Театральная экспансия, или Фестивальный Perpetuum Mobile / Фестиваль "Карусель" в Рязани

Выпуск №5-215/2019, Любительские театры России

Театральная экспансия, или Фестивальный Perpetuum Mobile / Фестиваль "Карусель" в Рязани

Центром веселых безобразий, которые происходили на закрытии «Карусели-2018» в Рязани, стали подмостки Рязанского театра кукол. Два клоуна, белый и рыжий, рыдая и гремя литаврами, вызывали на сцену высоких гостей и членов жюри для награждения победителей. «Капуста», приготовленная участниками, не давала общему зрелищу погрузиться в атмосферу торжественного пафоса. В общем, в «шутках, свойственных театру», не было недостатка.

Нынешняя «Карусель» по срокам проведения совпала с другим театральным фестивалем. «Свидания на Театральной» демонстрировали рязанским зрителям мастерство профессиональных артистов в спектаклях о любви. Казалось бы, такое обилие сценических впечатлений - явный перебор для областного центра. Но, как оказалось, поклонников Мельпомены в Рязани вполне хватило на два столь масштабных театральных праздника. Более того, не могу удержаться от несколько пафосной метафоры - между двумя фестивалями возникала «вольтова дуга» художественного напряжения. Заочное сценическое соревнование любителей и профессионалов придавало особый смысл тотальному празднику театра, который на неделю без малого поселился в городе.

С точки зрения постановочной культуры, технических средств, профессиональной подачи материала «Свидания на Театральной» ни оставляли своим «любительским» коллегам никаких шансов. Но, как оказалось, у «Карусели» припасены свои козыри. Творческая отдача, сценический трепет, наивная вера в происходящее на сцене с лихвой компенсируют отсутствие изысков сценографии и уверенность маститых мастеров. Ни раз и не два на ум приходили слова Владимира Ивановича Немировича-Данченко о том, что для возникновения театра достаточно скромного коврика и двух артистов.


География подтверждает

К сожалению, автор этих строк был лишен возможности сравнения, так как состоял членом жюри «Карусели» и просто физически не мог оказаться в зрительном зале театра драмы. Так что впечатления основываются исключительно на спектаклях 14 любительских коллективов, представляющих значительную часть России. Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Республика Марий Эл, Екатеринбург, Барнаул, Воронеж, Архангельск, Касимов, Рязань... Думаю, масштабы вполне достаточные, чтобы сделать главный вывод - любительский театр не просто жив, но и по прежнему является той питательной средой, в которой черпают творческую энергию сотни людей самых разных профессий и судеб. «Карусель» - фестиваль, прежде всего, школьных, молодежных коллективов. Именно это дает возможность понять - «запас прочности» у любительского театрального движения вполне достаточный.

- Талант, - это штучный товар. Я постоянно работаю на самых различных фестивалях, - объясняет свою точку зрения председатель жюри «Карусели-2018», известный театральный критик Анастасия Ефремова. - Внезависимости от статуса конкурса, профессиональный он или любительский, если на фестивале есть хотя бы один по-настоящему интересный спектакль - для меня он состоялся. А в этом году в Рязани я могу отметить сразу несколько работ. Так что кружение нынешней «Карусели» принесло много радостных впечатлений. Что, признаюсь, случается не часто»...


Когда говор не помеха

Что же касается автора, то и для него также состоялось несколько открытий. И к числу главных, могу отнести спектакль молодежного этапа фестиваля - «Не любо - не слушай!» (небылицы по произведениям Степана Песахова), представленный театром-студией «Академия - ХМ!» из города Краснознаменского (Московская область). Этот же коллектив показывал другую работу на детском этапе «Карусели» и, честно признаюсь, впечатления не произвел... Его руководитель Максим Змиевский на обсуждении выслушал от жюри много нелицеприятных критических замечаний, с которыми пытался яростно спорить. Тем приятнее было увидеть его талантливую работу по очень непростому материалу, стилизованному под народные сказы Русского Севера. Исполнители покоряли юной энергетикой, иногда бьющей через край, но не разрушающей общего актерского ансамбля. Остроумное сценическое оформление, состоящее из кубов и досок, стилизованные холщовые костюмы, звонкие голоса и задорные переплясы создавали атмосферу деревенских посиделок, где каждый участник получает возможность рассказать свою историю. А все вместе создают удивительный мир сурового русского края, где летом солнышко не сходит с небес, а зимой разгорается северное сияние в полнеба и стоят такие морозы, что слова и песни замерзают на лету.

Конечно, и в этом спектакле были свои недостатки, например, чрезмерное увлечение северным говором, иногда мешающее восприятию чудесного, полного юмора текста. Но в целом спектакль, безусловно, состоялся, что отметили практически все участники фестиваля.

На детском этапе наиболее интересным показался театр «Мастерская79» из Санкт- Петербурга, показавший спектакль «Дракон» по пьесе Ольги Бобровой и Ильи Амосова. Режиссер Ольга Боброва со своими артистами рассказала бесхитростную историю о том, как смелый рыцарь на белом коне спасает принцессу из лап огнедышащего дракона. И именно простотой и наивностью, а главное, верой исполнителей в сказочные предлагаемые обстоятельства, питерский «Дракон» покорил сердца зрителей и членов жюри.

- На мой взгляд, отсутствие каких-то режиссерских изысков, в данном случае, вполне органично и соответствует выбранному материалу, - отметила на обсуждении член жюри, театральный критик из Петербурга Надежда Стоева. - При всей своей кажущейся простоте спектакль говорит о вечных человеческих чувствах - любви, отваге, преданности. Думаю, что питерский спектакль, несмотря на совсем юный возраст участников, мог бы вполне войти в афишу профессионального фестиваля «Свидания на Театральной». Ведь взрослые артисты собрались для разговора о любви, а в «Драконе» говорится об этом чувстве так искренне и самозабвенно, что многие профессионалы могли бы и позавидовать...


Золушка под «Let It Be»

И еще один спектакль детского этапа, о котором хотелось бы рассказать. Рязанский образцовый школьный театр «Лоскут» показал «Золушку» по мотивам киносценария Евгения Шварца. Думаю, все мы помним волшебный фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро с Яниной Жеймо в главной роли и Эрастом Гариным и Фаиной Раневской в ролях Короля и Мачехи. Режиссер рязанского спектакля Татьяна Кучина не испугалась авторитетов и представила свою трактовку вечной истории. Возможно, некоторые образы в исполнении рязанцев могли показаться спорными. Например, Мачеху обычно играют этакой бой-бабой, которая сама запросто может слопать Людоеда. В трактовке «Лоскута» - это изящная молодая дама, практически не повышающая голоса. И тем не менее в ней живет такой внутренний «людоед», что порой становится страшно...

На сегодняшний день спектакль еще «сыроват» и требует доработки, однако, в нем есть современный взгляд на события, произошедшие в сказочном королевстве. Есть удивительный Король, есть трогательный мальчик-паж, есть добрый волшебник, этакий постаревший Джон Леннон, отправляющий гостей королевского бала в сказочную страну под вечный битловский хит «Let It Be». В общем, при всех недостатках, мы увидели интересную трактовку, воплощенную силами школьного театрального коллектива


Надежды и гарантии

Но вернемся к началу, точнее, к закрытию фестиваля. На нем выступали представители рязанской власти и общественных организаций, благодаря которым во многом закрутилась «Карусель-2018». Без их помощи, как и без беспримерного энтузиазма всей фестивальной команды во главе с оргкомитетом - Еленой Ерховой, Светланой Захаркиной и Ольгой Маслюк, фестиваля бы не было. Это горение прекрасно, но любой энтузиазм рано или поздно исчерпывает себя. Физические силы, к сожалению, не бесконечны... Нужно сделать все возможное, чтобы поддержать и помочь рязанской «Карусели» продолжить свое вращение. И гарантии такой поддержки были получены. Есть надежда, что в следующем году мы вновь закружимся в фестивальном вихре. Пусть это будет наш рязанский Perpetuum Mobile, продолжающий свое движение вопреки всем законам физики.

 

Статья в PDF

Фотогалерея