УСТЬ-ИЛИМСК. Логика сердца

Выпуск №5-215/2019, В России

УСТЬ-ИЛИМСК. Логика сердца

Чеховская «Каштанка» Усть-Илимского театра драмы и комедии - спектакль очень русский, и оттого он получился глубоко исповедальным и личным. Чтобы поставить этот спектакль, краснодарскому режиссеру Елене Журавлевой пришлось проделать огромный путь буквально на перекладных, так как до городка на берегу прекрасной Ангары нет прямого сообщения.

Постановщик встретила труппу удивительно гибкую, работающую с огромной самоотдачей и готовую платить добром за добро. Сама Елена Журавлева представляет собой тип режиссера, который в профессии не разменивается на эффекты, а ищет и, как правило, находит заложенную в материале суть. Если это Чехов, он обязательно будет представлен с той долей остроумия, иронии и грусти, когда озорство и печаль неразлучны, и классика останется классикой.

Пока зритель рассаживается, хозяин Каштанки в углу сцены рубанком строгает доску, делая это аккуратно, спокойно. А под куполом звучит распев молитвы «Радуйся, Невесто Невестная». Запах опилок, духовные песнопения создают особую атмосферу, когда обыденность и возвышенное, грешное и святое заставляют душу маяться и радоваться.

Каштанка в исполнении Елены Лобынцевой - очень трогательное существо, и с хозяином у них полное взаимопонимание. Едят из одной тарелки, собака, уткнувшись в бок Луки Александровича (Валерий Округин) засыпает под его пьяный храп. Он может и тумаков надавать своей любимице, но все это воспринимается Каштанкой как само собой разумеющееся. «Бьет, значит любит».

Художники Надежда Бахлынова и Елена Ковальчук создали мир простой и аскетичный. Дверные проемы разные по высоте, круг - арена, опилки, деревянные канавы, превращающиеся в цирковые парапеты. Костюмы тоже очень простые - телогрейки, шинели, пальто с каракулем, грубая обувь... Да и на самой Каштанке незамысловатое коричневое платье и ботинки не по размеру. Художники и режиссер ушли от конкретного времени, бытословия, и происходящее на сцене воспринимается как человеческая история.

Попав в дом циркача, где тепло и уютно, Каштанка все равно тоскует. И Кот Федор Тимофеевич (Александр Гюрджян), и Гусь Иван Иванович (Павел Якимкин), и Свинья Хавронья Ивановна (Мария Пиминова) стали для нее добрыми соседями, даже приятелями, но не родными душами, как обожаемый ею столяр Лука. Много нового открылось для Каштанки в доме Незнакомца (Андрей Бетченков). Горьким, ранящим душу событием, стала смерть Гуся, которого очень проникновенно сыграл Павел Якимкин. Эта сцена выстроена тонко, трепетно. Видно, что Гусю больно, он как ребенок в растерянности. Вообще, здесь все герои напоминают детей - непосредственных, беззащитных и трогательных. И это несмотря на то, что в спектакле Елены Журавлевой присутствует и разудалый пляс, и песни из категории «разгуляй», и знакомый всем «собачий вальс», но лейтмотивом звучит знаменитая минорная «То не ветер ветку клонит».

Спектакль, как и все постановки этого режиссера, полон мелодий, песен, пластических картин. Столяр не расстается с балалайкой, мы слышим аккордеон, фортепиано. Все очень точно вписано в ткань постановки и рождает образ-интонацию то какой-то безысходности и давящей грусти, то радости, порой безудержной, неистовой. Для Каштанки достаточно любить самой, пусть даже без особой взаимности, и в этой привязанности для нее заключается самое главное. Бросив сытую жизнь, она возвращается к своему пьянице-хозяину, с которым безмерно счастлива. Какая логика? Увы, у любви нет логики, а есть лишь сердце, которое и диктует поступки.

Сказать, что постановщик переосмыслил Чехова? И да, и нет. «Каштанка» Елены Журавлевой больше похожа на монолог о человеческой душе, в данном случае о русской - грешной, чистой, нелогичной, вечно мечущейся и страдающей. Северяне смотрели спектакль со слезами на глазах. Но театр он на то и театр, чтобы вызывать сильные эмоции.

 

Фото предоставлено пресс-службой театра

Статья в PDF

Фотогалерея