Счастье без суеверий / «Счастливое место: Свердловская музкомедия Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева»

Выпуск №5-215/2019, Событие

Счастье без суеверий / «Счастливое место: Свердловская музкомедия Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева»

Интерес к Свердловскому государственному академическому театру музыкальной комедии, ведущему свою историю от 1933 года, во все времена характеризовало счастливое постоянство со стороны зрителей, критики и профессионального сообщества. О коллективе всегда охотно писали - в местной и центральной прессе, на гастролях. Критическая масса накопилась внушительная, и мимо нее не пройти никому, кто стремится заново осмыслить опыт театра. Но вот мы видим новое издание об истории Свердловской музкомедии: «Счастливое место». И понимаем всю его оригинальность буквально сразу - от заголовка, до собственно воплощения заявленной темы.

Название восходит к давней истории, передаваемой здесь изустно: некогда на приеме у руководителя Свердловской области Б.Н. Ельцина ведущие артисты обсуждали строительство нового здания театра и ставили лишь одно условие - он должен быть возведен на этом самом «счастливом месте». Ельцин не нашел, чем парировать, и ответил: «Ну, конечно, вы привыкли, идя на работу, переходить дорогу только в одном месте». (Имелся в виду Дом артиста напротив театра.) Актерское ли тут суеверие или настоящая вера в эти стены, зал, заполненный благодарной публикой?

Важно, что история Свердловской музкомедии полна счастливых мгновений. Но пересказывать их авторы книги не стали. Они предложили абсолютно новую, применительно к этому театру, научно-историческую концепцию. А именно, впервые в нашем театроведении проанализировать путь известного театра через смену режиссерских эпох трех его лидеров: Г.И. Кугушева (1896-1971), В.А. Курочкина (1922-2002) и К.С. Стрежнева (г.р. 1954)

Авторы коллективной монографии, наши известные театроведы, занимающиеся проблемами и историей отечественного музыкального театра - Александр Колесников, Сергей Коробков, Елена Третьякова, Александр Иняхин. Как бы передавая тему от одного к другому по эстафете, они точно держатся договоренностей: каждый период представлен с точки зрения собственно режиссуры и актерского цеха. Что, конечно, следует принять безоговорочно, ибо с Кугушевым, Курочкиным и Стрежневым приходило на сцену каждый раз новое поколение артистов, становившихся именно в союзе с лидерами выдающимися мастерами. Творческий поиск, всецело согласимся с авторами, всегда основывался здесь на взаимном доверии труппы и художественного руководства, что и породило феномен Свердловской музкомедии. Обширное и значительное ее творческое наследие (равно как и история его осмысления в театроведении), потребовало сегодня системного, обобщающего взгляда на развитие самой Идеи театра, за плечами которого 85 ярких лет! Уникальный случай плавной передачи полномочий художественного управления труппой из рук в руки рассмотрен именно в связи с проблемой художественной преемственности. В этом движении характерно сбережение опыта предшественника и надстройка нового, сохранение репутации Свердловской музкомедии как живого, движущегося во времени художественного организма. Все три режиссера, не выступая с революционными лозунгами замены старого на новое, реализовались в итоге именно как театральные строители и новаторы.

Обладая полувековым опытом личных впечатлений от спектаклей Свердловской музкомедии, встреч с ее артистами, режиссерами, музыкантами, административным руководством, авторы закономерно привносят в свои повествования ностальгические ноты, равно как и беспокойство, критические интонации. При этом личный взгляд не спорит с объективностью суждений, а лишь подкрепляет подлинность впечатлений и обоснованность выводов.

Каждый режиссер создал в отпущенный период самобытный театр, труппу и традиции, связанные с его именем. Индивидуальное режиссерское мышление и мастерство убедительно выявлялись всякий раз при поддержке артистов-единомышленников, через их счастливый союз. Данный паритет породил и особый свердловский стиль - сочетание актерского мастерства с интеллектуализмом постановочных задач. А история театра обрела адекватных аналитиков в лице Колесникова, Коробкова, Третьяковой и Иняхина. В их книге также впервые открывается пласт критических отзывов, архивных документов и свидетельств, относящихся к 1930-40-м годам, воспоминания (данные в приложениях).

Книгоиздание, идущее параллельно творческому процессу, стало важнейшей заботой администрации театра, доказывает ее прозорливость и высокий уровень ответственности за судьбу творческого сообщества. Директор Михаил Сафронов инициировал и осуществил в последние десять лет важнейшие издания, далеко выходящие за рамки региональности (в первую очередь, новаторский труд Виктора Калиша «Нескучный сад : превращения музыкального спектакля в России, XX век», 2006).

Так возникает историческая стереоскопия - редкое совпадение интересов науки и практики в «счастливом месте», делающее и нас всех счастливее.

 

Статья в PDF

Фотогалерея