ОРЕЛ. Любовь и крест

Выпуск №6-216/2019, В России

ОРЕЛ. Любовь и крест

Академический театр им. И.С. Тургенева открыл 204-й сезон спектаклем «Дубровский», который поставил молодой московский режиссер Алексей Доронин.

Неоконченный роман Александра Сергеевича Пушкина - так обозначен спектакль в афише. Доронин сам написал инсценировку знаменитого романа, сам же занимался художественным оформлением спектакля. Почему неоконченный? Постановщик говорит, что оставляет финал романа открытым, как бы незавершенным. Зритель сам для себя определяет, по какой линии пойдут герои дальше, после известных событий.

С самого начала спектакля зритель погружается в мрачную атмосферу крепостного мира. По темной сцене стелется дым, звучит напряженная музыка. Тихой поступью, с отрешенными лицами по сцене движется караван крепостных девушек-горничных в темных одеждах и серых передниках. На них периодически покрикивает ключница с плеткой в руках (Татьяна Попова). Полное ощущение, что ты находишься на территории тюремной зоны. А ведь для крепостных крестьян - это и есть тюрьма! Тяжелой громадой возвышаются стены крепостного двора. Отличная находка режиссера - эта декорация-трансформер. В огромном, деревянном, казалось бы едином щите, то открываются окошки, то распахиваются двери. Сквозь узкие щели крепостной стены зловещим, красным пламенем эффектно мерцают огненные языки в картине пожара. Важные сцены (суд, метания потрясенного обманом старшего Дубровского, монолог молодого Дубровского) проходят на мостике между щитами, которые в определенные моменты разъезжаются. Холодные каменные фигуры медведя и гончей собаки по краям сцены дополняют картину барского двора с псарней и танцами медведей.

В густом облаке дыма, как будто из адова чрева, появляется на сцене Кирилл Петрович Троекуров (Павел Легкобит). Он даже не выходит, его выкатывает дворня на своеобразном троне-пьедестале. Прекрасная актерская работа, которой Павел Иванович отметил свое 40-летие служения театру! Его лицо цинично, надменно и мертво. Мертво для малейшего проявления человечности и любви. С демоническим смехом он срывает с шеи своего старого друга помещика Андрея Дубровского (Михаил Корнилов) нательный крест. Очень важная деталь, потому что этот маленький крестик пройдет красной нитью через весь спектакль, станет его духовной доминантой. Молодой Дубровский (Павел Клячин), претворяя в жизнь свой страшный план мести за смерть отца, вернет крестик. А в финале он как бы трансформируется в огромный тяжелый крест - точно такой, какой нес на Голгофу Иисус Христос. Нести свой крест и молодому Дубровскому...

Интересен персонаж, который есть в романе Пушкина, но в спектакле он обретает совершенно другое предназначение: это господин Дефорж (Михаил Лысанов). В высоком котелке, с выбеленным лицом, с тростью в руках он появляется на сцене в самые кульминационные моменты. Это некий образ судьбы. Он будет кружить на руках Машу (Наталья Ткаченко), которая не знает, как ей поступить, и осознает фатальность своей любви к Дубровскому.

Отдельной темой звучит тема взяточничества, сутяжничества, обмана. Ярким воплощением этих отвратительным явлений и прошлого, и настоящего времени стал заседатель Шабашкин (Николай Чупров). Он с омерзительным подобострастием трясется перед Троекуровым, исполняя все его гадкие замыслы. Окружение Троекурова тоже насквозь продажно и гнило. Очень выпуклым получился образ лакея Тимошки (Сергей Евдокимов). Цинично жуя крепкие яблоки, он как машина исполняет приказания своего барина. Напряженной и страшной вышла сцена разговора Маши с Дубровским перед ее венчанием с князем Верейским (Сергей Аксиненко). Маша заключена в настоящую железную клетку, как птица, она бьется сквозь ее прутья, пытаясь соединиться с любимым.

Спектакль «Дубровский» - для думающего, мыслящего зрителя. Над ним можно размышлять еще не один день, он заставляет переосмыслить многие вещи.

После первого показа труппу театра и зрителей с премьерой и открытием театрального сезона поздравили и. о. губернатора области Вадим Соколов, заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин, глава администрации Орла Александр Муромский. От лица главы региона Андрея Клычкова к ценителям творчества обратился Вадим Соколов.

«Не случайно год 200-летия Тургенева театр, носящий его имя, начинает с постановки произведения Александра Пушкина, - подчеркнул глава региона. - Это символизирует то, что гениальность русской классики актуальна всегда. Сегодня в том, что написано века назад, мы находим очень важные, нужные для себя вещи». Вадим Соколов также отметил, что текущий год является юбилейным для председателя Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ Павла Легкобита, пожелав актеру новых успехов. Директор академического театра Елена Казакова поблагодарила публику за верность искусству. Артистов и сотрудников театра отметили почетными грамотами Орловского областного Совета народных депутатов, управления культуры и архивного дела Орловской области.

Статья в PDF

Фото Олеси СУРОВЫХ

Фотогалерея