Размышление о счастье / "Старшая сестра" в Мичуринском драматическом театре

Выпуск №7-217/2019, Год театра

Размышление о счастье / "Старшая сестра" в Мичуринском драматическом театре

2019 год объявлен «Годом театра». Акция эта - уникальная возможность привлечь внимание к театральному искусству, поддержать интересные проекты и инициативы, сохранить и популяризировать лучше отечественные театральные традиции и достижения.

Первой премьерой в рамках «Года театра» в Мичуринском драматическом театре стала «Старшая сестра» по пьесе А. Володина (режиссер - Николай Елесин).

Для большинства россиян эта история хорошо известна по советскому художественному фильму, созданному в середине 60-х годов прошлого столетия Георгием Натансоном. В киноленте снялись Татьяна Доронина, Михаил Жаров, Виталий Соломин, Леонид Куравлев, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Инна Чурикова и многие другие знаменитые артисты.

Эта пьеса Володина так же часто ставилась в Советском Союзе, как и в сегодняшней России. Именно из нее многие наши соотечественники помнят вопрос Белинского: «Любите ли вы театр?». И, естественно, для театральной публики «Старшая сестра» давным-давно уже стала классикой.

«Лишь ненормальный психически человек может утверждать своим творчеством, что жизнь ужасна. Только - помогать жить. Потому что другой жизни - вместо этой, лучше этой - не будет», - когда-то оправдывался Александр Володин, которого советские идеологи обвиняли в дегероизации. Действительно, в его лирических пьесах изображены совершенно простые люди, не совершающие никаких героических поступков. Они живут своей обыденной невзрачной жизнью, но честно и достойно живут, заставляя всех вокруг становиться лучше.

Именно поэтому, быть может, Николай Елесин определяет жанр своего спектакля как «размышление о счастье в 2-х частях». Мичуринский театр предлагает свой взгляд на эту историю. По словам режиссера, спектакль «Старшая сестра» - попытка прочесть пьесу с позиции дня сегодняшнего. И действительно, в каких-то моментах эту постановку от уже названного фильма отличает более жесткая, более ироничная трактовка и в целом иная оценка действий героев.

Пока публика собирается, в фойе театра запускается пролог, автором-составителем которого выступил артист театра Сергей Холкин. Это настраивает зрителя: звучат стихи и песни 60-х годов XX века. Почти в самом начале спектакля мы слышим диалог сестер:

«В чем счастье нашей жизни? Счастье в труде?! Некоторые считают, что нельзя отказываться от личного счастья во имя труда...

- Трудиться для себя - это не приносит ни радости, ни счастья. Надо трудиться для других...

- Мне кажется, сказать: «Я счастлива», - просто неудобно, как бы сознаешься, что большего тебе от жизни не нужно, ты довольна тем, что есть. Но все-таки хорошо, когда человек умеет радоваться и тому, что есть.

- Но не каждый человек способен испытать счастье. Хорошо извлекать для себя счастье из всего - из того, какая сегодня ночь, какое небо, какие люди вокруг...»

И, в общем-то, вся дальнейшая история показывает нам, «какие люди вокруг». А люди-то разные, но все как один ищут свое счастье, надеются на него, хотя само понимание счастья меняется со временем, меняется вместе с людьми.

Оригинально подходит режиссер к видению «остановки» спектакля. Действие на сцене развивается как бы в вагоне поезда. Рампа сверху переливает свет, как это обычно бывает в ночном вагоне. Два яруса пассажирских мест. Зритель видит сразу несколько купе.

Оба действия начинаются с ритмической прелюдии, во время которой герои сидят в одном вагоне, отбивая каждый свой ритм по разным предметам, создавая оригинальное музыкальное звучание и настроение для зрителя. Возникает стойкое впечатление, что каждый из героев в этот момент находится в своем микромире, живет своими проблемами, погружен в свои мысли. И, кажется, что здесь все, как в современном мире - человек может находиться среди огромной многолюдной толпы, но быть при этом на своей волне или совершенно одиноким и брошеным.

В судьбе старшей сестры Нади были и есть лишения, устремления, желания и мечты, как и у сотен других людей на этом свете. Однако у нее есть и чувство долга перед дядей и мера ответственности за младшую сестру Лиду, что уверенно проживает на сцене Наталья Попова. Все эти разные чувства остаются с Надей навсегда, но трансформируются по мере взросления, по мере изменения жизни героини.

Любопытно наблюдать за ростом и развитием Лиды в исполнении Ксении Морозовой. Из юной идеалистки, верящей в правильность мира и верность жизненных позиций сестры и дяди, девушка становится дерзкой студенткой. Она уверена только в себе и надеется только на себя. Но, как часто бывает в жизни, самоуверенность ставится под удар. В ключевой финальной сцене Лида задает вопрос: «Как же теперь жить? Как жить дальше?». И этот вопрос так ставится актрисой, что внимательный зритель будет возвращаться к нему еще не раз...

Зрителя Мичуринского театра открыл для себя нового актера труппы Павла Шуть, сыгравший Кирилла, друга детства и первую любовь Лиды. Эта любовь и станет камнем преткновения в поисках счастья героев. Тонкий подход к работе и у Элеоноры Моревой, исполнившей роль Шуры, жены Кирилла. Героиня борется за счастье из последних сил и ради любимого человека готова жертвовать собой. Украшают спектакль работы Виктории Дзидзан и Якова Волговского (члены приемной комиссии). Небольшой, на первый взгляд, эпизод становится поворотным в жизни не только Нади, но и ее сестры и дяди.

Необходимо отметить и музыкальное оформление. Помимо фонограммы, здесь звучит живая музыка - гитара и аккордеон, на которых играют артисты театра Андрей Шепелев, Сергей Дубровский и Андрей Широкий. Многие мизансцены ритмически перекликаются с теми музыкальными лейтмотивами, что звучат во время спектакля. Это безусловные успех и заслуга режиссера - выпускника Российской академии музыки имени Гнесиных.

В целом спектакль оставляет светлое ощущение. Он заставляет зрителя задуматься о своем счастье, ведь оно есть у каждого, нужно только его разглядеть, понять и почувствовать.

Статья в PDF

Фото Вадима ИЗМАЙЛОВА

Фотогалерея