Самара

Выпуск № 9-119/2009, В России

Самара

 

В «СамАрте» показали совместную постановку театра и Самарской академии культуры (СГАКИ) «Девочки». В премьере заняты студенты выпускного курса академии и артисты «СамАрта». Курс в СГАКИ, судя по первой пробе, многообещающий.

Поставила, оформила спектакль сценографически и музыкально Ольга Агапова, мастер курса, заслуженная артистка и актриса «СамАрта». В основе «Девочек» – три рассказа Людмилы Улицкой из одноименного цикла. Самым студенческим вышел на премьере первый.

В «Ветряной оспе» все напоено предчувствием: эта героиня будет красавицей, у той рождается вкус, а третья уже в свои десять зачиталась в гостях «Старухой Изергиль»… Сюжет – в пробуждении у девочек женственности и чувственности. В гости к Алене Пшеничниковой (Мария Феофанова) приходят одноклассницы и завязывают в шикарной квартире дочки дипломата совсем недетскую игру – не в куклы, а в «отношения». Девочки наряжаются в яркие ткани со дна маминого сундука, делятся на невест и женихов…и тут дело доходит до вопроса, «откуда дети берутся».

В инсценировке эта фабульная сторона целомудренно сокращена до минимума. Откровения о сокровенном, в рассказе акварельные и бесстыдные одновременно, почти непереводимы на язык театра. Зато еще как сценично другое – история Тани Колывановой, переростка и второгодницы, в одночасье ставшей из Золушки королевой. Поначалу на час, героиня Аллы Кривовой из деревенской дылды в ковбойке и красной юбке преображается для девочек в волшебницу, посвященную в тайну, – уж для нее-то, к одиннадцати годам видевшей четырех отчимов, не осталось секретов во взрослой жизни. Ах, как она манит! Почти как яркий шелк с восточным орнаментом, такой редкий и почти запретный в 50-е, как мамина косметика и неприличные слова – даже отличница Челышева пишет их в застрявшем лифте. Челышева недавней студентки Альмиры Парпибоевой (удивительно темпераментная и бойкая для отличницы) выходит в первом акте самой убедительной. Остальным их маленькие героини даются с переменным успехом – детей вообще играть непросто, а этот перелом от детского к женскому – трудно вдвойне. Но заметный по временам недобор профессионализма юные актрисы искупают задором и вторым актом.

Он о той же компании и новом триумфе Золушки, почти полном и окончательном. Проблемы тут растут вместе с девочками. Прием в пионеры актрисы отыгрывают с истинно пионерским рвением и самозабвением детей, у которых не было такой игрушки. Ни этой коллективной физзарядки, ни предлога покомандовать подругами, покрикивая, «как большая». Менторский тон идет Марии Феофановой даже больше, чем детское платье в первой части. А немая замедленная сцена, когда девочки радуются красным галстукам – одна из лучших в спектакле. И только вечно последняя Колыванова остается «за бортом» – таких не берут в пионеры. Но и тут наступает ее час. Оказывается, что безрукая «Т.Колыванова», вышивавшая портрет Сталину в подарок – ее тетя Тома. «Экскурсия» к ней оказывается для девочек непростым испытанием. Ольга Нюненкова демонстрирует в роли тети чудеса гибкости (актриса наливает чай пальцами ног), набор шокирующих словечек и несоветскую логику. Есть в этих историях Улицкой и социально-политические смыслы: в том, как на излете сталинской эпохи безрукая инвалидка только после «подарка тов. Сталину» получает квартиру, и в том, что не все любят «тов. Сталина» так, как учат на уроках… Но в спектакле историческая конкретика, пусть и намеченная песнями тех лет, не так важна. Существеннее другое: как открывается мир перед недавними детьми и как все неожиданнее эти открытия.

Чем дальше, тем ярче раскрываются и актрисы, уже без намека на фальшь. И самый главный триумф Золушки-Колывановой припасен на финал. До него будет влюбленность в элегантную учительницу-немку, такую буржуазно-прекрасную с мундштуком и дорогими духами (танцующая Виктория Максимова). За нее девочка буквально продаст свою невинность – уж очень нужны будут 44 рубля на корзину цветов для объекта девчачьего поклонения. А в совсем сказочном финале (из старой-старой женской сказки, но тут все вопросы к автору) вчерашняя двоечница и замухрышка окажется не под забором, а замужем за шведом. И вновь зазвучит скандинавская «АВВА», закольцовывая музыкальный ряд спектакля уже новыми смыслами.

Ольга Агапова, подобрав отличный материал для женской части курса, поставила и режиссерски любопытный спектакль. Какие-то приемы здесь смотрятся наивно и чуть старомодно, а что-то успешно «сыграло» бы и в нестуденческой постановке. Остроумно и просто решен лифт: прорезанным в заднике прямоугольником. И трамвай, изображенный простынями замерзших окон. Интересны сцены со «стоп-кадрами». Но все это не заслоняет главных героинь вечера. Трагические и характерные актрисы в них тоже еще только угадываются. Но превращение из Золушек в королев уже началось.

Фото Розалии Сталкиной

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.