CАМАРА. Точный адрес

Выпуск №6-216/2019, В России

CАМАРА. Точный адрес

Общих примет удачного спектакля существует много. Но в такой театральной стране как наша, очень важным кажется, помимо остальных примет, определение точного адреса постановки.

Честно говоря, не знаю как, любя театр, можно не любить драматургию Островского. Как не упиваться речью его персонажей, как не умиляться любовью автора к актерам. Разумеется, эксперименты с его пьесами имеют право на существование, но драматург в них почти всегда умирает, уступив место иному автору. Примеров этому не счесть. И если в «Грозе» Катерина безумна в прямом, медицинском значении этого термина, то из-за чего огород городить? Ради тайного адюльтера Дикого и Кабанихи? Если постановщика больше судьбы Ларисы в «Бесприданнице» привлекает связь Кнурова и Хариты Игнатьевны, Паратов - конченый наркоман, а в итоге «все умерли, все», то мы найдем здесь «смелый полет режиссерской мысли» на сцене и жадного до новых впечатлений искушенного зрителя в зале, но не найдем следов Александра Николаевича. Предположим, что не все зрители так искушены, что есть зритель наивный и «свежий», и желающий познакомиться (только познакомиться, впервые увидеть) с аутентичной драматургией Островского. В Москве есть наш уважаемый Малый театр, так и называемый «Дом Островского», где проходит фестиваль его имени, а перед входом стоит памятник. Но Россия велика, и в Москву не наездишься. В бескрайней нашей провинции найдется место и для новаторства и для спокойного уважительного прочтения классических пьес.

Спектакль «Бесприданница» самарского театра «Витражи» в хорошем смысле «школьный». И зал полон школьников. Школьный аншлаг. И даже, если их привели под учительским конвоем или заманили чем-то вроде хороших оценок, то смотрели они просто замечательно. Вдумчиво смотрели, не отвлекаясь на шутки, не светя телефонами, не шурша чипсами. В антракте и после окончания обсуждали по делу, даже спорили без цинизма о поведении персонажей.

Нам вручили изящные стильные программки - они же билеты на пароход «Ласточка». На авансцене высветилась декорационная узнаваемая панорама Самары, и пустились мы как по волжской глади в предназначенное нам этим вечером плаванье на встречу с великой пьесой.

Честно говоря, мне показалось, что весь спектакль держался на хрупких вдовьих плечах Хариты Игнатьевны (Алла Набокова). Нет, она совсем не из тех, кто останавливает коня и входит в горящую избу. Она - дама высшего света этого городка. Изящная, нарядная, «с манерами». Вот только улыбаться, кажется, разучилась совсем под непосильным грузом безденежья, от тяжких мыслей о дочках уехавших, от заботы о судьбе Ларисы. Но спина прямая, гордо посажена голова на стройной шее, упрямо приподнят подбородок. Эта дворянская стать помогала выжить нашим высокородным эмигранткам в далеких странах, где им кем только не приходилось работать. Да, она - стержень этого спектакля. Ее уважают, с нею считаются. Нежная, юная Лариса (Анна Калганова) не наделена такой внутренней силой. Более того, изначально виктимна, заранее печальна, как будто предвидит свою судьбу. Да и много ли счастья довелось ей видеть? Череда несуразных женихов? Прошлогодний роман с Паратовым (Дэн Издольный), разбивший сердце? Предстоящий брак с Карандышевым (Дмитрий Давыдов), от которого впору прийти в отчаянье? Она играет пастельно, негромко, изредка ненадолго вспыхивая надеждой как светлячок, но сразу же и угасая. И танец ее - не танец молодой веселой девушки в окружении ухажеров, а скорее воплощение хореографического движения марионетки. Бедная беспомощная куколка, так и не встретившая любовь. Тот Паратов, которого она любила, был, наверное, совсем другой человек. Или казался таким. Потому что приехавший теперь продавать «Ласточку» Сергей Сергеевич самодоволен, груб, чванлив и лишен даже желания быть приятным. Лариса смотрит на него, не узнавая.

Он высок, пригож, груб и насмешлив со слабыми, снисходительно терпелив с равными. Не жаль ему ни Ларисы, ни «Ласточки». Жаль немного своей вольной жизни, но только на словах - цепи-то золотые. Во всех его движениях, в кружении по сцене - нетерпение хищника. Да, он хищник, любящий охоту. И он - удачливый хищник. Карандышев тоже хищник, но мельче. Если Паратов - тигр, то Юлий Капитонович - шакал. Монолог оставленного без добычи хищника-шакала, и жалок, и страшен. Потому что и в нем нет ни капли любви к покинувшей его невесте. Есть только злобное бессилие, которое толкает на самые страшные поступки. Сытых и потому неопасных хищников напоминают и Кнуров (Валерий Кожевников) с Вожеватовым (Виталий Сидоров). Их жизнь сама по себе приятна и легка. Они ввязываются в интригу, разрушающую чужие судьбы, равнодушно, разве что с легким азартом. Так же и в карты бы сели играть. Любят ли хищники свою добычу?

Конечно, как и полагается, свою веселую ноту внес в спектакль Робинзон (Сергей Медведев). Роль для комика и написана. Жаль, что явно хороший актер решил прямо-таки перевоплотиться в другого известного комика по имени Бенни Хилл и так прожить свою роль Робинзона. Впрочем, комик есть комик. Счастливцев, Робинзон или Хилл - зритель очень веселился. Зрителю необходимы были смеховые паузы во время проживания этой грустной истории. Очень способствовал оживлению и исполнитель небольшой роли слуги Ивана - Никита Попов. Актер молодой, темпераментный, гибкий, с хорошо поставленным выразительным голосом. Он так и вился ужом по сцене, так и угождал, так и штукарил, и веселил, и сам получал удовольствие от своего веселья и ловкости.

Прозвучал выстрел. Не стало молодой жизни. Как не вспомнить, что «Лариса» по-гречески означает «чайка». За рамками пьесы осталась дальнейшая судьба Хариты Игнатьевны. Как она станет жить? Мне кажется, что в последней своей сцене Алла Набокова сыграла смирение и принятие предстоящего горя. Я даже четко представила ее себе в трауре с прямой спиной и мучительно сжатыми руками. Но она будет жить.

После финала в зале наступила недолгая, но очень важная пауза. Чуткие подростки не решились зааплодировать сразу. А потом были овации. И я уверена, что эти ребята еще не раз придут в театр. Может быть, именно на этом спектакле они стали Зрителями.

 

Статья в PDF

Фотогалерея