СИМФЕРОПОЛЬ. Новые постановки Владимира Магара в Крыму

Выпуск №6-216/2019, В России

СИМФЕРОПОЛЬ. Новые постановки Владимира Магара в Крыму

Летом 2018 года заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Автономной республики Крым Владимир Магар возглавил Крымский академический русский драматический  театр имени М. Горького в Симферополе, и в канун наступающего 2019 года его Основная сцена открылась после долгого перерыва спектаклем «Сезон любви». Музыкальная комедия по пьесе М. Дьярфаша «Проснись и пой» стала первой работой режиссера в этом городе. Ранее В.В. Магар возглавлял Севастопольский академический русский драматический театр имени А.В. Луначарского, где в 2012 году ставил спектакль по этой же пьесе, и назывался он «Голубка».

Незамысловатый сюжет о том, как приехавшая в другой город к тете Тоне прелестная девушка Виктория перевернула размеренную жизнь соседской семьи, открыв уже немолодым людям и их легкомысленному сыну глаза на мир, оказался созвучен и современности, и недавнему прошлому. Недаром в 1970-е годы постановка М. Захарова и А. Ширвиндта «Проснись и пой» в московском Театре Сатиры пользовалась большой популярностью, особенно песни из нее. Постановщик «Сезона любви» тоже наполнил свой вариант вокальными шлягерами, которые с высоким профессиональным мастерством исполняют артисты симферопольского театра. Наделив героев переводной пьесы русскими именами и современными деталями биографии, Владимир Магар переместил действие в небольшой южный город. В постановке театра имени А.В. Луначарского это был приморский город, в котором угадывался Севастополь.

В «Голубке» на сцене царила красивая осень: художник Ирина Сайковская выстроила двухэтажный павильон - дом главных героев, а окаймляющие палисадник разноцветные лампочки символизировали то осенние листья, то солнце, которое «шагает по бульварам» (об этом поется в одной из песен). Сцена излучала тепло, подобное весеннему, и не случайно на доме был виден адрес: «Апрельская, 27». Это - не только дата премьеры, это состояние души постановщиков и героев, передающееся залу.

Заслуженный художник АР Крым Владимир Новиков тоже создал на сцене теплую осень - гирлянды из багряных листьев, украшенные цветными лампочками, крымский дворик со столом и скамейками. Дом, где живут супруги Сидоркины и их соседка тетя Тоня, также имеет конкретный адрес - улица Пушкина, 15, знакомый каждому, кто пришел в театр имени М. Горького. Стилизованный под южную «сталинку» дом с большим балконом становится импровизированной эстрадой, откуда доносятся и нежные признания, и веселые песни.

Все персонажи «Сезона любви» красивы и гармоничны, как дети, которых мечтает учить в будущей школе Вика. Прекрасны и актеры, занятые в спектакле. Владимира Магара всегда отличало умение подчеркнуть все лучшие стороны актерского дарования каждого, с кем он работает. Симферопольская труппа поверила опытному режиссеру и с честью справилась с трудными задачами: актеры талантливо и уверенно исполняют вокальные и танцевальные партии. Танцы в постановке Ольги Чеховой виртуозно передают особенности характеров и взаимоотношений героев, а Екатерина Троценко, приглашенный из Севастополя мастер по вокалу и давний соавтор Магара, помогла участникам спектакля раскрыть неизведанные возможности актерского диапазона. Музыкальное дарование обнаружилось у исполнителей всех ролей, и особенно - у народной артистки Украины Светланы Кучеренко (тетя Тоня) и Дмитрия Кундрюцкого (Петр Иванович Сидоркин). Нежная, сильная и прекрасная тетя Тоня становится лучшей подругой очаровательной задорной Вики (Кристина Овчаренко), а Сидоркин легко находит контакт с непокорным сыном (Алексей Кубин или Константин Гапонов). Герой Д. Кундрюцкого преображается из заурядного бухгалтера в мешковатой серой одежде в суперзвезду - стильного молодого человека, почти ровесника собственного сына, в роскошном светло-розовом пиджаке «стиляги» вдохновенно исполняющего хит В. Сюткина «Я не красавчик». Преображается и его жена Галина-голубка (Елена Сорокина), заботливая, наивная и преданная, которую делает еще красивее любовь к мужу и сыну, а у них хватает мудрости оценить ее.

Герои двух постановок очень разные. Тетя Тоня из Севастополя в исполнении Людмилы Шестаковой - гораздо экстравагантнее, жизнерадостнее и ироничнее, чем та, что создана на сцене симферопольского театра. Петр Иванович Д. Кундрюцкого не случайно стал бухгалтером, а не шофером, как герой В. Таганова из «Голубки». Его вокальные номера отличает не эксцентричность, а высокая культура исполнения. Симферопольская труппа вообще работает более мягкими, пастельными мазками, в отличие от ярких красок севастопольцев.

Вокально-пластические интермедии гармонично входят в многосоставную драматургию «Сезона любви». Тетя Тоня и Вика разучивают «урок», исполняя «В краю магнолий» - песню А. Морозова на слова Ю. Марцинкевича. Когда тетя Тоня вспоминает о пенсии, приходящей из Швеции, четверо героев становятся квартетом «АББА». Исполненная ими композиция «Money, money, money» заканчивается своеобразным «листопадом» из долларовых купюр, проецирующимся на стене дома, ставшей на время экраном (световое решение - Леонид Басин). Когда исполняется лейтмотивная хабанера «Голубка» испанского композитора XIX века Себастьяна де Ирадье (русский текст Т. Сикорской и С. Болотина), на стене-экране плещутся ласковые волны.

Напоминая героине С. Кучеренко о радостных событиях прошлого, сцену шумно заполняет веселый «молдавский» ансамбль, которого нет в севастопольской постановке. А самую большую любовь тетя Тоня обретает в финале: появляется придуманный создателями спектакля водолаз Вася (Игорь Кашин или Андрей Шарыпов). Песня группы «Запрещенные барабанщики» «А я рыба, я рыба...» бурлескно завершает эту добрую музыкальную комедию, повествующую в первую очередь о том, как ко всем приходит любовь: к кому-то впервые, к кому-то - возвращается. Возникает и еще один новый персонаж, чье появление точно похоже на чудо: мифический начальник Болдинов оказывается вполне реальным и в финале делает предложение Мари.

«Сезон любви» В. Магара окрашен не бытовой, а поэтической мудростью, которая здесь - во всем, от сценического сюжета до мизансценического решения и актерских работ. Неожиданно красота и поэзия вносятся в самое привычное. Так было и в «Голубке». Магар достигает этого, с помощью драматических нот в переводном шлягере и по-особому организуя пространство, когда персонажи разговаривают то на скамейке, то за столиком в палисаднике, то на втором ярусе - балконе дома Сидоркиных и тети Тони. Эпизоды скомпонованы по контрасту, и смешное-грустное чередуются.

Пожалуй, самой проникновенной лирической сценой можно считать ту, когда Вика ведет диалог с Сидоркиным-старшим, притворяясь, что принимает его за младшего, не видя с балкона. Магар по-своему заканчивает некоторые эпизоды, придавая им отсутствующую у драматурга напряженность. «Ты же любишь свою Мари!» - провоцирует Диму Вика, а он отвечает: «Нет, я не люблю ее, я люблю тебя, Вика!» Это признание добавлено постановщиком, как и сцена, когда Галина собирается уйти от мужа, подозревая, что он увлекся Викой. Все эти нюансы делают «Голубку» и «Сезон любви» самыми душевными из всех романтических комедий, созданных режиссером.

В конце уходящего года на симферопольской сцене была представлена еще одна новая работа Магара - «Парк советского периода» по пьесе А. Гельмана «Скамейка». Спектакль поставлен в соавторстве с давним единомышленником режиссера, народным художником РФ Борисом Бланком. Он остался верен своему давнему художественному принципу - созданию условно-обобщенного места действия. Создав на уютной Новой сцене «Парк имени Цюрупы» в состоянии ремонта, Бланк наделил его чертами любого другого постсоветского парка, в то же время подчеркнув его условные, сказочные особенности. Накрытые статуи, неработающий фонтан, две ярко-голубые скамейки, красный противопожарный щиток с голубыми инструментами на нем. И голубые розы в красном противопожарном ведре - капля поэзии среди будней ремонта.

В постановке по пьесе А. Гельмана судьба конкретной пары возведена в ранг исторического обобщения. Спектакль создает историческую дистанцию, освободившую пьесу от социальной злободневности и придавшую ей вневременные черты. Несложный по фабуле сюжет Магар «укрупнил», превратив в музыкальную и пластическую партитуру. Музыка «Битлз» придает постановке современность и в то же время позволяет представить, что происходящее может случиться в любое время в любой стране. Русский танец героев под зажигательную танцевальную мелодию заставляет вспомнить о гротеске как одной из важнейших черт романтической драматургии. В постановке виден почерк автора «Подруги жизни» и «Голубки» - спектаклей, позволяющих сравнить режиссерскую манеру Магара с ее бережным отношением к внутреннему миру человека с творчеством Анатолия Васильева. Герои его «Взрослой дочери молодого человека» и «Серсо» существовали в восхитительной игровой атмосфере, и бесконфликтность отличала их существование. Новая постановка Магара получилась о таких же красивых и добрых людях.

Удачным оказался выбор исполнителей. Геннадий Яковлев и Алена Ципилева играют своего рода архетипы, которые могут существовать в любые времена. Вера в пьесе - «молодая женщина в цветастом платье, с сумочкой через плечо, у нее длинное худое лицо, длинная худая шея, простые волосы до плеч, фигура плоская, нескладная». Ей постановщик оставил только цветастое платье, подчеркивающее изящную фигуру. Ее партнер, по Гельману, - «невысокий, лысый, плотный мужчина сорока пяти лет, несколько неопрятно одетый: старые джинсы, мятая вельветовая курточка зеленого цвета, рубашка без галстука» - превратился в стильного джентльмена в черном костюме, белоснежной рубашке, красных носках и красном же галстуке-бабочке. Здесь Вера - это не только героиня пьесы А. Гельмана, нежная и сильная, со своей «производственной» биографией и обидой на партнера, но и современница каждой в любую эпоху. Это и своего рода символ вечной женственности, хотя внешность и поведение героини А. Ципилевой присущи конкретной женщине.

Постановщик усилил и эмоциональный фон пьесы, заставив актеров существовать в повышенном эмоциональном диапазоне. Зритель чутко реагирует на нюансы взаимоотношений героев, а особенно - на неожиданный бурный финал. В конце спектакля художник преподносит сюрприз, гармонично вписавшийся в захватывающую атмосферу веселой театральной игры. А новая постановка стала еще одной счастливой страницей сотворчества режиссера и художника. Оно будет продолжено на сцене симферопольского театра: в текущем сезоне планируются новые совместные работы Б. Бланка и В. Магара.

Статья в PDF

Фото из архива театра

Фотогалерея