САРАТОВ. Кто такой Коровкин?

Выпуск №7-217/2019, В России

САРАТОВ. Кто такой Коровкин?

О том, кто такой Коровкин, я вспоминаю только в самом конце спектакля главрежа Саратовского ТЮЗа имени Ю.П. Киселева Алексея Логачева, когда давно ожидаемый ученый муж переступит порог дома полковника Ростанева, споткнется на ровном месте и растянется во весь свой немаленький рост. Еще и денег умудрится занять у безотказного полковника.

В свое время спектакль саратовского Театра АТХ по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» так и назывался - «В ожидании Коровкина». Как символ русского ожидания вообще. Вот, мол, «приедет барин, барин нас рассудит». Хотя вместо барина, скорей всего, явится подозрительный субъект с несвязной речью (это была хорошая работа Владимира Егорова в маленькой, но важной роли).

Главный в новой постановке, конечно же, Опискин (Антон Щедрин), и спектакль называется «Фома Опискин». Этакий русский Тартюф, но куда более сложный, чем ставший нарицательным французский. Ведь что нужно Тартюфу? Денег побольше, утех плотских, а если удастся, прибрать к рукам дом хозяина - все под маской монашеского смирения. Опискина же не упрекнешь в сладострастии и в большой корысти. Отказывается от отступных, которые предлагает бедняга Ростанев, изнемогая от его чугунного гнета. Пятнадцать тысяч рублей серебром по тем временам большие деньги. Но бывший генеральский шут Фома знает, что, приняв деньги, потеряет куда больше - ежедневный стол, кров и самое сладкое: неограниченную власть над душами обитателей Степанчикова, которых бог обделил умом и волей. Одна из самых сильных сцен в спектакле, когда Опискин широко раскидывает деньги - по всему зрительному залу.

Современники великого писателя, ожидая от него серьезных разоблачительных произведений, проглядели эту жемчужину сарказма, сколь смешную, столь и страшную. Знаменитый мхатовский спектакль запоминался прежде всего образом Опискина, в исполнении Алексея Грибова, зловещего старика. Был фильм с Львом Дуровым - в том больше шутовства, скоморошества, но и он легко управлялся окружающими. В Малом театре Фома Опискин сегодня - замечательный лицедей Василий Бочкарев, в театре Моссовета еще совсем недавно его блестяще играл Сергей Юрский.

Щедрин по сравнению с ними не так масштабен и еще очень молод. Однако его герой наделен качеством узнаваемым и очень современным. Он обаятелен, ему хочешь верить, не догадываясь, что манипулятор лишь использует тебя в своих целях. Без вульгарных параллелей, бережно подойдя к классике (Логачев всегда сам пишет инсценировки), тюзовский спектакль как бы предупреждает об опасности «заглотнуть» крючок.

Полковник Ростанев - третья большая роль за последнее время у Алексея Ротачкова. После его бунтующего дяди Вани мы видим человека доброго, сильно уставшего от жизни, с погасшим взглядом. Резкое световое решение спектакля (художник по свету Виктор Стороженко, художник-постановщик Ольга Колесникова), когда мертвенно вспыхивают люминесцирующие лампы, выхватывая из темноты лица в самом невыгодном ракурсе, гаснут, возвращая теплоту обычного театрального освещения, - превратило полковника в очень старого и очень больного человека. Любовь к юной, белокурой Настеньке (Дарья Доронина) - его последняя привязанность и надежда.

Третий главный герой - полный молодого негодования племянник Сергей (Артем Яксанов). Ему дан авторский текст, щедро рассыпанный по спектаклю. Но племянник больше наблюдатель, критик, которого в последний момент «обратит в свою веру» хитроумный Фома. С остальными обитателями имения, «не учеными», Фоме Фомичу легче управиться.

«Село Степанчиково» поставлено на Малой сцене ТЮЗа, чье пространство специально перестроили для спектакля: ряды охватили сценическую площадку с трех сторон, и зрители словно оказались среди покорной паствы Опискина. Среди всех этих выживших из ума генеральш, старых дев, злющих приживалок, сбитых с толку детей, одуревших от дурных приказаний лакеев, имеющих свой «пиковый интерес» загостившихся гостей. Хлипкий Обноскин (Александр Тремасов) с подачи властной маменьки (Татьяна Лукина) умыкнет богатую невесту. Их сцена пройдет в лучших традициях реалити-шоу - с микрофонами. Нелепый Видоплясов (Михаил Третьяков), в который раз меняя дурацкую фамилию на... другую дурацкую, исполнит целый пластический этюд - танец робости и наглости одновременно. Обнищавший дворянчик Мизинчиков (Алексей Кривега) будет насмешливо хмыкать, глядя на все темными умными глазами. Но и у него большой пиковой интерес.

Анастасия Бескровная, играющая бедную безумицу Татьяну Ивановну, два часа напролет покатывается, бьет в ладоши, зазывно посматривает на всех мужчин сразу и носится со стулом по залу, в немыслимых па прижимая его к себе, как тангового партнера. Боготворящая Опискина Генеральша (Виктория Самохина) в окружении подпевающей ей толпы кажется многоголовой черно-белой гидрой, плавно перемещающейся в безжалостных лучах «дневного света». Все постоянно двигаются, причем оба действия, со стульями, с креслами. Слаженный хор, где есть дирижер, но нет солистов, превосходно изображают Вера Яксанова, Нина Пантелеева, Тамара Тартер (пластика, отделка каждой крохотной роли изумительная). Хороша и пара слуг. Гаврила Александра Федорова обтесался среди господ, манеры перенял, французские словечки подхватил, хоть делает вид, что они ему в тягость. Фалалей Евгения Сафонова «искренне глуп» и - искренне о том сожалеет. Но... Камаринского все же пляшет, несмотря на все запреты Фомы, притом лучше всех.

В финале, кланяясь залу на все четыре стороны, знаменитую плясовую исполняют все. И тут же замирают под белесым светом, словно неживые.

В эпилоге племянник Сережа обстоятельно расскажет о том, что произойдет с каждым героем. Кто женился, кто уехал, кто умер. А из-за экспериментов с освещением кажется, что умерли все. Паноптикум бывших людей оживет лишь на пару часов, чтобы рассказать странную историю вознесения шута, коронацию его на полное и безраздельное царствование в одном, отдельно взятом сельце.

Одна глава повести, как мы помним, называется «Фома Фомич созидает всеобщее счастье». Мы разрушили еще один старый мир - до основания. А взамен ничего не построили. И ждем, очень ждем, когда придет добрый барин, царь, шут, - все едино. «И засияет, как перл... в самом высшем благородстве». И мы с ним, и за ним воспоследуем. Мы живем в ожидании мифического Коровкина. А приходят Опискины...


Статья в PDF

Фото Михаила ГАВРЮШОВА предоставлены театром

 

Фотогалерея