Серпухов

Выпуск № 9-119/2009, В России

Серпухов

 

В подмосковном Серпухове произошло обыкновенное чудо. Местный музыкально-драматический театр поставил полуторачасовой оперный спектакль. Не слишком искушенный в этом жанре зритель от первой до последней минуты пребывал в состоянии эстетического шока. На сцене поражало все: декорации, спецэффекты, причудливое сочетание балета и «агрессивной» хореографии, профессионально звучащие голоса драматических актеров. И в особенности сопрано местной знаменитости Ольги Синельниковой. Все знали, что у нее редкого диапазона голос. Но в этом спектакле он звучал ошеломляюще. Мы уже привыкли к откровенной эротике, которую со всех телеканалов транслирует попса. Здесь же – энергетика возвышенных чувств, а поди ж ты, воздействует куда сильнее.

Подобные представления можно увидеть сегодня разве что на Бродвее или в исполнении знаменитой британской певицы Сары Брайтман. Так что порадуемся за Серпухов и воздадим должное создателям первой в России «Шоу-оперы» – именно так окрестил новое детище художественный руководитель Серпуховского музыкально-драматического театра Павел Цепенюк.

Вероятнее всего, идея популяризации этого жанра путем подачи в виде феерии будет подхвачена в других провинциальных городах. Хотя для этого требуется несколько условий: актеры с оперными голосами, симфонический оркестр, балетная студия, способные постановщики и хорошее состояние подмостков.

«Это моя давнишняя идея – популяризировать оперный вокал, – рассказывает Павел Цепенюк. – Режиссеру-дебютантке Екатерине Журавлевой и балетмейстеру театра Елене Порошиной удалось создать из оперы совершенно уникальный проект. Я категорически не согласен, что опера – искусство для эстетов. В моей молодости люди были чрезвычайно увлечены американскими музыкальными фильмами. Это были наивные мелодрамы, но такие светлые, добрые, что люди, посмотрев такой фильм, не могли успокоиться. Бежали в магазин за виниловыми пластинками с любимыми ариями».

Вернуть магическое состояние юношеской увлеченности оперной музыкой помог талант актрисы театра Ольги Синельниковой. Ее красивое лирико-колоратурное сопрано позволяет исполнить сложнейшие партии, в том числе арию «Il dolce suono» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Эта ария и вокализ на композицию Эрика Серра стали неимоверно популярными благодаря фильму Люка Бессона «Пятый элемент».

Итак, в Серпухове изобрели шоу-оперу путем соединения несоединимого: лучшего мирового репертуара в современном динамичном оформлении. Этот музыкальный проект – первая проба новой репертуарной линии в серпуховском театре. Следующая подобная постановка – музыкальное шоу «Жестокий романс». В романсе важен не голос, а открытое чувство исполнителя, его артистизм. И в этом случае блеснуть смогут все актеры этого «поющего» театра.

Драматический театр в Серпухове сравнивают со многими московскими камерными театрами из-за вместимости (650 мест) и убранства – он построен сто лет назад с поистине купеческим размахом. Четыре года назад здесь появилась профессиональная труппа. В репертуаре уже около пятнадцати спектаклей. Но проблема привлечения зрителей стоит так же остро, как и в первый сезон работы. Впрочем, та же беда у всех театров нашей провинции: по статистике, завзятые театралы составляют всего лишь шесть процентов населения России. Серпухов в этом смысле не исключение. Постоянная театральная аудитория здесь – 150-200 человек на 150 тысяч жителей. «Если вопрос ставится: как театру выжить, то он не выживет. Надо не выживать, а жить. Ведь другого зрителя к нам никто не привезет», – говорит Павел Цепенюк и приводит такой исторический парадокс.

Во времена Шекспира по соседству с театром «Глобус» находился знаменитый дом для умалишенных – «Бедлам». Сельские сквайры затаривались вином и устраивали дикую травлю сумасшедших. Таковы были нравы. В «Бедлам» тоже был входной билет, это тоже считалось развлечением. А после этого сквайры переходили в «Глобус», где им показывали пьесы Шекспира, драматурга, чье имя осталось на века. Шекспир писал для той аудитории, но он поднимал человеческую цивилизацию. А «Бедлам» опускал. Все лишь за выбором, как и сейчас: или драматургия высоких чувств, или работа на инстинкты ниже пупа.

Но есть и другая статистика. Пережить четвертый сезон для труппы так же непросто, как иной семье не распасться на седьмом году брака. На серьезные драматические спектакли зритель сегодня, увы, не идет. Подавай ему «развлекуху». Но и комедиями, составляющими сегодня основу репертуара провинциальных театров, тоже мало кого соблазнишь. Короче говоря, привлечь зрителя и сохранить при этом лицо театру сегодня крайне трудно. «Да, у нас нелегкий зритель. Но нельзя ставить одни комедии, стараясь ему угодить. Есть «болезнь однообразной пищи», как бы вы ни любили колбасу или торт, объевшись, будете испытывать тошноту. То же с репертуаром театра. Из актера «однообразная пища» все высасывает, атрофируется его творческое нутро, и то же происходит со зрителем», – утверждает худрук серпуховского театра.

Повторюсь, идея превратить оперу, искусство для избранных, в искусство для всех, осуществлена в Серпухове благодаря существованию в этом городе талантливых людей: певцов, музыкантов и постановщиков, сумевших, что важно отметить, своими силами найти на постановку деньги. Целых сто тысяч рублей. Я называю эту цифру и прошу сопоставить ее с бюджетом аналогичных постановок Сары Брайтман, где тратятся миллионы долларов. Поставить шоу-оперу за сто тысяч и добиться впечатления, сравнимого с впечатлением от концертов Сары Брайтман, – пример редкого подвижничества.

Если уж продолжать говорить о необычности серпуховского театра, то прежде всего нужно сказать о дате его создания: 2004 год, время отрезвления, усталости, рационализма. Старинное здание было отреставрировано, был набран штат, причем не только актерская труппа, но и артисты симфонического оркестра. В общем, это единичный случай для страны новейшего исторического периода, когда создается полноценный репертуарный театр в небольшом городе.

Но, может быть, и областной Думе стоит обратить внимание на театр в Серпухове? И депутатам Госдумы тоже. К примеру, внести изменения в финансово-правовой статус провинциального театра. Известные столичные режиссеры тратят на свои премьеры столько же, сколько бродвейские знаменитости. Притом, что театралов в Москве не в пример больше, чем в провинции. Чего же нам держать в черном теле провинциальную культуру, где спонсоров найти крайне трудно?

Театр провинции – это или особая ответственность, или особая безответственность. Он может стать интеллектуальной и нравственной трибуной. Такие предпосылки у серпуховского театра под руководством Павла Цепенюка есть. Или погибнуть под бременем экономического кризиса, невежества публики, несбывшихся надежд и внутренних раздоров. Такой вариант тоже вероятен.

Каков будет исход?

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.