Зимняя роза / Светлана Кухарь (Краснодар)

Выпуск №4-214/2018, Лица

Зимняя роза / Светлана Кухарь (Краснодар)

Зимняя Роза,

Мы встретились с тобой на углу.

Ты стояла в пальто с воротником,

Ты сказала: «Сейчас я умру».

Мы выпили горилки,

Ты двигала левой ногой,

Жаль, что вместо тебя в этом зеркале

Отражается кто-то другой...

Борис Гребенщиков


Зимние розы. Эти почти метровые, гордые, восковой крепости цветы кажутся искусственными и вечными. Но при ближайшем рассмотрении оказываются хрупкими и почти воздушными рукотворными созданиями, способными зачахнуть от малейшего холодного ветерка. Этих красавиц часто дарят на Новый год. И, наверное, поэтому их тонкий, почти неуловимый аромат очень трудно распознать в елочно-мандариновой феерии. Но вот они отогрелись, как будто встрепенулись и, подойдя к вазе, ты ощущаешь даже не запах, нет. Какую-то ауру волшебства и перед глазами всплывают картинки весны, лета, счастья. Одним словом - СВЕТА.

Так и с нашей героиней. Для многих она холодная, недоступная как Снежная Королева, но поклонники Краснодарского Молодежного театра знают ее как тонкую, интеллигентную и многогранную актрису, подарившую нашему театру более 25 лет жизни и более 30 ролей, почти каждая из которых стала событием. И наверное, не зря у нее такое говорящее имя - Света.

Светлана Кухарь - ведущая актриса «Молодежки», признанная прима, сыгравшая десятки главных ролей. И при этом, абсолютно не публичная личность. Она не дает интервью, не бывает на театральных «тусовках», не участвует в телевизионных шоу. Самая известная «загадочная незнакомка». Как мне кажется, тот флер, который окутывает всю жизнь Светланы, можно развеять, всмотревшись в ее героинь, в истоки рождения актрисы и послушав людей, которые работали с ней эти годы.

А началось все в станице Павловской Краснодарского края, где в семье работника районной фильмотеки Евгения Федоровича и бухгалтера районного ДК Анны Ивановны (к слову, закончившей с отличием театральную студию при Краевом театре драмы под руководством М.А. Куликовского) 7 августа родилась девочка Света. Павловская - станица не бедная, ДК один из образцовых в крае, кружки самые разнообразные. Восемь лет наша героиня ходила в балетную студию и бредила огнями Большого театра, а в 9-м классе Алевтина Юрьевна Орел пригласила хрупкую, светящуюся девочку к себе в драмкружок. На несколько лет Светлана становится главной Снегурочкой в родном ДК. А дальше, выбор: «куда пойти учиться», не стоял. Северское культпросветучилище всегда славилось сильными педагогами и мощной профессиональной школой. Руководителем курса Светы был Юрий Николаевич Шханов. Как говорит сама Кухарь: «Намучился со мной, с моим характером, но не отчислил. Довел до конца». Краснодар встретил молодую выпускницу не очень приветливо, но...

Вот оно, солнечное волшебство жизни! В городе будет новый театр, надо срочно формировать труппу и в поле зрения отцов-основателей попадает наша Светлана. Уже первая работа Кухарь в спектакле «Тряпичная кукла», где она сыграла главную роль Реггеди Энн, заставила говорить театральную общественность о появлении в городе новой, самобытной и очень интересной актрисы. И ее дальнейший творческий путь только подтвердил это. Светлана Кухарь, Дмитрий Морщаков, Анатолий Дробязко, Елена Дементьева - вот столпы, на которых возводилось эстетическое и духовное здание Краснодарской Молодежки. Поэтому так пристрастно говорит о ней создатель этого театра Станислав Гронский.

- Признаюсь, я не равнодушен к Светлане Кухарь не только потому, что она как человек светла, добра и интеллигентна, но и потому, что была первой ласточкой, прилетевшей на зов создателей театра и вопреки народной молве, создала для других птенцов-последователей благоприятную атмосферу добротной творческой жизни. За это ей от меня низкий поклон. И потому что через двадцать семь лет работы в театре, пребывая в статусе примы, она сумела сохранить необыкновенную скромность и сумасшедшее обаяние. Жадная до работы, она, как мне кажется, получает огромное удовольствие независимо от того, большая роль или эпизод, заражая энергией творческого поиска своих партнеров по сцене. Светлана Кухарь - редкий экземпляр артистки, которая никогда не разочаровывает ни в обыкновенной жизни, ни на сцене. Поздравляю ее с юбилеем, жду новых ролей, в которых ее талант засверкает новыми красками.

В 1996 году театр возглавил Владимир Рогульченко. Именно при нем Светлана Кухарь сыграла свои звездные роли и именно его она называет главным режиссером своей жизни. И есть, почему. В список героинь, сыгранных Светланой, вошли такие имена, как королева Анна Австрийская в «Молодости Людовика XIV», Ольга в «Евгении Онегине», Наталья Петровна в «Месяце в деревне», Татьяна в «Сценах в доме Бессеменова» по пьесе М. Горького «Мещане», Надежда Федоровна в «Дуэли» по повести А.П. Чехова, Мелисса в «Письмах любви», Аркадина в «Чайке». И это не считая работ у таких мастеров, как Михаил Бычков, Адольф Шапиро, Юрий Иоффе, Павел Хомский.

Всех вышеперечисленных героинь объединяют внешняя хрупкость, бытовая неприспособленность и при этом мощный внутренний стержень. На первый взгляд, ее Надежда Федоровна в «Дуэли» просто ходячий романтизм в сочетании с детским инфантилизмом. Но когда смотришь омовение Лаевского перед дуэлью, понимаешь, сколько внутренней силы, истинно материнской любви в душе этой женщины. Ирина Николаевна Аркадина - образ спорный, зачастую считываемый как отрицательный. Холодная эгоистка, пожертвовавшая сыном ради карьеры. Героиня Кухарь и здесь намного сложнее и многоцветней. Ее Аркадина искренне не понимает, что сын вырос, что у него есть свое восприятие жизни. Есть любовь. Для нее он остался тем угловатым подростком, которому никуда не надо выезжать, которому надо учиться, а не мечтать. И поэтому истерика на озере для нее «гром среди ясного неба». В реакции Аркадиной нет снобизма звезды, а только искреннее недоумение и смех над ребячеством сына. И потому попытка примирения, попытка понять сына, неловкая, неуклюжая, раскрывает ее истинное, но очень глубоко спрятанное отношение к Константину.

Вообще, о каждой работе Светланы можно говорить много и долго. Но лучше предоставить слово тому, для кого Кухарь на долгие годы стала настоящей музой в «Молодежке», режиссеру Владимиру Рогульченко.

- Чем привлекла меня Светлана Кухарь? Органичностью своей личности, искренностью поведения на сцене. Очень тонким чувством партнера. Она умеет своих героинь сделать умными, трогательными, интеллигентными. В них всегда присутствует некий привлекательный шарм, легкий, неуловимый. Легкость, благородство, загадочность, некая грусть и недосказанность. Драматическая, трагическая недосказанность. Все это можно проследить в ее героинях Чехова, Горького, Герни. С ней трудно, но интересно работать. У нее свой взгляд. Всегда долго идет к воплощению внутреннего мира своих героинь. Но работать с ней всегда радостно и результат, зачастую, превосходит ожидание.

Одной из значительных работ, если не самой значительной, стала роль Мелиссы в спектакле «Письма любви». Двенадцать лет эта постановка неизменно собирала аншлаги в зале «Молодежки». История любви двух совершенно разных по стилю жизни, но родственных по духу людей прослеживается через их письма друг к другу на протяжении сорока лет. На наших глазах герои проходят первую детскую влюбленность, подростковое сексуальное взросление, социально - гражданское становление и подходят к апогею жизни. Каждый по-своему. Эндрю (Анатолий Дробязко), успешный сенатор, пожертвовавший ради карьеры любовью всей жизни, и Мелисса, непризнанная художница в психиатрической клинике для алкоголиков, уходящая в Свет по собственной воле. Они очень разные, из разных социальных слоев. Избалованная богатая девочка и мальчик, с детства все зарабатывавший своим трудом. И тем не менее они нашли друг друга и не расставались все годы ни в горе, ни в радости, несмотря на то, что почти все общение - это только письма. В этой роли Светлане Кухарь непонятным способом удалось соединить высокий трагизм и очаровательное «легкомыслие», глубину чувств и поверхностность внешнего проявления. За двенадцать лет я видела спектакль раз десять и не переставала удивляться и радоваться тому, как росли герои пьесы вместе с исполнителями.

Светлане подвластны не только романтические и трагические роли. Ее героиня донна Паскуале в «Кьоджинских перепалках» комедийна и даже острохарактерна. Сегодня эту грань таланта актрисы можно проследить в спектакле «Событие» по пьесе В. Набокова, где она блистательно сыграла Антонину Павловну, этакий женский шарж на Чехова.

Так какая она - Светлана Кухарь? Любящая БГ и «Аукцыон», самодельные игрушки из соломки и своего кота, читающая «Сто лет одиночества» и «Степного волка», краснеющая, когда слышит пошлости и весело хохочущая над «не очень приличным» анекдотом, если он остроумен? Вот что говорит о Светлане ее давний партнер Анатолий Дробязко.

- Трудно говорить о том, к кому относишься как к самому близкому и дорогому человеку. Света для меня родной человек. Потому что вся жизнь в театре пройдена вместе с ней. Она все 25 лет рядом. Чего только между нами не было. И ссоры, и мир. Мы с ней как брат - сестра, как друзья, как великолепные коллеги, как шерочка с машерочкой. Я ей очень доверяю как профессионалу, как партнеру. Мне ее мнение очень дорого. Она, наверное, единственный человек, к которому я могу прислушаться. Потому что у нее замечательный вкус. Правда, иногда она перехлестывает, может и подобидеть, но то, что она грамотный профессионал, это бесспорно. Она очень умная женщина. Умная женщина - редкость, а умная и талантливая, такого вообще почти не бывает. А в ней это сочетается. А сейчас немного обидно, что в последнее время ее мало занимают. Мне кажется, у нее у самой уже возникло желание не только героинь играть, но другие, характерные, возрастные роли. Есть такие попытки, но они не ее уровня. Ей нужны работы посерьезней. В ней еще есть силы, она еще многое может. К ней нужно особое внимание.

Тут можно поспорить с Дробязко. За последние сезоны, кроме эпизода в «Событии», Светлана Кухарь сыграла фрекен Юлиане в «Гедде Габлер», мать в «Дьяволе». Но это все роли не ее масштаба. Отдельно хочется сказать о ее работе в спектакле «Гроза», в котором она появилась в образе Кабанихи, непривычно милосердной, глубоко духовной и безмерно любящей своего сына Тихона. У нее достаточно опыта, внутреннего света для того, чтобы порадовать нас новыми большими ролями. Какими? Это решать тому режиссеру, который захочет открыть нам иную, еще неизвестную Светлану Кухарь. Ведь

Если б мир был старше на тысячу лет

Он не смог бы тебя прочесть;

Ты Зимняя Роза, я просто люблю тебя

Такой, как ты есть.

 

P.S. Кухарь и меркантилизм, бытовуха - несовместимы. Но очень хочется в ближайшем будущем, говоря о ней, добавить «заслуженная артистка». Не для нее, для нас. Ведь звание - это не чин, это признание.

 

Статья в PDF

Фотогалерея