ЯРКИЙ ОГОНЬ В ОЧАГЕ / Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул»

Выпуск №6-216/2019, Фестивали

ЯРКИЙ ОГОНЬ В ОЧАГЕ / Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул»

Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул», что переводится как «огонь, поддерживаемый в очаге», проходит раз в два года в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле. В этом фестивале традиционно участвуют театральные коллективы из Мордовии, Удмуртии, Коми, Карелии, Финляндии, Эстонии, Венгрии, Ханты-Мансийского и Коми-Пермяцкого округов, и, конечно, гостеприимные хозяева.

В конеце ноября 2018 года собрались театры из пяти республик и одного автономного округа, 11 спектаклей показывали на сценах ТЮЗа и театра имени М. Шкетана, национальный марийский балет «Лесная легенда» был представлен на сцене недавно открытого нового прекрасного здания Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева, который через несколько дней после завершения фестиваля отпраздновал первые полвека своего существования.

Балет «Лесная легенда» на музыку Анатолия Луппова, в которой используются марийские народные мелодии, явился подлинной легендой марийского хореографического искусства. Впервые он был поставлен в 1973 году, стал первым национальным балетом и визитной карточкой театра. К своему 50-летию в театре создали новую версию спектакля, в основу которого положены марийские легенды. Константин Иванов, ныне министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий-Эл, возглавляющий главный музыкальный театр Республики, стал балетмейстером-постановщиком и одним из авторов либретто этого спектакля, поражающего органичным соединением достижений классического балета и традиций национального хореографического искусства.

Блестящие массовые сцены, яркие работы солистов - Кристины Михайловой, Артема Веденкина, Екатерины Байбаевой, Сергея Шабрукова, выразительные, изобретательно решенные декорации Бориса Голодницкого создают незабываемое зрелище. Спектакль «лесная легенда» был отмечен жюри «За верность традициям классического балета и национальной музыкальной культуры».

Театры в Республике Марий Эл любят, финансируют, строят им новые здания, реконструируют старые, театры с любовью содержатся, они ухожены. Поэтому так напряженна и содержательна театральная жизнь в столице Республики.

Постановки на фестивале были очень разные, они показали реальную жизнь национального театра такой, какой она предстает каждый вечер перед зрителями. Очевидными стали и достижения, и проблемы. После каждого дня работы проходили обсуждения в присутствии коллективов и их руководителей. Были споры, многоопытные критики давали советы, пытались повлиять на уже готовый сценический продукт. Взгляд со стороны - а в жюри входили критики и театральные практики из Москвы, Йошкар-Олы, Уфы, Казани, Элисты и Финляндии - помогал по-новому оценить показанное. На мой взгляд, не хватило заключительного круглого стола, где встретились бы представители театров, театрального республиканского начальства, филологи, историки, краеведы, искусствоведы и фольклористы из республик-участниц, где мог бы состояться плодотворный разговор о путях развития национального театра финно-угорских народов как важной составляющей мирового культурного процесса.

Тем не менее, многие тенденции были очевидны.

Как всегда, остро и насущно встала проблема современной драматургии. Более того, возник вопрос - какой должна быть драматургия для национальных республиканских театров, которые призваны сохранить национальный язык, обычаи, традиции и в то же время учитывать современные тенденции развития мирового искусства и новации. Быть современными, развиваться, двигаться вперед и не утерять национальной идентичности - одна из главных проблем сегодняшних национальных театров.

Известный режиссер Василий Пектеев, художественный руководитель Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана, поставил со своим коллективом пьесу А.Н. Островского «Снегурочка», переведенную на марийский язык.

Лирическая комедия, созданная вместе с композитором Иваном Егоровым, стала завораживающим зрелищем, в котором органично соединились русская сказка, талант великого драматурга, традиции народных марийских фольклорных зрелищ, игрищ, обрядов.

Удивительно тонко чувствующий природу драматургического и музыкального материала художник Татьяна Батракова создала на сцене белый, зимний мир - такими предстали кулисы, задник, падуги, костюмы, бутафория, реквизит. В предметном мире спектакля, в одеждах героев морок вьюги и праздничность блестящего на солнце снега слились воедино. И только огромный яркий венок на голове Снегурочки, соединяющий сочную зелень и цветочное буйство красок, становится знаком наступающей весны.

Хороводы, пробежки, массовые сцены, прихотливый рисунок перемещений парней и девушек (балетмейстер Татьяна Алексеева) создают изысканный и выразительный рисунок, который делает понятными без слов взаимоотношения героев.

Придумкой спектакля стала тонкая как стебелек, нежная и упрямая Снегурочка Светланы Александровой, награжденная призом фестиваля «НАДЕЖДА».

Прелестный Лель Ивана Соловьева, страстная обиженная Купава Марины Почтеневой, очаровательная Елена Светланы Сандаковой, забавный и убедительный Берендей Ивана Смирнова, страдающий Мизгирь Павла Ефимова, не привыкший к отказам, и интересная, очень живая, задорная труппа создают зрелище завораживающее, наполненное поэзией и страстью. Гармоничный, режиссерски выверенный, красивый, энергичный, убедительный спектакль «Снегурочка»по праву стал обладателем Гран-при фестиваля.

В первый день была показана и музыкальная комедия по пьесе классика марийской литературы М. Шкетана «Эх ты, жизнь наша», поставленная Олегом Иркабаевым-Эйтаном в Марийском ТЮЗе, который он возглавляет.

Спектакль, созданный в начале 90-х, когда были сняты многие табу, и смелость, вызов прежним постным и пресным зрелищам были важнее соблюдения художественной меры, несет на себе все приметы времени начала перестройки, поэтому сегодня в чем-то кажется наивным, в чем-то огорчает непритязательным вкусом. Он любопытен как документ времени. Кроме того, динамичные миниатюры, написанные М. Шкетаном в 20-30-х годах прошлого века, позволили многим артистам продемонстрировать свое недюжинное комедийное дарование, хотя случались и наигрыш, и грубое комикование. Зритель с восторгом принимал спектакль, где многие бытовые ситуации оказывались вполне современными, а актеры труппы, такие как Игорь Актуганов, Сергей Мамаев, Светлана Никитина, Андрей Васильев, Евгений Ибраев, Валерий Григорьев демонстрировали свое мастерство.

Увы, многие театры-участники фестиваля стали заложниками жестко обозначенных рамок: привезти не последние премьеры, не наиболее значительные работы, а обязательно музыкальную комедию. Поэтому в фестивале приняли участие спектакли, составляющие рядовую афишу, поставленные где-то на потребу, где-то с учетом неприхотливых зрительских вкусов, потому что именно он, простой зритель, делает театру кассу.

Вместе с тем, театры показали, чем они живут на самом деле. Зрители, жюри увидели не парадные комнаты, убранные к приходу гостей, а тот привычный интерьер, и беспорядок, который случается в обычной повседневной жизни.

Этим-то и были интересны показанные работы.

Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми привез спектакль по пьесе современного драматурга Александра Суворова «Особенности национальной охоты в Коми, или Сексот». Тот, кто знаком с фильмами о национальных особенностях, уловили схожесть стилистики зрелища, вместе с тем, история, где много неожиданных совпадений, недопониманий, оказалась живой и забавной, хотя и не лишенной недостатков. Жанр был определен как «вычегодский анекдот».

Пятеро мужиков-дружбанов отправились на охоту и вполне традиционное это времяпровождение обернулось страхом, подозрительностью, чуть ли не трагедией, невероятными разоблачениями и комическими ситуациями. Режиссер-постановщик Светлана Горчакова выстроила забавное зрелище с элементами триллера, когда дело доходит почти до сурового самосуда, умело раскрыла характеры героев, которые когда-то дружили, а теперь являются представителями самых разных слоев местного общества. Артисты Сергей Туркин, Андрей Засухин, Андрей Епанешников, Александр Ветошкин, Владимир Уляшев создают весьма колоритные и запоминающиеся образы героев, правда, сама пьеса в какой-то момент словно исчерпывает себя, действие начинает пробуксовывать. И остаются эпизоды веселой пьянки на лоне природы, которые утомляют.

Спорным представляется и введение образа кикиморы, этакой хозяйки леса. И написана и решена она не очень изобретательно, скорее напоминает персонаж ТЮЗовского спектакля.

Государственный национальный театр Республики Удмуртия привез комедию «Настя и Степан» по пьесе драматурга Егора Загребина, написанной еще в прошлом веке, отсюда и некоторая старомодность всего действия, характеров героев, их взаимоотношений. Правда это «ретро» рождает эффект, который возникает от просмотра старых фильмов - наивных, трогательных, пусть порой и схематичных.

Действие происходит в Доме отдыха, где собралась весьма разношерстная публика. Молодые и не очень юные дамы мечтают найти кавалеров, а лучше - потенциальных мужей. Случаются разного рода путаницы - вплоть до того, что муж не может разглядеть в красавице-отдыхающей свою серую «мышку» жену. Конечно же, все заканчивается ко всеобщему удовольствию.

Спектакль оставляет двойственное ощущение. Как уже было сказано, его некоторая старомодность, отдельные решения кажутся сегодня явным анахронизмом. Вместе с тем, атмосфера беззаботно-курортной жизни и обыденные, но такие понятные страсти забавляют. Живой оркестр, приглашенный из филармонии, создает лирическое настроение, а исполнение отдельных ролей выразительно. Например, настоящим каскадно-опереточным комиком предстал Александр Баймурзин в роли любвеобильного Ерофея. Его выходы - яркие концертные номера, демонстрация актерского мастерства. Он был отмечен в номинации «Лучшая эпизодическая роль».

Нельзя не сказать о прологе и эпилоге. Ощущение, что в спектакле существуют два спектакля. Один очень современный. В прологе, который оказывается сном главного героя Степана, на сцену выходят очаровательные молодые актрисы, наряженные в условные костюмы игривых коров - черно-белое трико и юбочки, тугие косички-рожки - и танцуют забавный современный танец. Становится очевидна и фантазия, и творческий потенциал и труппы, и режиссера Алексея Ложкина.

«Поросенок и жених» (Мордовский государственный национальный драматический театр) - забавная пьеса Анатолия Григорьева, неоднократного участника драматургических семинаров.

Привычный для многих кассовых пьес сюжет о любви молодых, против которой родители, находящиеся в ссоре (чего далеко ходить, достаточно вспомнить «Ромео и Джульетту»), Григорьев умело переосмысливает, соединяя лирико-драматическую линию с совершенно абсурдной ситуацией с украденным поросенком. Соседи крадут несчастное животное, прячут его, не знают, как вернуть, а вокруг этой кражи разрастается снежным комом целое дело.

Спектакль, поставленный режиссером Юрием Хвостиковым, назван «Деревенские страсти». Фарс сыгран с пониманием жанровых законов, в хорошем темпе, стремительно сменяющиеся сцены, неожиданные комические повороты событий не мешают актерам создавать интересные образы.

Трогательна пара молодых влюбленных - Павел Михайлов и Евгения Акимова. Яркими, гротескными красками рисуют родителей невесты Владимир Стороженко и Людмила Антипкина.

В противовес им родители жениха, хоть и крадут поросенка, но остаются робкими, пугливыми и от этого особенно смешными. Анатолий Нуштайкин забавен в роли Антона, а Елена Гудожникова играет роль матери жениха, простой, доброй женщины, которая пленяет женственностью и искренностью. Она была отмечена в номинации «Лучшая женская роль».

Еще один приз уехал в Мордовию. Дмитрий Мишечкин, исполнитель роли Николая, был отмечен в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Актеру удалось показать характер в развитии: пьянчуга оказывается человеком глубоко чувствующим, сердечным. И сыграно это тонко и глубоко.

Сложные чувства вызвал спектакль Национального театра Карелии (Петрозаводск) «Хаос» М. Мюллюахо. Режиссер Йоэл Лехтонен поставил вполне современный спектакль со всеми атрибутами модного зрелища. Хаос - символ современной жизни, где условности, мода диктуют определенный стиль поведения, где человек становится винтиком в отлаженной машине заданных ролевых игр. Три подруги - учительница, психотерапевт, журналистка - никак не могут разобраться со своей жизнью. Старые традиционные семейный ценности, социальные роли, нравственные ориентиры исчезли. Новые правила или непонятны, или неприемлемы, или слишком смелы и не нужны героиням. Отсюда - неадекватность поведения, нервные срывы, экстравагантные поступки. Режиссер заставил своих героинь исполнять женские и мужские роли, продиктовал особую форму их поведения. Все жестко, иронично, действие разворачивается в холодной урбанистической среде, серый цвет и острые углы доминируют в декорациях. Но сердце не трогают картонные надуманные страсти, хотя актрисы Наталья Алатало, Александра Анискина, Ольга Портретова вполне могли бы претендовать на исполнение более глубоких, значительных и содержательных ролей.

Модные унифицированные приемы, театральный язык XXI века - и возвращение к истокам, к народным сказкам. Таковы «качели» этого фестиваля. Государственный театр обско-угорских народов «СОЛНЦЕ» (Ханты-Мансийский округ-Югра) показал спектакль «Чев-Чев».

На сцене Национального театра имени М. Шкетана был создан особый мир: огромный шатер из шкур, дерево, мех, вышивки, солома, шишки. Зрители проходили внутрь шатра и словно попадали в другое пространственно-временное измерение. Мир природы и достижения цивилизации слились в органическом единстве. Татьяна Огнева, Татьяна Фоминых, Августа Могульчина и Иван Гындыбин рассказывают народные притчи, знакомят с обрядами, учат древним словам, повествуют о мире природы - 40 минут счастья, растворения в особом космосе людей и вещей, погружения в праисторию (автор идеи Татьяна Огнева, режиссер-постановщик Анна-Ксения Вишневская, художники-постановщики Анна-Ксения Вишневская и Маша Саблина были удостоены диплома в номинации «Лучшая сценография»). Маленькие зрители пяти-десяти лет активно включаются в игру, вместе с актерами познают мир и свою историю.

Особое место занял на фестивале спектакль Горномарийского драматического театра (Марий Эл) «Песни синего неба» по пьесе драматурга из Карелии Сеппо Контерво (Сергея Пронина, драматурга и художественного руководителя Национального театра Карелии). Постановщик спектакля, художественный руководитель театра Ольга Искоскина. Эта работа получила диплом «За качественный рост постановочной культуры». И действительно, постановка продемонстрировала творческую зрелость всего коллектива.

Создателям спектакля удалось почувствовать и передать пронзительную ноту страданий и тоски по простому человеческому счастью, для которого так мало места в мире, разорванном враждой, ненавистью, недоверием и злобой.

Трое советских военнопленных, попавших в концлагерь, оказываются на финском хуторе в качестве рабов. С одной стороны, пленные, живущие во враждебном мире. С другой - финны - не немцы, у пленных больше свободы. Для их нынешних хозяев главное, что есть умелые рабочие руки. На хуторе только женщины и старики. Естественно, что между дочерью хозяина хутора и военнопленным Андреем вспыхивает любовь. Лирические, жанровые сцены, столкновение советских солдат и местных жителей, которые не могут смириться с тем, что их родные погибли или получили увечья на полях сражений, конфликты между самими пленными создают внутреннее напряжение, - все заставляет неотрывно следить за стремительно развивающимся действием. Исполнителю главной роли советского солдата Федора Дмитрию Тораеву был вручен диплом в номинации «Лучшая мужская роль».

Хочется отметить и работу Наталии Гусяновой, исполнившей роль Майры, живущей с родителями погибшего мужа. Актриса сумела показать характер и судьбу, зависть, отчаянье, женское томление, ненависть, рассказать драматическую историю жизни молодой вдовы.

В рамках фестиваля были показаны еще две работы.

Спектакль Театра Берестяных Масок (с.КАЗЫМ) «Доченька / ЭВИЕ» (Анна Тюрнпу, Элизабет Сурсар). Спектакль поставлен на основе личных песен казымских ханты.

И Рок-опера «БИАРМИЯ» по мотивам пьесы Елены Сойни, поставленная Сергеем Прониным в Марийском национальном театре драмы имени М. Шкетана. Первая рок-опера на марийском языке.

Национальный театр ищет новые пути, осваивает непривычные жанры, экспериментирует, стремясь соединить традиции, привычные формы, богатейший арсенал народного искусства, фольклора с современными веяниями и направлениями в искусстве. А это значит, что в 2020 году, на XIII фестивале Майатул нас всех ждут новые открытия.

Статья в PDF

Фото Валерия ТУМБАЕВА


Фотогалерея