитрия ГЛУЩЕНКО

Статья в PDF



Фотогалерея