"Когда душа, расправив крылья..." / Форум "Балет XXI век"

Выпуск №6-216/2019, Мир музыки

"Когда душа, расправив крылья..." / Форум "Балет XXI век"

Енисей еще не сковало льдом, но снежок под деревьями уже создал естественную декорацию конкурсу «Гран-при Сибири». Сам конкурс включен в формат форума «Балет XXI век», который тоже «Grand», и возвращается в Красноярский театр оперы и балета имени Д. Хворостовского с двухлетним постоянством. Нынешний, пятый по счету, совпал с Годом балета в России и 200-летним юбилеем Мариуса Петипа. Так что вполне закономерно осенен именем великого «русского француза».

Форум динамичен и масштабен. В его программе выставка из фондов Государственного театрального музея им. А.А. Бахрушина, премьера балета «Раймонда» Петипа, хореографическая лаборатория для артистов балета, и вторая - для непрофессиональных танцовщиков и коллективов в рамках Международного культурного центра. В проекте «Перекрестки культур-2018», адресованном управленцам учреждений культуры, состоялся разговор о проблемах «социального предпринимательства». А тему круглого стола формулировали как «Русский балет. 200 лет с М. Петипа». В рамках форума прошла и ассамблея Федерации международных балетных конкурсов, в повестке дня которой было и принятие в Федерацию новых членов. Ими стали конкурсы в Киеве и алма-атинский «Орлеу».

Теория в Красноярске шла рука об руку со сценической практикой. Начали с премьеры «Раймонды», для которой Юрий Григорович сделал двухактную редакцию специально для Красноярского театра. К юбилею художественного руководителя театра Сергея Боброва артисты подготовили вечер современной хореографии «Балет сквозь времена». В программу включили сочинения Сергея Рудольфовича (среди них «Весна священная») и две мировые премьеры - «Ромео и Юлия» П.И. Чайковского и «Болеро» М. Равеля в постановке итальянского хореографа Франчески Фрассинелли. Уместным оказалось и включение в программу дивертисмента блока, именуемого «Большой балет». Это некая антология телевизионного конкурса того же названия, вот уже третий сезон приковывающего внимание балетоманов к экранам телеканала «Культура».

Центральным событием Форума, несомненно, является конкурс «Гран-при Сибири». Само творческое состязание набирает уверенную динамику расширения географии (11 стран) и увеличения численности участников. В этом году подано более 80 заявок, так что организаторам пришлось прибегнуть к строгому отбору и оставить пятьдесят пять. Это было нелегко сделать, поскольку среди соискателей наград молодые танцовщики, уже удостоенные высоких отличий других конкурсов.

В состав международного жюри вошли заслуженный артист России Сергей Бобров, хореограф, художественный руководитель балетного фестиваля в Бодруме Зейнеп Сунал Саадет (Турция), заслуженный артист России, народный артист Республики Марий Эл, художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева Константин Иванов, народная артистка России, ректор Московской государственной академии хореографии, кандидат искусствоведения, профессор Марина Леонова, заслуженный артист Республики Казахстан, директор балетной труппы Государственного театра «Астана Опера» Турсынбек Нуркалиев, президент Корейского балетного фонда, профессор кафедры балета в университете Санг Мёнг, основатель балетного конкурса Всемирного Гран-при, вице-президент международных балетных конкурсов, директор Международного фестиваля танца ЮНЕСКО, художественный руководитель балетной труппы Сеула Парк Джо Кын (Республика Корея), директор Национальной академии танца Маргерита Парилла (Италия), заслуженный артист России, художественный руководитель балета, главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, первый вице-президент Международного союза деятелей хореографии Сергей Усанов (Россия), балетмейстер, преподаватель генуэзской Академии искусств Франческа Фрассинелли (Италия). Кресла сопредседателей жюри заняли народный артист СССР Вячеслав Гордеев и хореограф, педагог-репетитор Королевского балета Фландрии Оливье Пате (Франция).

Конкурсанты соревновались в двух возрастных категориях - младшей и старшей. Большой десант высадила Московская государственная академия хореографии, и, как следовало ожидать, ее воспитанники, будучи хорошо подготовленными, оказались в числе лидеров. Забегая вперед, скажем, что премиями награждены и педагоги, подготовившие конкурсантов. Двое из четырех - Татьяна Гальцева и Михаил Шарков - из Московской академии хореографии.

Выступление младшей группы призвано, прежде всего, показать успехи в овладении школой. Вряд ли ее выявила вариация Сванильды из балета «Коппелия» в хореографии Олега Виноградова, которую исполнила Мария Карла Ортманн (Германия). Продуманная программа отличала студентов Московской академии хореографии. Елизавета Кокорева исполнила вариацию Авроры с акварельной легкостью и прозрачностью, Игорь Горелкин летал в вариации из «Классического pas de deux» Адана, поставленном Софьей Головкиной, отточенным танцем с зависающим sissonne soubresaut и акцентированными заносками в вариации Голубой птицы привлек к себе внимание Дмитрий Смилевски. Технически довольно уверенным был и танец новосибирца Алексея Помыткина (вариации из балетов «Пламя Парижа» и «Корсар»), Алики Ланской из Красноярска («Спящая красавица» и «Раймонда»), ее землячки Юлии Ляховых (вариации из балетов «Талисман» и «Пробуждение Флоры»), пермяка Вячеслава Спильчевского (вариации из балетов «Дон Кихот» и «Арлекинада»).

Благодаря тому, что хронометраж современной хореографии правилами конкурса сокращен до трех минут (у младшей группы) и четырех (у старшей) - тур не оказался тягостным. Актерскими качествами здесь блеснул Никита Рогов из Якутии. Он с юмором исполнил миниатюру «Сыщик» на музыку Джона Уильямса в постановке Екатерины Тайшиной. Лирическая новелла «Слезы Снегурочки», специально поставленная для конкурса Ниной Мадан на музыку Людовико Эйнауди замечательно раскрыла возможности Марии Павлюковой, украинки, обучающейся в Московской академии хореографии.

К следующему этапу соревнования жюри допустило 13 юниоров и 12 сеньоров. От тура к туру уверенно шел к награде красноярский танцовщик Георгий Болсуновский, удостоенный Гран-при. Его танец отличался мужественностью манеры и широтой амплитуды. Наделенный явным актерским даром и вулканическим темпераментом Юрий Выборнов танцевал с упоением, умело перевоплощался из алчного торговца невольницами в русского былинного богатыря. Чувственный монолог «Выйду ночью в поле с конем» (хореография Константина Матулевского на музыку И. Матвиенко) артист исполнил с удивительной органикой и вдохновением.

Торжественной церемонией награждения победителей и праздничным концертом лауреатов V Форум «Балет XXI век» завершил свою работу.

Статья в PDF

Фотогалерея