Вспышки дальних огней / К 100-летию Игоря Владимирова

Выпуск №5-215/2019, Дата

Вспышки дальних огней / К 100-летию Игоря Владимирова

1 января 1999 года в газете «Культура» была опубликована заметка Александра Свободина к 80-летнему юбилею Игоря Петровича Владимирова, артиста, режиссера, руководившего Театром имени Ленсовета (а фактически - пересоздавшего его) без малого четыре десятилетия.

А через неполных три месяца Игоря Петровича не стало...

Сокрушаясь в юбилейной заметке, что Владимиров часто болеет и реже появляется в театре, Свободин писал о том, что с годами и десятилетиями роли и спектакли Игоря Петровича возникают в памяти не по хронологии, а как вспышки дальних огней. Удивительно точное определение!.. И далеко не только для автора, написавшего эти слова, но и для зрителей, чье постепенное взросление проходило на работах актера и режиссера в театре и кино.

В детстве увиденный фильм «Тайна двух океанов», где Игорь Владимиров сыграл матроса Скворешню - неформулируемое в ранние годы, но вполне внятное с возрастом ощущение: фантастическое обаяние красивого, мощного человека, которое называется сегодня харизмой; почти не сдерживаемое хулиганство, предельная открытость, даже распахнутость человеческая... Игра? - конечно же, игра, но в том высоком понимании, без которого не существовало для Игоря Петровича ни кинематографа, ни театра.

Не случайно через десятилетие после ухода мастера Михаил Боярский вспоминал не раз и даже не десять раз звучащее на репетициях: «Отдайся весь!..»

Достаточное количество «серьезных», казалось бы, не допускающих ни малейших элементов игры киноролей руководителей разных рангов, военачальников. А и в них нет-нет да вспыхивали лукавые чертики в глазах, ощущалась внутренняя улыбка, спасительная самоирония.

Студентом Кораблестроительного института в Ленинграде он рвался на фронт, но пришлось удовлетвориться народным ополчением, в котором он пробыл почти до снятия Ленинградской блокады, разделив со всеми то горькое чувство, о котором писала Анна Ахматова: был там, «где мой народ, к несчастью, был». К этому времени давно уже не было в живых отца - офицера белой армии, так что со своим народом он был с ранних лет во всем...

Закончив Кораблестроительный, Игорь Владимиров проработал несколько лет инженером по специальности, а затем поступил в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского на актерский курс И.В. Мейерхольд и В.В. Меркурьева. Он ставил в разных театрах, играл на сцене тогдашнего Театра Ленинского комсомола, где сама судьба свела молодого героя, активно задействованного в репертуаре, с назначенным новым главным режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым.

Проницательный Товстоногов вскоре понял, что в импровизациях, предлагаемых недавно вступившим на подмостки артистом, в его тяге к игре кроются черты режиссерского будущего и, покидая театр для перехода в БДТ, влачивший к тому времени плачевное состояние, пригласил с собой Владимирова в качестве режиссера-стажера. А спустя всего четыре года Игорь Владимиров был назначен главным режиссером Театра имени Ленсовета, который находился отнюдь не в лучшем состоянии.

И здесь он начал строить театр-дом, создавая настоящую семью из артистов труппы и своих учеников, которых начинал выпускать на подмостки еще студентами. Обновленная труппа сложилась не сразу, но довольно скоро - Георгий Жженов, Анатолий Равикович, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Михаил Боярский, Лариса Луппиан, Ирина Мазуркевич, Эра Зиганшина, Сергей Мигицко... И - бриллиант этого драгоценного ожерелья - Алиса Фрейндлих.

Их встреча произошла в Театре им.В.Ф. Комиссаржевской, где Владимиров ставил один из первых своих спектаклей «Время любить».

И вновь - вспышки дальних огней, оставшиеся потрясениями на всю жизнь: арбузовские Таня и Лика в «Моем бедном Марате», володинская Дульсинея Тобосская, Катерина Ивановна из «Преступления и наказания», а затем - подлинные взрывы - едва ли не первые мюзиклы на отечественной сцене «Укрощение строптивой», поставленное по словам композитора Геннадия Гладкова, написавшего музыку к спектаклю, против всех канонов, норм, привычек. «Бременские музыканты», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Люди и страсти», «Трехгрошовая опера», спектакли, в которых отчетливо выразились и удивительная музыкальность режиссера, и его яркий юмор, и неудержимая страсть к игре, пропитанной иронией и... сентиментальностью.

Может быть, я и ошибусь. Но для меня это органическое соединение иронии (точнее - самоиронии) и сентиментальности особенно очевидно проявилось в роли Гаева в «Вишневом саде», в спектакле в целом и в пронзительном дуэте Раневской и Гаева, Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова.

А еще в фильме «Старомодная комедия», где этот ослепительный (другого эпитета не подобрать!) дуэт с юмором, горечью, мудро и красиво проживал тот отрезок жизни, что поэтизировать мы как-то не привыкли...

И нельзя не вспомнить поистине гражданский поступок Владимирова, давшего возможность поставить на своей сцене спектакль «Мистерия-буфф» весьма «неблагонадежному» с точки зрения ленинградских властей Петру Фоменко. Впрочем, прошел этот спектакль всего несколько раз...

Несмотря на то, что театр жил насыщенной творческой жизнью, привлекая многочисленных зрителей, он все равно оставался для руководства городом в тени великого БДТ - тогда, может быть, это казалось в какой-то мере естественным, а из дня сегодняшнего видится иначе: несправедливостью, какой-то поистине драматической недоданностью талантливейшему режиссеру и его одаренной труппе. Привычно выделяли признанную звезду, Алису Фрейндлих. Привычно критики вскользь говорили о спектаклях, на которые зрители шли толпами. И, конечно, это не могло не задевать Игоря Петровича, наделенного иным, нежели у Георгия Александровича Товстоногова, восприятием театра.

Хуже оно было или лучше - смешно и кощунственно даже задумываться об этом. Прорастая из одного корня, дерево порой делится на несколько стволов, и невозможно сравнить, какой из них краше. А ствол был, несомненно, один: восприятие театра как места, в котором необходимо «вернуть человеку способность задуматься», как говорил Игорь Владимиров в одном из интервью. А для этого необходимо отдаться полностью, без остатка тому, чему ты взялся служить.

Впрочем, Владимиров любил повторять, что в театре не служат, а играют, и именно в игру надо вложить свою человеческую сущность, свои знания, наблюдения, опыт личности и актера. Только тогда возможен результат.

Но разве Товстоногов проповедовал что-то противоположное?

И сегодня артисты, работавшие с Игорем Петровичем Владимировым, повторяют: «Мы помним, как нас любили...» То же если и не говорят, то, несомненно, чувствуют те, кто работал с Георгием Александровичем Товстоноговым.

Это очень важно.

Как важно и то, чтобы многие, не знающие сегодня Игоря Владимирова, но уверенные в том, что Владимирский проспект назван его именем, помнили: прошло сто лет со дня рождения большого мастера, режиссера, артиста, педагога. И вот уже 20 лет, как его нет не только в жизни близких людей, но и всех тех, кто причастен к театральному искусству как творец и как зритель.

Фото с сайта Театра имени Ленсовета

 

Статья в PDF

Фотогалерея