Когда цветет чертополох / Премия в области литературы о театре "Театральный роман"

Выпуск №5-215/2019, In brief

Когда цветет чертополох / Премия в области литературы о театре "Театральный роман"

В середине декабря в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина состоялась юбилейная V церемония вручения ежегодной Премии в области литературы о театре «Театральный роман».

Генеральный директор музея Дмитрий Родионов: «Для нас большая радость в небольшой, но талантливой компании читать эти книги, определять номинантов, лауреатов. Это огромное удовольствие, но все-таки еще и миссия, которую мы для себя определили как просвещение широкой читательской и зрительской аудитории о тех книгах, которые выходят в нашей стране, о которых не так широко говорят наши СМИ. А книги выходят замечательные! За эти годы в числе лауреатов выдающиеся театральные деятели - актеры, режиссеры, художники, ученые, занимающиеся историей театра. Нас искренне радует, что это наше начинание получило поддержку у театрального сообщества, среди людей, которые искренне любят театр - в самом глубоком содержании этого слова - любовь. То, что Премия отмечает пять лет, это, поверьте, уже неожиданность для нас. Как-то быстро время прошло, и с той поры книг стало выходить больше, они серьезные и талантливые. Жалко, конечно, что пока тиражи этих изданий не растут, но, может быть, мы совместными усилиями поменяем эту тенденцию, и они будут получать то количество читателей, которое заслуживают».

Занимательно, что символом Премии выбран чертополох. В прежнее время образ этого колючего растения был популярен в архитектуре, декоративно-прикладном и ювелирном искусстве эпохи модерна. Архитектор Карл Гиппиус использовал его в оформлении фасадов и интерьеров усадебного дома Бахрушиных, ныне театрального музея. Общеславянские корни слова «чертополох» позволяют перевести его как «пугающий чертей». Это позволило наделить цветок магической функцией - отгонять нечистую силу. В наше время такое предназначение тоже может быть небесполезным даже в театральной среде. В графическом изображении цветка можно увидеть металлическое перо - когда-то основной инструмент людей пишущих. Инструмент устарел, но не устарело его значение. Александр Ширвиндт язвительно пошутил: «Я в последнее время много всяких статуэток получил, но чертополох... это значимо, потому что мы такие писатели, что только чертополох и получать». Александр Анатольевич, конечно, пошутил, потому что его книги, равно как и книги всех остальных номинантов и лауреатов, интересны, остроумны и поучительны. За них можно не одну, а все возможные премии получить.

Лауреатами 2018 года стали художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин за книгу «На берегах утопий: разговоры о театре»; Алла Демидова за книгу «Всему на этом свете бывает конец...»; историк театра, театровед Видмантас Силюнас за «Тайны сценического языка испанского классического театра»; художник, сценограф Сергей Бархин за книгу «Театр Сергея Бархина. Альбом эскизов, фотографий макетов и главных спектаклей за пятьдесят лет творческой работы в театрах»; профессор РГИСИ, доктор искусствоведения Галина Титова за книгу «О Мейерхольде и других», художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт за книги «В промежутках между», «Проходные дворы биографии», «Склероз, рассеянный по жизни». Специальным дипломом Премии за активную издательскую деятельность в области литературы о театре был награжден Государственный институт искусствознания.

Церемония награждения сопровождалась забавными музыкальными номерами студентов Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова) и Театрального института имени Бориса Щукина (художественный руководитель курса Людмила Ворошилова). Возможно, кто-то из этих молодых ребят со временем тоже станет лауреатом «Театрального романа» и в своих мемуарах будет вспоминать эту юбилейную церемонию как одно из самых ярких и запоминающихся событий.

Фото с сайта gctm.ru

Статья в PDF

Фотогалерея