Путь к себе и дело чести / "Гадкий утенок" в Курганском театре кукол "Гулливер"

Выпуск №5-215/2019, Мир кукол

Путь к себе и дело чести / "Гадкий утенок" в Курганском театре кукол "Гулливер"

«Гадкий утенок» - новый спектакль Курганского театра кукол «Гулливер», созданный по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена. «По мотивам», значит режиссер и художник позволили себе отойти от общеизвестного сюжета, привнести что-то свое, что волнует и является актуальным. «По мотивам» - это значит, что постановщики хотели уйти от общепринятых штампов, но все же оставаться в канве самой истории, которая в любом случае из спектакля не исчезла, она узнаваема, актуальна и по-прежнему трогательна.

История гадкого утенка не просто знакома всем, но порой прочувствована на собственном опыте, не важно в каком возрасте и при каких обстоятельствах, но такое было почти с каждым. Взрослые легко расскажут подобную историю из своей жизни. Но спектакль идут смотреть дети - что они видят? Что должны понять? С чем не согласиться? Что взять на вооружение?

Образ спектакля, созданный художником Натальей Бурнос (Санкт-Петербург), это птичник, по сути - курятник, где каждый заботится о себе. Если и возникает солидарность, то только по принципу «против кого дружим?» Здесь знают и то, что слабого клевать безопасно - противостоять не сможет, значит, травля останется безнаказанной. Самое время «самоутвердиться»...

На сцене приземленный птичий двор - куклы, созданные художником, - белые, холеные домашние куры и индюки. Они чванливы, ограниченны. Никто здесь не пытается взлететь, несмотря на то, что над головой белеют и манят к себе облака... На птичьем дворе не принято смотреть в небо, здесь голов не поднимают...

Спектакль начинается с забавы: на сцене артисты играют в какую-то незамысловатую игру, где проигравший «награждается» тумаками и унижением. Очень узнаваемый эпизод, его часто можно увидеть в школьном или околошкольном пространстве, где безобидное «пиф-паф» вдруг выстреливает подростковой жестокостью с целью самоутверждения... Самое страшное в таких играх то, что «проигравший» воспринимает эти унижения как должное...

В курятнике шум и гам - всегда есть о чем покудахтать - то зернышек побольше ухватить надо, то над необычным яйцом посмеяться. И вдруг вылупился утенок, ни на кого из местных не похожий - это повод посудачить не только для курятника. На необычного утенка набрасываются с таким самозабвением, что теряют собственное «лицо» - гусь не замечает, что начинает лаять по-собачьи...

Зал, который только что закатывался от смеха, глядя на склоки из-за зерна, вдруг затихает, оставляя без поддержки птичью жестокость, осознавая всю несправедливость по отношению к необычному утенку, обозначив таким образом, на чьей стороне поддержка зрителей.

Из этого склочного птичника Утенок начинает долгий путь к себе. Услышал, что он «гадкий», поверил и с этой болью и клеймом в душе пошел в мир. Когда где-то вдалеке он видит красивый силуэт фламинго, понимает - вот красота! Вот она - мечта, к которой хочется приблизиться. Одинокий и беззащитный, он открыт миру, а мир предстает двумя самодовольными утками, охотой на этих уток и охотничьим псом, который оставляет Утенка только потому что он и мал, и гадок... После таких потрясений Утенок то ли во сне, то ли наяву, снова видит силуэт прекрасной птицы. Поверивший всем и усвоивший о себе только то, что он «гадкий», он даже собственное отражение в озере не воспринимает как свое... С этой минуты мы почти постоянно видим двух Утят: один - тот, которому сказали «гадкий», и второй - отраженье-мечта, к которой первый идет по лабиринтам жизни, путаясь, заходя в тупик... И хотя мечта с ним, он по-прежнему одинок и неприкаян.

На пути Утенка избушка! Вот где, наверное, счастье, уют, может быть, здесь можно обрести себя? В избушке живет старуха с котом и курицей, им хорошо, они счастливы... Но их мир ограничен стенами, а удовольствия - гарантированным ужином. Они даже не представляют, что где-то в мире есть красивые розовые птицы, которые поднимаются в облака...

Снова Утенок отправляется на поиски самого себя. Постановщики приводят его на шоу «Свободная жизнь». Эта сцена демонстрирует парадоксальность жизни и исполнена цинизма и издевки над участниками, которые говорят о прекрасной свободной жизни... из клеток. Нет, это тоже не то, чего ищет Утенок...

Постановщики не дали зрителям возможности проследить как рос Гадкий Утенок, менялся и превращался в прекрасного лебедя. Дело вообще не в том, что вырос, похорошел, и все стали относиться к нему иначе. Удивительные птицы фламинго не только образец красоты, но и благородства. Для них не важно, как выглядит Утенок, главное - у него есть крылья, он умеет летать, он смотрит в облака... Они принимают его, учат расправлять крылья. Обретая умение летать, Утенок ощущает уверенность в себе. Он не изменился, просто поверил в себя, когда поверили в него. И вот уже взвились в небо и серый Утенок и его белый двойник, и одобряют их упражнения красавцы фламинго - жизнь налаживается! Облака становятся ближе!..

Спектакль создавался этюдным методом, что очень нравилось артистам - у них была возможность проявить свою фантазию, показать свое мастерство и умение работать в ансамбле. Здесь же записывали вокализ для музыкального оформления - оно тоже необычное и рождалось во время репетиций. Режиссер Никола Завишич (Сербия) был так приятно удивлен работоспособностью актерского состава, что до последней недели не мог определиться с основным составом - хотелось оставить всех. Но по опыту известно - чем больше в спектакле участников, тем меньше он живет, тем сложнее его вывезти на фестивали и на гастроли...

Несмотря на повествовательность материала, спектакль идет почти без слов. Драматургию держит событийный ряд, вполне доступный для зрительского понимания и восприятия логичности сюжета. Атмосферное музыкальное оформление словно подчеркивает вакуум, который образовался вокруг Утенка с первого дня его появления на свет: пусто, холодно, тревожно, одиноко... Тема тревоги не оставляет его на протяжении всего похода по лабиринтам и тупикам жизни. Лишь в конце - свет, гармония мечты и действительности, торжество обретения собственного «Я», а значит - стержня, который поможет выстоять в любых невзгодах.

Обрести Утенку веру в себя помогла замечательная артистка Татьяна Кокина. Вместе с ней изображали болото, кудахтали, шипели, мяукали, гоготали и лаяли артисты Сергей Котельников, Александр Романюк, Артур Алексеев и Анна Лазарева.

Этот спектакль не только о сложном пути к себе и самопознании. Его зрители должны делать выбор, и от этого будут зависеть их человеческое достоинство и честь.

 

Фото Леонида АРХИПОВА

Статья в PDF

Фотогалерея