НОРИЛЬСК. Театральное путешествие в сопровождении гаджетов

Выпуск №7-217/2019, В России

НОРИЛЬСК. Театральное путешествие в сопровождении гаджетов

«Гиперборея. Плато Путорана» - так называется первый спектакль в VR-формате, выпущенный в Норильском Заполярном драматическом театре имени Владимира Маяковского, соединивший древнегреческие мифы со сравнительно недавними легендами о «месте силы» - Таймыре, медиа-технологии с живым актерским планом, а научные факты с гипотезами и философией шаманизма. Зрители, используя очки виртуальной реальности, вольны менять ракурс обзора, угол зрения, и также вольно относиться к лавинообразному, огромному потоку информации, формируя собственное мнение.

В премьерном спектакле всего двое действующих лиц, оба невымышленные. Первый - актер труппы Николай Каверин, одетый в толстовку с надписью «На земле с 1981 года», играющий словно бы самого себя. Второй - историк Станислав Стрючков, тоже обошедшийся без грима и сценического костюма, представший в привычном для него амплуа председателя Клуба исследователей Таймыра, которому свойственна скрупулезность, дотошность в сопоставлении фактов, а потому его инструментарий - карты, схемы, белая глянцевая доска, используемая в лекционных аудиториях. Один - романтик и лирик, но и его оппонент отнюдь ни циничный прагматик. Сюжет вращает дискуссия, притом, что персонажи вовсе не антагонисты, оба они - пассионарии, приверженные разным способам познания мира, равно имеющим право на существование.

Именно плюрализм изначально воспринимается достоинством постановки, жанр которой главный режиссер театра Анна Бабанова обозначила как спектакль-экскурсия. Эта форма сродни променад-театру, «бродилке» с той разницей, что зрителям не приходится покидать кресел, они перемещаются в пространстве и между пространствами с помощью оптики виртуальной реальности, получая в каждой точке остановки значительные впечатления.

«Между пространствами» - не оговорка, не описка. Согласно верованиям малочисленных народов Крайнего Севера, например, нганасанов, существует три мира - нижний (это шахты), средний - это город (Норильск и его окрестности), и высший - плато Путорана, где обитают духи, бессмертные души. Где, согласно мифам, в доледниковый период находилась Гиперборея - идеальная страна гармонии и блаженства.

В зачине действия Николай Каверин с доверительной интонацией рассказывает публике о том, как в 2011-м он, выпускник ГИТИСа, прилетел из Москвы в Алыкель, и ему с первых минут понравились пейзажи по дороге к Норильску. Актер с естественной для современного человека торопливостью произносит монолог, который мгновенно цепляет: «Здесь место силы. И чем дольше мы здесь находимся, тем отсюда сложнее вырваться. Наступает некая зависимость. Я считаю, это потому, что здесь наши корни. Здесь Гиперборея (в переводе с древнегреческого, Гиперборея - страна за северным ветром). Плиний Старший сказал...». Каверин достает смартфон и цитирует из Интернета: «Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом. Гиперборейцы - самый счастливый народ, им неизвестны раздоры и всякие болезни, смерть наступает там только от пресыщения жизнью после 1000 лет!»

И тут вступает Стас Стрючков. Он энергично рассказывает об изысканиях современных ученых, которым хотелось, но не удалось ни доказать, ни опровергнуть существования Гипербореи на плато Путорана. Зато открытие месторождений полезных ископаемых - в их перечне почти вся таблица Менделеева, - дало старт основанию поселений на Таймыре. Ровно в этот момент публика и вооружается VR-очками, позволяющими мгновенно «обозреть» архитектурные особенности города и его достопримечательности, переместиться в музейный мемориальный комплекс «Норильская Голгофа», посетить комбинат с пышущим жаром плавильным цехом и спуститься в нижний мир, в глубокие подземные шахты вместе с горняками. По-особому в этот момент воспринимается звучание песни Владимира Высоцкого «Не космос - метры грунта надо мной. И в шахте не до праздничных процессий. Но мы владеем тоже внеземной и самою земною из профессий...»

Новый спектакль Самого Северного театра, выстроенный в линейной логике экскурсии «от истоков до...», в манере непрерывного интерактивного общения с залом, наделен всеми художественными достоинствами театрального действия. Выверены световая партитура и интонационный строй, сам ритм, предполагающий нарастание смысловой и эмоциональной интенсивности диалога. В ткань спектакля органично вплетена музыкальная риторика - обрядовая и песенная мелодика, перкуссия и звуки живой природы (музыкальный руководитель постановки - композитор Андрей Федоськин). С некой толикой иронии, но и загадочной представлена связь с «верхним миром»: на экране by Skype периодически возникает внучка последнего шамана, которой, кажется, хочется поделиться важными истинами. Но стоит ей разговориться, как Интернет «виснет», обрывается. В общем, сеть не всесильна в отличие от человека. Заинтригованным зрителями приходится самим додумывать, догадываться, о чем хотела сказать шаманка.

Спектакль, переносящий в финале на величественное плато Путорана, окруженное синими, бездонными, чистейшими озерами (все съемки для спектакля произвел директор телекомпании «Северный город» Максим Трофимов), вызывает безусловную и безотчетную восторженность удивительной территорией, которая воспринимается чудом света. Премьера, по сути, не только признание в любви к заповедному Таймыру, она о чувстве родины, о причастности к гиперборейцам всех, кто способен восхищаться красотой земли, гармонировать с природой и миром.

«Гиперборея. Плато Путорана» - спектакль, замыкающий норильскую трилогию, созданную Анной Бабановой в сотрудничестве с драматургом Владимиром Зуевым, художником-сценографом Фемистоклом Атмадзасом и, собственно, всей труппой Самого Северного театра. Заступив на пост главрежа Заполярной «Маяковки» в 2013 году, она была, как многие новоприбывшие, ошеломлена морозами, а более - полярной ночью и черной пургой, словно проверяющей людей на прочность и «степень человеческого в человеке». Выпуская премьеру за премьерой, Бабанова параллельно углубилась в изучение истории самого крупного города на планете, расположенного за Полярным кругом. И чем больше узнавала, тем устойчивее становилось стремление исследовать страшное и величественное прошлое Норильска театральными методами.

Первым стал спектакль-коллаж «Жди меня... и я вернусь» - трагическая фантасмагория о прообразе Самого Северного театра, родившегося в Норильлаге, где талантливейшие «сидельцы» спасались искусством. Второй спектакль Бабановой, созданный той же творческой командой, - «Норильские анекдоты», удостоенный по итогам прошлого сезона спецприза «За яркий портрет родного города» ежегодного фестиваля Красноярского края «Театральная весна-2018». Это комедия, аккумулировавшая современный фольклор норильчан, собравшая характерные для города типажи и индивидуальности в условном пространстве некоего аэропорта, «закупоренного» нелетной погодой.

Постановка «Гиперборея. Плато Путорана», осуществленная в партнерстве с Агентством развития Норильска при поддержке благотворительного фонда «Достоинство» и компании «Норникель», пожалуй, самая поэтичная из работ трилогии при всей ее лаконичности. А в целом, сегодня ни один российский театр не может похвастаться такой прочной интеграцией с городом, как Норильский Заполярный драмтеатр, пополнивший репертуар триптихом оригинальных постановок о месте, времени и себе. Воистину, место силы - там, где сходятся жизнь, любовь и мечты.

Статья в PDF

Фото Александра ХАРИТОНОВА

Фотогалерея