ОМСК. «Родной Подольск, тебе сложил немало песен»

Выпуск №6-216/2019, В России

ОМСК. «Родной Подольск, тебе сложил немало песен»

Никита Гриншпун поставил в омском Пятом театре «Человека из Подольска» Дмитрия Данилова.

Режиссер подходит к одной из самых популярных пьес современности нестандартно: пусть его героями остаются трое полицейских и двое заключенных, но существуют они в максимально не бытовом ключе. «Человек из Подольска» Гриншпуна - это притча на тему «питай (или даже пытай) душу искусством».

Прежде чем начать разговор об омском спектакле, вспомним, что Никита Гриншпун, в первую очередь, известен театральной России своими постановками по классике: «На бойком месте» А.Н. Островского в Пятом театре, «Мнимый больной» Мольера в Калининграде, два спектакля в московском Театре Наций «Женихи» И. Дунаевского и «Шведская спичка» по рассказу А.П. Чехова, за постановку которого режиссер был номинирован на «Золотую Маску». И объединяет эти спектакли не только классический материал (в случае с «Женихами» - классика советской оперетты), но и то, что смыслы создаются на стыке литературы и музыки. Режиссер детально разрабатывает сценическую партитуру, искусно сочетая, как правило, живую музыку, четко прочерченные характеры, скрупулезный разбор текста и выдает на гора десятки находок, воплощенных в необычном пластическом существовании героев. Гриншпун мыслит подчас не как режиссер драмы, а как режиссер мюзикла, и артисты у него всегда представители синтетического жанра. В спектаклях Театра Наций Акимкин и Пересильд заткнут за пояс любого мюзиклового актера: они и поют, и танцуют, не снижая при этом градус драматического существования. Гриншпун весьма требовательный режиссер: каждый из артистов должен уметь воплотить на сцене любую его фантазию. А фантазии у режиссера весьма сложносочиненные.

Спустя несколько лет после знаковых спектаклей на московской сцене, Никита Гриншпун, художественный руководитель Пятого театра, приходит к тому, чтобы создать на омской сцене постановку по - впервые за продолжительное время своей режиссерской карьеры - современной русской пьесе. И не просто пьесе современной, а чрезвычайно популярной. «Человек из Подольска» идет почти в каждом театральном городе. Но постановка омского Пятого театра явно выбивается из огромного числа «Подольсков», которые состоялись благодаря драматургу. В Омске же сильный, злободневный текст Данилова получает дополнительную надстройку благодаря не менее талантливому режиссерскому решению.

Сам текст пьесы - это реальные обстоятельства, в которых происходит абсурдный, фантастический и даже антиутопический сюжет. И поэтому пьесу Данилова можно решить и как будни одного участка, и как философскую притчу о потерянных возможностях, и как яркий мюзикл. В омском спектакле есть понемногу от каждого возможного решения, но главным ключом к материалу становится музыка. Герои ведь постоянно говорят о музыке, об искусстве, апеллируют и к Моцарту, и к Кейджу. Становится понятно, что увидел в этом материале режиссер Гриншпун, от чего отталкивался. И как мастер раскрытия материала «музыкальным ключом», он превращает обитателей участка в жрецов музыки. Здесь главным методом перевоспитания человека из Мытищ становятся упражнения на скрипке, здесь танец мозга танцует не только подольский задержанный, а все полицейские вместе с капитаном Мариной (Виктория Величко), здесь герои - это некий музыкальный ансамбль. Гриншпун всегда мыслит ансамблем, где каждый есть продолжение другого, а все вместе становятся коллективным действующим лицом. В «Человеке из Подольска» актерский ансамбль то распадается на отдельно существующих персонажей, то по волшебному звучанию музыки вновь «склеивается» в единое целое.

В спектакле заняты, пожалуй, самые музыкальные артисты Пятого театра, которые умеют играть на добром десятке инструментов, а те, кто до премьеры этой постановки не считались особо музыкальными, весьма увеличили свои возможности за продолжительный период репетиций.

Человек из Мытищ (Василий Кондрашин) - отвечает за музыкальный комментарий всего происходящего на сцене, его поучительные экзерсисы нагнетают напряжение в культурном допросе, который проводит по новым инструкциям Первый полицейский (Евгений Фоминцев). Яркими впечатлениями, иллюстрациями общего музыкального духа участка становятся танцы мозга, призванные создать новые нейронные связи - и нейронные связи создаются прямо на месте, зритель явно не ожидает фонтанирующего находками воплощения народных стилей (от бразильского до русского), зарифмованных на простых, но ярких танцах-упражнениях (хореограф Наталья Шурганова).

Музыка здесь вроде как «на потеху», но чем смешнее, тем страшнее сгущается мрак над главным героем (Вячеслав Болдырев). Чем плотнее и ярче музыкальное повествование, тем безысходнее для него ситуация: если здесь все так странно, то выхода точно нет, учи - не учи историю Подольска. И режиссер решает так, что выхода для героя изначально не существует. Как специалист по деталям, Гриншпун показывает одну маленькую деталь в самой первой сцене, которая ярко расскажет о финале. На сейфе в участке - кровь. А чья эта кровь, станет ясно лишь в последней сцене.

Режиссер откровенно заигрывает с кинематографом - тут и камера, работающая в режиме реального времени, которая в ответственный момент оглашения приговора передаст на экран измененную реальность (обвиняемый сидит на стуле, а на экране этот стул пуст), и референсы в сторону «Дня сурка» и прочих кинолент, смело и абсурдно вышибающих типичного героя из реальности...

В итоге в Пятом театре получился очень насыщенный спектакль, который точно бьет в болевые точки современного человека, заставляя задавать самому себе множество вопросов: а достаточно ли я хорош, чтобы быть счастливым? А не трачу ли я время зря? Лучше ли я главного персонажа? Так ли плох человек из Подольска? Могу ли я наслаждаться тем, что имею? Есть ли смысл в жизни?

 

Статья в PDF

Фотогалерея