СЕВЕРСК. Под созвездием Стола

Выпуск №5-215/2019, В России

СЕВЕРСК. Под созвездием Стола

Очередная премьера состоялась в этом сезоне в Северском театре для детей и юношества. Художественный руководитель театра Александр Загораев обратился к русской классике, к Островскому, к пьесе «Доходное место».

Вместе с ним над спектаклем работали Леонид Пантин (художник-постановщик), Ирина Смирнова (художник по костюмам), Екатерина Авдюшина (балетмейстер), Наталия Гара (художник по свету), Юлия Морозова (музыкальное оформление).

Сценическая судьба «Доходного места» очень непроста. Оно оказалось в числе одного из наиболее часто запрещавшихся к постановке произведений драматурга вплоть до 90-х годов ХХ столетия. В ХIХ веке спектакли по этой пьесе не раз снимали в день премьеры, сама пьеса находилась под цензурой шесть лет. Проблемы, поднятые в «Доходном месте», сегодня необычайно актуальны. Они волнуют людей ХХI века точно так же, как волновали современников Островского. А все потому, что сатирический талант драматурга в этой пьесе достиг своего апогея. Он беспощаден в разоблачении пороков общества и людей. Это своеобразный портрет социума в Эпоху денег.

Спектакли по пьесе «Доходное место» сейчас идут во многих театрах нашей страны. Так что Северск, безусловно, оказался в театральном тренде.

Напомним, что в «Доходном месте» речь идет о молодом человеке Василии Жадове, который пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность считается пороком. Где, если переиначить пословицу, место красит человека, а не наоборот.

Полина, любящая и любимая жена Жадова, устав от бедности, умоляет его пойти на поклон к богатому дяде и попросить «доходное место». Под давлением обстоятельств молодой человек едва не отступает от своих принципов, но в последний момент находит в себе силы и клянется «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Кажется, что честь и достоинство восторжествовали, но для зрителя очевидно, что ждать перемен Жадову придется очень долго...

Александр Загораев обозначил жанр своей постановки, как «послание потомкам в двух актах» и очень удачно, на мой взгляд, ввел в качестве действующих лиц в свой спектакль группу детей. Они появляются по сигналу то ли гимназического колокольчика, то ли колокола вечевого (символ читается двояко) всякий раз перед началом «нравоучительных» монологов «сильных мира сего»: Вышневского, Юсова, Кукушкиной - и рассаживаются рядком, прилежно внимая уроку.

И только в сцене, где Жадов приходит в дом к дяде просить «доходное место», дети начинают бунтовать и пробуют остановить происходящее, как бы не желая смириться и принять поступок героя.

Вообще, различных знаков в этом спектакле достаточно много. Символична сценография, придуманная художником-постановщиком Леонидом Пантиным. Столы и стулья разных размеров - от маленьких до огромных - символизируют иерархическую лестницу, социальный «лифт», по которому всеми силами стараются взобраться герои к заветной цели - «доходному месту». Именно оно является главным мерилом человеческой ценности в этом обществе. Интересно, что достигшие «положения и денег» герои возникают первоначально на сцене исключительно в креслах, тем самым отличаясь от «неудачников» и неимущих.

Даже в «звездном небе», созданном с помощью видеопроекторов над головами действующих лиц, появляется новое символическое созвездие - созвездие стола, доходного места.

На фоне условных декораций очень органично смотрятся не совсем исторические, а скорее стилизованные под эпоху костюмы, решенные в коричнево-бежевой гамме. Их автор - художник по костюмам из Верхнего Волочка Ирина Смирнова.

В этом спектакле практически все актерские работы хороши. Видно, что они получают наслаждение и от прекрасного русского языка, и от каждой, даже самой крошечной роли, и от режиссерского замысла в целом.

Великолепна в образе Кукушкиной заслуженная артистка России Татьяна Угрюмова, сумевшая насытить свою роль множеством оттенков и красок. Страдающее материнское сердце и холодный расчет, женское обаяние и убийственная жесткость - все смешалось в ее героине!

Убедительные образы «хозяев жизни» создают Евгений Андриянов (Вышневский) и Сергей Иванов (Юсов). Их персонажи неоднозначны, в какие-то моменты им даже сочувствуешь.

То же самое можно сказать и о Досужеве - герое-резонере, которого сыграл Анатолий Кудрявцев. Он получился у него живым, не плакатным (увы, у некоторых режиссеров Досужев зачастую выглядит довольно ходульным).

Женственной, чуткой, душевно израненной от отсутствия любви и понимания, но сохранившей чувство собственного достоинства, которое проявляется и в манере двигаться и говорить, и во взгляде, предстает перед зрителями Анна Павловна Вышневская в исполнении Натальи Дубровой.

По-новому раскрывается в роли Юлиньки Лилия Грекова. Образ, созданный молодой актрисой, дан в развитии, и ему веришь безоговорочно.

Вообще, молодежь в этом спектакле ничуть не уступает опытным актерам. Видно, что молодые артисты немало потрудились, чтобы найти какие-то характерные черты для своих персонажей, максимально «очеловечить» их.

К примеру, очень интересно наблюдать за Белогубовым в исполнении Павла Кузьмина. Не обремененный большим умом и способностями, угодливый, пресмыкающийся молодой человек (артист хорошо передает эти качества пластикой, интонацией), обретя доходное место, положение и деньги, становится совсем иным. В его движениях появляются уверенность и самолюбование, меняется тембр голоса и сама манера говорить.

Спектакль «Доходное место» стал дебютом для только что влившихся в этом сезоне в труппу выпускников екатеринбургского театрального института - Сергея Шульги и Анастасии Осокиной - исполнивших главные роли, Жадова и Полины.

Надо сказать, что первый их опыт в театре оказался весьма успешным. Они убедительны, обаятельны, в них чувствуется потенциал.

Наконец, нельзя не сказать и об эпизодических ролях. Хотя это понятие у Островского весьма относительно (буквально каждый персонаж в его пьесах несет большую смысловую нагрузку, каждый индивидуален). Актеры Игорь Григорьев (Григорий), Лана Девяшина (Стеша), Денис Иванищев (Василий), Олег Матэрн (Антон) и Иван Непомнящий (Мыкин) великолепно справились с созданием живых, запоминающихся, индивидуальных образов!

Фото Евгения СЕДЕЛЬНИКОВА

 

Статья в PDF

Фотогалерея