Примадонны вышли «в бой» и победили / XII Областной фестиваль «Долгопрудненская Осень»

Выпуск №4-214/2018, Фестивали

Примадонны вышли «в бой» и победили / XII Областной фестиваль «Долгопрудненская Осень»

В октябре город Долгопрудный на неделю стал настоящим подмосковным Бродвеем - здесь прошел XII Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская Осень». Из года в год его конкурсная программа собирает лучшие коллективы Московской области. А само появление в афише «Долгопрудненской Осени» уже неизменно считается своего рода знаком качества, показателем профессионального уровня каждого театра-участника. Традиционно организаторами фестиваля выступили Министерство культуры Московской области, Администрация г. Долгопрудного, и Долгопрудненский театр «Город», на сцене которого и разворачиваются все главные события.


Секрет успеха

Вот уже 12 лет подряд «Долгопрудненская Осень» считается главным культурным событием Московской области, на которое стремятся попасть профессиональные театральные коллективы не только Подмосковья, но и других регионов. В чем секрет успеха? По мнению директора театра «Город» Жаннеты Арутюнян, в том, что в течение всего года организаторы долго и тщательно планируют и составляют афишу фестиваля, куда отбираются для показов только лучшие и действительно интересные спектакли. На многие постановки, заявленные к участию, представители оргкомитета ездят лично, отсматривая спектакль на стационарной площадке. На фестиваль в качестве членов жюри приглашаются известные театральные деятели, которые проводят индивидуальный и подробный разбор каждого спектакля после просмотра. Афиша составлена таким образом, что конкурсные показы проводятся в совершенно разное время - и утром, и днем, и вечером, и даже очень поздним вечером, так что каждый, кто хочет приобщиться к театральному искусству, может сделать это вне зависимости от своего личного графика.


Новые форматы фестиваля

В этом году в «Долгопрудненской Осени» приняли участие 20 театров. Из них 18 подмосковных - Московский областной театр юного зрителя («Винни Пух»), Московский областной театр драмы и комедии («Сон в летнюю ночь»), Московский областной театр кукол («Сказка о капризной принцессе и короле лягушек», Дмитровский драматический театр «Большое гнездо» («Очень простая история»), Театрально-концертный центр «Щелковский театр» («Собаки»), Ивантеевский Музыкально-драматический театр со спектаклем «Примадонны», собравшим главные призы, Чеховский городской театр («Сердце требует посадки»), Химкинский городской театр «Апрель» («Бешеная балерина»), разумеется, хозяева сцены Долгопрудненский театр «Город» («Город мечты. Век XXI» и «Аладдин») и многие другие, - а также Московский инклюзивный театр «Резонанс» при КСРК Всероссийского общества слепых («Метель») и Театр Нового зрителя из Санкт-Петербурга («Родина»). Четыре из заявленных в фестивальной афише спектакля были показаны в совершенно новом для «Долгопрудненской Осени» формате арт-трансляции. Как объясняет Жаннета Арутюнян, идея внедрения новой формы работы родилась непосредственно в процессе составления афиши. Выяснилось, что многие из желающих участвовать в конкурсной программе коллективов в этом году поставили новые спектакли больших форм и физически не имеют возможности привезти в Долгопрудный масштабные декорации для полноценного показа. Тогда театрам было предложено принять участие «на удаленке» - желающие смогли посмотреть спектакли в видеозаписи на большом экране. Надо сказать, что зрители с большим интересом откликнулись на подобный формат показов, сегодня очень популярный во всем мире.

Еще одно нововведение этого года - расширение спектра площадок, задействованных в фестивале. В прошлом году к основной сцене, театру «Город» присоединилась Долгопрудненская центральная библиотека, где и в этот раз прошел ряд лекций и презентаций, а также городская Детская школа искусств, на сцене которой был представлен один из спектаклей фестиваля. Кроме того, в этом году появился еще один именитый информационный партнер - компания ЦППК активно включилась в работу фестиваля, предоставив призы для конкурсов, которые разыгрывались в ходе фестиваля.


Жюри решает... все!

Оценивали спектакли конкурсной программы по уже сложившейся традиции театровед, кандидат филологических наук, лауреат Государственной премии РФ Лидия Богова, театральный практик, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Московского Государственного института культуры Лев Титов, а также председатель жюри Ольга Сенаторова, лауреат многочисленных профессиональных премий, обладатель Знака «Благодарю» Губернатора Московской области, генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» в г. Сочи. Также на отдельные показы были приглашены специальные члены жюри, с учетом специфики постановок. Так, в обсуждениях принимали участие главный дирижер и музыкальный руководитель ряда мюзиклов Международной компании «Стейдж Энтертейнмент», лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Мариам Барская, начальник отдела по работе с государственной властью ПАО «Сбербанк» Наталья Сватко, председатель РОО «Македонский культурный центр» Ольга Панькина, художественный руководитель Независимого мультикультурного театрального проекта Михаил Кайт. Приглашенные эксперты не только оценивали спектакли, но и активно участвовали в фестивальной афише, читая лекции и проводя мастер-классы на площадках «Долгопрудненской Осени».


Театр выбирает стабильность

По мнению жюри, в этом году фестиваль показал довольно неровную картину театрального движения региона, - но это понятно, глупо было бы утверждать, что все коллективы работают в равных условиях: кого-то сдерживает удаленность от столицы и нехватка профессиональных артистов, кого-то - недостаточное финансирование, кого-то - отсутствие полноценной площадки для репетиций и постановок. Но, тем не менее, программная афиша сумела продемонстрировать и зрителям, и профессионалам, что происходит сегодня с подмосковным театром, какие пути развития для себя он выбирает, какие ценностные ориентиры выставляет для своего зрителя. Можно отметить сразу несколько тенденций, которые проявились в ходе фестиваля. Во-первых, сегодняшний подмосковный театр стремится к стабильности. Это показали практически все коллективы, которые регулярно принимают участие в «Долгопрудненской Осени». Также можно говорить о развитии и стремлении к профессиональному росту и это подтверждает пример Щелковского театра. Еще один приятный тренд - активное обращение к детской аудитории. Примерно половину конкурсной программы заняли именно детские спектакли, причем сделанные на достаточно высоком уровне, что отражает уважение театра как к своим маленьким зрителям, так и, собственно, к себе. Если оценивать детскую афишу фестиваля в целом, можно говорить о том, что за каждым из них стоит серьезная профессиональная работа, сопровождаемая массой затрат - как душевных, так и материальных. Виден тщательный выбор репертуара, основанного и на современном, и на классическом материале, продуманная сценография, костюмы, подбор актерского состава. Очевидно, что современный театр всерьез задумывается о том, какими будут их нынешние зрители через 10 лет, способствуя пробуждению в детских умах и душах чувства прекрасного.

Например, в рамках фестиваля Долгопрудненский театр «Город» представил сразу две серьезные работы для детской аудитории - авторский спектакль «Город мечты. Век XXI», ставший хитом прошлого года, также премьеру нынешнего сезона - рэп-оперу «Аладдин», потрясающую своими декорациями, костюмами, демонстрирующую умение артистов говорить со своим юным зрителем на понятном и близком ему языке - в данном случае, рэпа. Также нельзя не упомянуть мюзикл «Две Бабы-Яги» Пушкинского музыкального театра, «Солдатские сказки на все времена» Малаховского Камерного драматического театра «Витражи», «Теремок» Драматического театра «Стрела» г. Жуковского. Спектакли «Винни Пух» Московского областного театра юного зрителя, «Конек-Горбунок» Истринского драмтеатра, «Сказка о капризной принцессе и короле лягушек» Московского областного театра кукол.

В целом, рассматривая участников конкурсной программы, можно отметить, что все коллективы всерьез подошли к прошлогодним замечаниям жюри, когда практически по каждому спектаклю были отмечены недостатки в сценографии и организации мизансцен. В этом году почти каждая постановка щегольнула тщательно подобранными декорациями, оптимальными сценографическими решениями и продуманными ролевыми рисунками, позволяющими наиболее полно задействовать сценическое пространство.


Призовой фонд

По традиции все участники «Долгопрудненской Осени» получили памятные дипломы. Приз зрительских симпатий завоевала постановка «Собаки» Театрально-концертного центра «Щелковский театр», они же получили диплом участника «За искренность и высокую профессиональную отдачу в утверждении гуманистических принципов жизни». В номинации лучшая женская роль второго плана награда досталась Марине Пантелеевой - актрисе Дмитровского драматического театра «Большое гнездо» за роль Свиньи в спектакле «Очень простая история», мужскую роль второго плана получил ее коллега Олег Хаустов за роль Соседа. Кроме того, спектакль «Очень простая история» получил диплом «За глубоко проникновенный подход к сценическому воплощению смыслов бытия». Приз за главную женскую роль фестиваля в этом году присуждать не стали, зато приз «Надежды» вручили Светлане Добровольской - исполнительнице роли Аси в постановке по одноименной повести И.С. Тургенева Ступинского муниципального театра. Главную мужскую роль присудили Александру Мельникову - исполнителю роли Джека Гейбла в спектакле «Примадонны» Ивантеевского музыкально-драматического театра, также спектакль получил диплом «За яркий актерский ансамбль и владение синтетическим жанром». В номинации «Лучший спектакль по мнению детского жюри» лучшей стала постановка «Аладдин» Долгопрудненского театра «Город» - волшебная восточная сказка, премьера нынешнего театрального сезона. Лучшим же детским спектаклем по мнению зрителей стала «Сказка о капризной принцессе и короле лягушек» Московского областного театра кукол.

Гран-При достался «Примадоннам» Музыкально-драматического театра (г. Ивантеевка). Яркая фееричная постановка получила безоговорочно высокую оценку членов жюри. Они отметили сложность создания такого жанра как комедия положений и оценили успех, который спектакль снискал у зрителей фестиваля.

 

Фото Алексея КОРСАКОВА

Статья в PDF

Фотогалерея