ТЕАТР И ПОЭЗИЯ / II Республиканский фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан»

Выпуск №5-215/2019, Фестивали

ТЕАТР И ПОЭЗИЯ / II Республиканский фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан»

С 19 по 25 ноября 2018 года в Дагестане проходил второй по счету театральный фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан», организованный Театром поэзии этой республики совместно с Министерством культуры при поддержке Союза театральных деятелей РФ и Союза писателей РД.

Дагестан с полным правом можно назвать одной из самых поэтических республик Северного Кавказа и всей России. Здесь даже одна из горных вершин носит название Пушкин-тау, так как очень напоминает своим абрисом профиль Александра Сергеевича. Автора этих строк поразило то, с каким трепетом и почтением относятся дагестанцы к истории края, к своим знаменитым народным поэтам, как много знают об их жизни и творчестве. Поэтому создание такого театрально-поэтического фестиваля, как «Воспевшие Дагестан», стало жизненно необходимым для представителей всех народов многонациональной республики. И Театр поэзии под руководством настоящего подвижника Елены Гаруновой счел его проведение своей важнейшей творческой миссией.

Интерес к этому театральному форуму в Дагестане необычайно велик. Второй фестиваль, как и первый в 2016 году, вызвал большой интерес и специалистов, и простых зрителей, представляющих разные народы Дагестана. В этой республике по официальным данным проживают представители 33-х национальностей, каждая из которых имеет свой язык и традиции. Но это не мешает людям с большим уважением относиться к культуре братских народов. Фестиваль продемонстрировал: в зрительных залах на спектаклях национальных театров присутствовало немало людей, интересующихся театром и поэзией своих соседей. Все спектакли были посвящены знаменитым национальным поэтам республики и тем, кто писал о ней и прославлял ее. Большинство творческие коллективов, участвовавших в фестивале, произвело хорошее впечатление. И не беда, что пока кому-то не хватает мастерства: его недостаток компенсируется огромным эмоциональным подъемом авторов и исполнителей, искренностью и гордостью за свой народ и своего поэта.

Открылся фестиваль спектаклем Аварского музыкально-драматического театра им. Гамзата Цадасы «Страстная любовь и жгучая ненависть», созданным по биографическим документам и произведениям великого поэта Расула Гамзатова - почитаемого и любимого всеми дагестанцами, независимо от принадлежности к той или иной народности. Масштабное театрально-поэтическое полотно, поставленное режиссером, народным артистом Дагестана, художественным руководителем театра Хайбулой Абдулгапуровым, состоит из нескольких частей, каждая из которых так или иначе отражает этапы творческого пути Расула Гамзатова и его размышления о своем народе, истории, культуре, семейных традициях. Спектакль, в котором занята вся труппа театра, не был лишен некоторой патетики и выспренности, а также ряда недостатков постановочного характера. Но в целом зрелище получилось красочным, насыщенным действием, интересными пластическими эпизодами и замечательными песнями (музыка народного артиста СССР Мурада Кажлаева и других дагестанских композиторов). Особенно впечатлила хореографическая композиция, навеянная знаменитым стихотворением Р. Гамзатова «Журавли». (В спектакле она была спета на музыку Шамхала Шамхалова на аварском языке.) Образ Расула Гамзатова в разном возрасте воплотили молодой артист Хайбула Хасаев и народный артист Дагестана, заслуженный артист России Гусейн Казиев. И если молодому актеру не всегда удавалось преодолеть некоторую велеречивость своего героя, то Г. Казиев сыграл роль мастерски, показав зрителям разные черты характера знаменитого поэта. Запомнился и заслуженный артист Дагестана Магомед Абдулатипов в роли поэта Гамзата Цадасы - отца Расула Гамзатова.

Истории жизни другого поэта, основоположника лезгинской письменной литературы Етима Эмина, родившегося 180 лет назад, посвятил свой спектакль Государственный лезгинский музыкально-драматический театр им. Сулеймана Стальского, расположенный в старинном городе Дербенте. Спектакль «Етим Эмин» по пьесе Ибрагима Гусейнова поставил народный артист Дагестана, главный режиссер театра Мирзабек Мирзабеков. Жанр спектакля обозначен в программке как музыкальная трагедия, и действо по своей структуре и эмоциональному накалу напомнило если не оперу, то кантату. (Недаром авторы спектакля предпослали ему в программке краткую аннотацию, похожую на либретто.) Печальное театральное повествование о великом поэте велось неспешно, в основном без суеты и экзальтации, хотя порой казалось несколько однообразным в части режиссерского решения. Бросались в глаза длинноты, излишняя патетика, малосущественные детали, которые только разжижали действие. Безликой оказалась и сценография. Но это в определенной степени компенсировалось хорошей игрой некоторых актеров, прежде всего, заслуженного артиста России Абдуллаха Габибова в заглавной роли. Восхитила зрителей и совсем юная актриса, 9-летняя Мариам Заирбекова, ярко и талантливо сыгравшая дочь главного героя Муслимат.

Работающий в том же многонациональном городе Дербенте Азербайджанский государственный драматический театр показал драму «Жизнь, прошедшая в войне». Спектакль поставлен по пьесе Хагани Алиева, основанной на поэме Наримана Агасиева, в основе которой лежит история жизни и боевого пути Героя Советского Союза Шамсуллы Алиева. В этом спектакле высокая поэзия сплетается с героическим подвигом главного героя - скромного директора сельской школы, просветителя своего народа, который добровольцем ушел на фронт и погиб в бою на подступах к городу Керчь, ведя в бой однополчан. Режиссер - заслуженный артист Азербайджана Сарвар Алиев - вместе с актерами воссоздает на сцене разные эпизоды жизни героя: мирные будни и боевые подвиги. Спектакль не лишен недостатков, порой серьезных. В нем, как и в некоторых других фестивальных постановках, ощущается слабость драматургии, исторические неточности, скудость сценографии, актерский наигрыш. Но в целом он был сыгран честно, с большим энтузиазмом, горячо и порывисто. То, что театр включил в репертуар спектакль о войне и об одном из своих земляков-героев, заслуживает уважения как серьезный гражданский и творческий поступок.

Третьим спектаклем, показанным в Дербенте, стала премьера Табасаранского драматического театра «Сообщите друзьям» по пьесе Эльмиры Ашурбековой в постановке Джанбулата Габибова. Здесь так же, как и в предыдущем, рассказывается об одном из героев Великой Отечественной войны, который воспел родной Дагестан и подвигами на поле боя, и стихами. Это табасаранец Багаутдин Митаров, который, несмотря на свою молодость, был известен как поэт, писатель, педагог, борец с неграмотностью, автор-составитель общего сборника табасаранских советских поэтов. Неплохо построенный сюжет пьесы состоит как бы из двух пластов: первый - это очень не простые фронтовые реалии жизни советского солдата и его окружения, в которых находилось место и замечательным стихам, пронизанным верой в победу. Второй пласт - его воспоминания о прежней жизни в селе. Учитывая то, что на фестивале спектакль был показан впервые, зрители прощали авторам некоторые огрехи и упущения. Тем более, что театр вынужденно играл на сцене Лезгинского театра по причине аварийного состояния своего здания. Остается надеяться, что Министерство культуры и другие руководящие органы республики в недалеком будущем помогут замечательному табасаранскому творческому коллективу обрести свой дом, и благодаря этому зрители смогут смотреть спектакли своего национального театра в реконструированном здании.

Интересной по замыслу и по сценическому воплощению стала композиция Дагестанского государственного театра кукол «Горы Кавказа, приветствую вас!», созданная на основе произведений М.Ю. Лермонтова. (Авторы сценария Вадим Домбровский и Раиса Курбанова, режиссер Вадим Домбровский). Это театральное сочинение контрастировало с патетическим настроем практически всех фестивальных спектаклей. Его «действующими лицами» стали Кавказские горы, горцы, Терек, Каспий, замечательная музыка и, конечно, Михаил Юрьевич Лермонтов, сосланный на Кавказ и сбросивший с себя суету и интриги «завистливого и душного света» и пытающийся обрести здесь душевную гармонию. В постановочном плане спектакль интересен тем, что в нем сочетаются живой план, теневой и картонный театр. Кроме того, он необычно оформлен: по порталам небольшой сцены художник Наталья Кашенина расположила панно с увеличенными рукописными текстами лермонтовских стихов, а в центре - довольно большой экран, на котором демонстрируются интересные фотографии и видеосюжеты, окунающие зрителя в дивные горные ландшафты Дагестана и морские просторы Каспия. Экран используется также для теневого театра, на нем периодически возникают фигуры разных персонажей: горца, горянки и Максима Максимыча. А над порталами с лермонтовскими строчками появляются выполненные в технике картонного театра персонажи из прежней, петербургской, жизни поэта, в том числе, его дама сердца, которой он посвящает стихи и романсы. Добавляет очарования образ Поэта, воплощенный молодым актером Татамом Ибрагимовым. В его исполнении Лермонтов предстает перед зрителем романтическим юношей, познающим новый мир и новых людей, в сердце которого сохраняется неизбывная память о былом. Хорошему актеру, пожалуй, пока еще не хватает лермонтовского драматизма и душевной маеты, но хочется надеяться, что это дело наживное.

Дагестанский государственный кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова предложил зрителям спектакль по классическому произведению Расула Гамзатова «Асият». Масштабное театральное повествование режиссера заслуженного деятеля искусств РФ Ислама Казиева посвящено жизни простых людей дагестанского аула, их традициям и взаимоотношениям. Драматическая история кончается трагически: главная героиня по имени Асият погибает от рук отвергнутого ею жениха Османа. Спектакль многонаселенный, в нем немало интересных актерских работ, хотя некоторым артистам порой изменяет чувство меры: их эмоциональность иногда перерастает в крикливую экзальтированность. В роли Поэта запомнился один из старейших актеров республики народный артист РФ Айгум Айгумов, в роли Салмана - народный артист Дагестана, заслуженный артист России Бойсолтан Осаев, в острохарактерной роли Лабазана - народный артист Дагестана, заслуженный артист России Имамитдин Акаутдинов. Образ трепетной, нежной, но обладающей твердой волей Асият замечательно воплотила на сцене молодая актриса Камилла Шамилова, талантливая игра которой позволяет предположить, что ее ждет большое творческое будущее.

Государственный Ногайский драматический театр показал литературно-музыкальную композицию «Кадрия», посвященную жизни и творчеству любимой многими дагестанцами поэтессы с трагической судьбой Кадрии Темирбулатовой. В предуведомлении к этому поэтическому действу (режиссер-постановщик - лауреат Госпремии РД, народный артист Дагестана Байсолтан Джумакаев) сказано, что в основу спектакля положены наиболее яркие произведения Кадрии, объединенные темами любви к Родине, трепетного отношения к матери. В целом это театру удалось, хотя стихотворения прекрасной поэтессы порой звучали высокопарно, звуковая подача и чрезмерная эмоциональность временами входили в противоречие содержанию стихов. Но надо отдать должное искренней театральной команде: своей композицией они делают большое дело, привлекая внимание зрителей, особенно молодых, к творчеству изумительной ногайской женщины, «поэта божьей милостью», чья жизнь оборвалась после жуткой трагедии, когда ей было всего 30 лет...

Приз за лучший спектакль фестиваля разделили два театра: Лакский государственный музыкально-драматический им. Э. Капиева и Театр поэзии. Театральная поэма «Невыплаканные слезы» создана Лакским театром по «Фронтовым дневникам» замечательного поэта и прозаика Эфенди Капиева. Спектакль, поставленный заслуженным деятелем искусств РФ режиссером Исламом Казиевым вместе с заслуженным художником Республики Дагестан  Аскаром Аскаровым, произвел сильнейшее впечатление и сценографическим решением, и режиссерским замыслом, и актерскими работами. Но прежде всего, потрясла его литературная основа - пронзительные фронтовые записки поэта и писателя, который был командирован на фронт для создания книги о бойцах и командирах. Прочитав до этого немало документальной прозы о войне, автор этих строк был поражен трагической простотой, абсолютной достоверностью и человечностью произведения Э. Капиева. Его записки напрочь лишены высокопарности, ура-патриотизма и приукрашивания действительности. Перед зрителем чередой проходят самые простые люди, «труженики войны»: от командиров до рядовых солдат, медсестер и санитарок. Но их сцены и монологи отнюдь не похожи на привычный героико-поэтический монтаж, это увлекательное, цельное и динамичное действо, подчиненное общему художественному замыслу. Некоторые из записок Э. Капиева производят поистине ошеломляющее впечатление, вызывая ком в горле, а порой и слезы. Хотя никто не старается разжалобить зрителя: напротив, практически все сцены играются очень достойно, сдержанно и умно. Трудно выделить кого-то из участников спектакля: каждый из них вложил в общее дело часть своей души, создав незабываемый общий художественный образ. И если бы на фестивале были предусмотрены призы за лучшую режиссеру и сценографию, то я бы предложил вручить их И. Казиеву и А. Аскарову.

Второй лауреат главного приза - спектакль Театра поэзии «Я родилась зимою» режиссера Карена Мкртчяна по пьесе Аризы Батыровой, созданной на основе прозаических и поэтических произведений народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой. Театр поэзии - один из организаторов и вдохновителей фестиваля «Воспевшие Дагестан» - является самым молодым в республике и представляет собой уникальное учреждение культуры. Он не имеет собственной труппы и, задумывая постановку спектаклей, приглашает актеров из других театров, которые, невзирая на занятость, с удовольствием играют в небольшом и уютном зале. Поэтому театр имеет возможность формировать репертуар, в котором немало примечательных произведений. Спектакль оказался похожим на сам театр: он столь же тонок, негромок и изыскан. Главными его героинями стали сама поэтесса (заслуженная артистка Дагестана Майсарат Абдулмеджидова), пишущая о поэте писатель и ученый-профессор Лейла Халилова, роль которой блистательно сыграла заслуженный деятель искусств Дагестана Изумруд Алиева, а также эти героини в разных возрастах. В спектакле нет каких-то ярких режиссерских приемов, новаций и той актерской экзальтации, которая была свойственна большинству участников фестиваля. Интересная история встречи взрослой поэтессы с молодой влюбленной парой, произошедшая в наши дни, дополняется воспоминаниями о ее военном детстве в горном дагестанском ауле и трагической судьбе некоторых ее односельчан. Небольшой по продолжительности эпизод в ауле, сыгранный прекрасными актрисами, прежде всего, заслуженной артисткой Дагестана Наирой Хабибулаевой в роли Субайбат, по-настоящему потряс. Одним из главных действующих лиц спектакля стала превосходная музыка заслуженного деятеля искусств Дагестана Рамазана Фаталиева, которая была исполнена «вживую» самим автором. Восхитили и песни на стихи Фазу Алиевой в исполнении автора музыки, народной артистки Дагестана, дивной певицы, обладательницы необыкновенного контральто Джамили Гамзатовой. Спектакль стал мощным заключительным аккордом фестиваля, который, безусловно, вошел в театрально-поэтическую летопись Дагестана.

Приятно, что руководство республики, в частности, министерство культуры Дагестана приняло самое активное участие в организации и проведении фестиваля-конкурса «Воспевшие Дагестан». Заместитель Министра культуры Мурад Гаджиев, знающий театральное дело не понаслышке, на церемонии закрытия поздравил победителей и выразил уверенность, что фестиваль продолжит свою жизнь. «В будущем мы надеемся на расширение географии проекта, ведь во всей России, в каждом регионе много замечательных поэтов». Остается верить в то, что его мечты сбудутся, и в скором времени на фестиваль будут приходить заявки не только из театров Дагестана, но со всего Северного Кавказа, а возможно даже из других регионов России.

 

Фото Гаджикурбана РАСУЛОВА

Статья в PDF

Фотогалерея