Под знаком качества / Свердловская государственная детская филармония

Выпуск №5-215/2019, Взгляд

Под знаком качества / Свердловская государственная детская филармония

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Свердловская государственная детская филармония занимает сегодня особенное место среди себе подобных учреждений культуры. Филармония не просто занимается экспериментальной концертной деятельностью, именно здесь становится понятно, что приставку «детская» в названии учреждения нельзя ассоциировать с легковесной и несерьезной самодеятельностью. На протяжении последних нескольких лет на сцене Детской филармонии ставятся масштабные проекты, для постановки которых привлекаются известные авторы - Максим Дунаевский, Ким Брейтбург, Егор Шашин и другие.

29 ноября стал в прямом смысле этого слова знаковым днем для Свердловской детской государственной филармонии. Учреждение одним из немногих в сфере культуры России удостоилось Знака качества «Лучшее - детям», который директору филармонии Людмиле Скосырской торжественно вручили в Общественной палате Российской Федерации. Само событие неординарное и заслуживает внимания уже одним тем, что впервые концертная услуга вошла в табель оценок, присуждаемых ранее самым разным «продуктам», в основном, не имеющим отношения к творчеству...

Огромный вклад в организацию работы Детской филармонии, ее развития в качестве актуального и современного учреждения вносит именно она, Людмила Скосырская. Это она первой решается на самые смелые творческие эксперименты в стенах филармонии, приглашая для сотрудничества лучших специалистов в области сценических искусств - режиссеров, драматургов, балетмейстеров. Кроме того, директору удалось собрать команду, способную работать вдохновенно, творчески. Организационно, технологически в филармонии сегодня способны реализовывать проекты любой сложности. Среди коллективов, работающих на базе филармонии, нет слабых или сильных. Все студии равны как по уровню исполнительского мастерства участников, так и по требованиям, предъявляемым к ним, - скидку на возраст здесь не делают, с самых ранних лет помогая детям не просто находиться в мире искусства, но и в полной мере ощущать свою ответственность за причастность к нему. Ансамбль скрипачей, ансамбль танца «Улыбка», Джаз-хор, капелла мальчиков и юношей, оркестр народных инструментов - каждый из коллективов по-своему уникален. Все они не раз становились лауреатами громких творческих событий не только в России, но и в других странах. Ансамбль танца «Улыбка» был выбран Илзе Лиепа для участия в масштабном проекте «Весна священная» на сцене Большого театра. Джаз-хор в 2017 году был удостоен внимания Валерия Гергиева и приглашен для участия в Московском Пасхальном фестивале. Людмила Скосырская не скромничает, называя студии Детской Филармонии брендообразующими коллективами региона. К примеру, много ли оркестров способны отыграть за неделю 17 концертов подряд? А оркестр народных инструментов, гастролируя в прошлом году по Свердловской области, сумел это сделать. Гордость филармонии - открывшийся здесь четыре года назад Театр мюзикла. Сегодня в нем две труппы - детская, где занимаются ребята от 9 до 17 лет, и взрослая, профессиональная, состоящая, в основном, из выпускников Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского и Екатеринбургского государственного театрального института. Большинство из них активно задействованы в репертуарной афише Детской филармонии. С 1 апреля в Свердловской Детской государственной филармонии появились актерские ставки - на сегодняшний день их 13.

Среди последних громких постановок, которые в последнее время были поставлены на сцене Детской филармонии, можно отметить мюзиклы «Маугли», «Дубровский», а также мюзикл «Парижские тайны», мировая премьера которого состоялась на сцене Свердловской государственной детской филармонии в конце октября. Спектакль поставлен при поддержке федерального Министерства культуры - на постановку был выделен грант Правительства Российской Федерации. Это первая в мире постановка по мотивам одноименного романа Эжена Сю.

Авторами мюзикла стали композитор Ким Брейтбург и автор либретто Евгений Муравьев, также одну из музыкальных тем - «Мама», написал известный французский шансонье Нильда Фернандес. Режиссером мюзикла стала Алла Чепинога - выпускница ГИТИСа, кандидат искусствоведения, которая уже поставила более 25 спектаклей на сценах Мариинского театра, Новой Оперы и многих других. Также в создании мюзикла приняли участие хореограф - художественный руководитель балета «Street Jazz» Сергей Мандрик, художник-постановщик - Марина Абдуллаева.

Большинство героев «Парижских тайн» сыграли участники знаменитого ансамбля «Улыбка» - по предложению Людмилы Скосырской, они были наравне со взрослыми привлечены к работе. И действительно, было бы непростительной ошибкой не использовать имеющийся рядом столь шикарный ресурс - дети участвуют в большинстве сцен, они и играют, и танцуют, и поют. И делают это замечательно.

«Парижские тайны» - не просто мюзикл, а мюзикл эстрадный, основная особенность которого в том, что здесь не театр пытается попасть в эстрадный фокус, а наоборот - эстрадное шоу, насколько это возможно, старается взять себя в театрализованные рамки. Хотя, если говорить откровенно, после просмотра остается ряд вопросов. Во-первых, это нельзя назвать полноценным мюзиклом - в нем звучат всего два вокальных дуэта, остальные же партии разбиты на монологи, что более характерно для шаблонного музыкального спектакля. Во-вторых, к сожалению, свести к единому знаменателю поющих актеров и играющих певцов не получилось, разница между их подготовкой очень заметна, особенно в дуэтах. Половина актеров, задействованных в «Парижских тайнах», - профессиональные оперные исполнители, вторая половина - драматические актеры, в связи с чем, разумеется, уровень вокала слишком уж разнится. Достаточно дослушать мюзикл до первого вокального дуэта - в сцене «Дуэль», чтобы даже неискушенный зритель на слух различил профессионального певца и не очень умелый вокал драматического артиста, органичного в своей роли, излучающего всю энергетику отрицательного героя. То же можно сказать и о многих других действующих лицах, точнее об их исполнителях. Промахи, конечно, нельзя категорически назвать критическими. Вкупе с довольно незамысловатой музыкой они вполне сглаживаются неожиданными интересными режиссерскими ходами, разнообразными ролевыми партитурами, функциональной декорацией, яркими костюмами, продуманной рельефностью сценического пространства, помогающей логично разместить сразу несколько мизансцен одновременно - все это органично вплетается в литературный материал. Кроме того, для многих исполнителей большие роли в «Парижских тайнах» - дебютные, поэтому хочется надеяться, что уже через пару месяцев мюзикл будет выглядеть более сыгранным, органичным и цельным. В целом постановку можно назвать симбиозом классики и современности, который нынче довольно популярен у массового зрителя.

В данный момент в Свердловской Детской государственной филармонии уже активно идет работа над новыми проектами. В декабре на сцене Театра мюзикла Детской филармонии состоялась премьера - «Летучий корабль» Максима Дунаевского. Остальные проекты пока держатся в секрете. Известно лишь, что вновь к работе привлечены профессионалы музыкального театра. По словам руководства филармонии, новые спектакли обещают быть яркими, захватывающими и непременно интересными зрителям всех возрастов. Кстати, в 2019 году Детская филармония отмечает юбилей - 40 лет. И эту дату учреждение готово встретить в самом воодушевленном и позитивном настроении. Ведь, если перефразировать одну из заглавных вокальных тем мюзикла «Парижские тайны», «Все в мире случайно и все неслучайно...», - то успех Свердловской Детской государственной филармонии нельзя назвать случайным - это результат кропотливой профессиональной работы, ориентированной на качество и высокий уровень.

 

Фото из архива Свердловской государственной детской филармонии

Статья в PDF

Фотогалерея