По волнам коллективной памяти / К 100-летию со дня рождения Мигдата Ханжарова

Выпуск №6-216/2019, Дата

По волнам коллективной памяти / К 100-летию со дня рождения Мигдата Ханжарова

В разгар 145-го сезона в Омском академическом театре драмы по-семейному тепло и гостеприимно отметили 100-летие со дня рождения легендарного директора Мигдата Нуртдиновича Ханжарова, возглавлявшего коллектив более 25 лет - с 1962 по 1988 годы, в период «золотого века» созданной им уникальной коллекционной труппы. Событие собрало известнейших актеров, режиссеров и театральных менеджеров так называемого «ханжаровского призыва», принявших участие в церемонии открытия выставки в Доме Актера имени Ножери Чонишвили и выступивших на торжественном вечере «И корабль плывет...», прошедшем на Основной сцене ОАТД при переполненном зале. Зрителей и тех, кто выходил на подмостки, объединила взволнованность и гордость, растроганность и благодарность тому времени, когда вершился напряженный художественный поиск, затеянный Ханжаровым, не остывающий ныне.

Актерские бенефисы давно вошли в традицию. Режиссеров, при том, что наш век обозначен режиссерским, чествуют гораздо реже, нежели артистов. И уж вовсе экстраординарный случай - воздание по заслугам директорам прошедшей эпохи. Счастливое исключение из стереотипов и правил - личность Мигдата Ханжарова. Он и в годы управления Омской драмой был у всех на устах как новатор с особой эстетической и этической программой, и сегодня, спустя три десятилетия, остается примером талантливого руководителя, досконально знавшего тонкости всех театральных процессов, с одержимостью строившего Театр мечты. Ничуть не устарели выводы, изложенные им в заметках, сохраненных дочерью Ларисой, опубликованных в журнале ОАТД «Письма из театра», равно как и размышления, звучавшие во фрагментах документального фильма, показанных в ходе вечера. Глубинное понимание природы драматического искусства возникло, вероятно, потому что Мигдат Нуртдинович, родившийся в Перми, - выходец из творческой семьи (мама - актриса, отец - директор татарского передвижного театра). Он и сам окончил Свердловскую театральную студию, но посвятить себя сцене по-настоящему не успел: в 1939-м был призван на службу в Военно-морской флот на Тихом океане, далее участвовал в боях на южном побережье острова Сахалин. Первые его награды - боевые, это медаль «За победу над Японией» и орден Отечественной войны II степени. Демобилизовался только в 1946-м. И навсегда сохранил любовь к морю, его бескрайности и красоте, соперничавшей лишь с любовью к театру, что и дало основание авторам сценария вечера, среди которых - сын юбиляра, актер Ростовского молодежного театра Николай Ханжаров, сравнить театр с кораблем, плывущим по морю жизни. А выдающегося директора, соответственно, с капитаном судна.

Годы «капитанства» Ханжарова в Омской драме отмечены многими высотами: коллектив удостоился Ордена Трудового Красного Знамени, статуса академического театра, получил две Государственные премии им.К.С. Станиславского за спектакли «Солдатская вдова» Н. Анкилова и «У войны - не женское лицо» С. Алексиевич. Мигдат Нуртдинович дал старт активной гастрольной деятельности, окрылявшей актеров, принесшей театру не просто известность, а репутацию лучшей труппы за Уралом. Тем не менее, на торжестве о достижениях говорили без подчеркивания, в контексте общей биографии коллектива. Вечер начался с показа на экране галереи портретов «штучных» артистов прославленной «ханжаровской» труппы, которых сегодня с нами нет: Таисии Найденовой, Александра Щеголева, Виктора Мальчевского, Елены Псаревой, Владислава Дворжецкого, Бориса Каширина, Ножери Чонишвили, Елены Аросевой, Татьяны Ожиговой, Юрия Музыченко, Владимира Гуркина, ставшего драматургом. (Его популярнейшую пьесу «Любовь и голуби» впервые представили именно в Омской драме в постановке Г. Тростянецкого) Я назвала далеко не все имена, на самом деле, упоминание каждого из них вызывало горячие аплодисменты в зале, настолько яркий след в памяти оставили кумиры сцены. Столь же благодарно вспоминали сотрудников «закулисья» - цехов и служб, и радостно приветствовали каждого из гостей. Формат «без официоза» компенсировался свободой и большой долей импровизации. Связующей нитью вечера «И корабль плывет...» стали спонтанные воспоминания и перекличка между постановками «ханжаровского» и нового репертуара. Не случайно и соведущими стали представители двух поколений - народный артист России Юрий Ицков из «ханжаровского призыва» и способнейший артист Олег Теплоухов, которым Мигдат Нуртдинович был бы доволен.

- Этим стенам, нам всем - и актерам, и зрителям - необычайно повезло. Здесь жил человек, воспринимавший театр как миссию. Считавший театр и экзаменом, и праздником, который должен был происходить каждый вечер, - со страстью, горячо говорил в микрофон народный артист России Николай Чиндяйкин, вышедший на сцену вместе с другими участниками давнего спектакля «Моя любовь на третьем курсе», распевая песню Булата Окуджавы, словно шагнув из прошлого в настоящее. - Это не какая-то сусальная радость, все было: Ханжаров - строгий руководитель, взыскательный, настоящий. Но, главное, чем он отличался, - знание куда идти, зачем идти, и какая энергия для этого нужна. Он сам обладал энергетикой невероятной. По сути, мы все, кто с ним работал, заведены им. Чем больше у меня было возможности увидеть мировой театр, самые крупные фестивали мира, тем больше я убеждался, что такой труппы нигде больше не было и нет. Здесь, в Омске, она возникла благодаря человеку высокого полета, научившему других летать высоко. Я по сей день храню телеграмму: «Приглашаетесь работу омской драме», - поскольку все, чего я добился в жизни, произошло благодаря этим подмосткам!

Лирично, обаятельно поведала со сцены о буднях Мигдата Нуртдиновича его бывший секретарь Наталья Шевелева, теперь работающая бухгалтером. Она рассказала о пунктуальности и собранности директора, о том, как много раз за день он поднимался и спускался по ступеням лестниц, поскольку цеха и мастерские театра располагались от подвала до крыши. И ему было важно лично удостовериться как идет работа. Кроме того, Ханжаров поименно знал всех сотрудников, считал необходимым не столько контролировать их, а разговаривать, узнавать настроения и проблемы. Эдуард Цеховал, работавший первым замдиректора, прилетев на юбилей из Латвии, признался, что, став директором Русского драмтеатра в Риге, воспринял методы работы Ханжарова как своеобразный профессиональный камертон. «Труппу надо собирать по принципу янтарного ожерелья: в центре крупные индивидуальности, далее помельче. Если все будут одинаково крупные или мелкие, хлопот не оберешься, - цитировал Эдуард Ильич ханжаровские заветы. - И всегда необходимо соблюдать баланс мастеров и молодежи, мужчин и женщин, чтобы никого не оставлять без работы». Ту же политику занятости труппы увлекательной творческой работой подхватил и преемник Мигдата Нуртдиновича - Борис Мездрич, так же влюбленный в театр, имеющий развитый вкус и интуицию. В своем выступлении на сцене он подчеркнул, что за время правления Ханжарова за стены театра не вышла ни одна анонимка, крупная кляуза или мелкая жалоба, потому что в коллективе - нормальный, хороший климат, состояние увлеченности репетициями. «В Омской драме всегда творческое побеждало интрижное», - это заключение Мездрича, предложившего в Год театра присвоить Омской драме имя М.Н. Ханжарова. Кстати, имя Татьяны Ожиговой, безвременно ушедшей выдающейся актрисы, было присвоено Камерной сцене и, таким образом, увековечено именно по инициативе Бориса Михайловича.

Мигдат Нуртдинович не скрывал своей любви и восхищения талантливыми артистами. Стремился создавать им такие условия, чтобы ни о чем бытовом, удручающем и думать не приходилось. Известно, что во всех поездках он присматривал, переманивал лучших из других театров, притом, сам встречал их на вокзале, вручал ключи от квартир. На юбилейном вечере Вадим Лобанов - народный артист РФ, профессор, завкафедрой театрального искусства СПбГУ поведал, как Ханжаров заметил его в роли Бусыгина, а также Валерия Алексеева на гастрольном показе спектакля «Старший сын» иркутского драмтеатра, к постановке которого сам Вампилов был причастен. Ханжаров тотчас им, молодым артистам, сделал предложение, от которого невозможно было отказаться. Перевез в Омск. Оба не жалеют. Лобанова мгновенно занял режиссер Яков Киржнер в роли Порфирия Петровича, в репетициях «Преступления и наказания», а после премьеры он служил Омской драме 12 лет прежде чем уехать по приглашению Льва Додина в питерский МДТ. А Валерий Алексеев здесь, в ОАТД, сыграл такое количество ярчайших ролей, нашел свою любовь, состоялся как педагог, садовод, рыбак, что жаловаться не приходится. В ходе вечера «И корабль плывет...» другой дуэт составили петербуржец Юрий Кузнецов, который не сходит с экранов, и преданная ОАТД Наталья Василиади, народная артистка РФ, лауреат «Золотой Маски». Кузнецов, обласканный милицией, чувствовал себя несколько растерянным, выйдя на сцену после показа архивной записи спектакля с его участием. Тем не менее, без утайки рассказал, как пришел в кабинет Ханжарова с заявлением на увольнение, а директор задал ему единственный вопрос: «Куда?» И, узнав, что в Ленинград, в Театр комедии, подписал, но пошутил: «Если бы ты собрался в Сызрань, я бы не отпустил!» Он в самом деле не чинил препятствий на пути профессионального роста, но по-отечески оберегал своих артистов.

На юбилейном вечере ярчайшую эмоциональную речь держал Геннадий Тростянецкий, бывший одним из самых молодых главрежей Омского академического театра драмы, реализовавший на сцене ОАТД многие свои замыслы, идеи и эксперименты. Важно, что в ходе вечера вспомнили всех: Якова Киржнера, выдержавшего целое десятилетие монументальных, концептуальных постановок, Артура Хайкина, Иосифа Копытмана, Изяслава Борисова, Владимира Симановского и других. Ханжаров действительно приглашал на постановки только незаурядных, амбициозных режиссеров. Точку над «i» поставил директор ОАТД Виктор Лапухин, сообщивший, что на пост главрежа претендовали многие, а он выбрал Георгия Цхвираву, отчасти потому, что он - режиссер «ханжаровского призыва», которого сам Мигдат Нуртдинович хвалил. Обладает всеми теми качествами, которые востребованы академическим театром: высоким уровнем сценической культуры, интересом к масштабным полифоническим темам и неоткрытым, спорным текстам. И, разумеется, интуицией, вкусом и художественным интеллектом.

В завершении торжественного вечера выступил губернатор Омской области Александр Бурков, не скрывавший, что получил большое удовольствие от экскурса в историю театра, ставшего эмблематичным для Сибири. Он поблагодарил коллектив за сохранение и следование традициям омской театральной школы, прославившей театр и город.

 

Статья в PDF

Фотогалерея