Заслуженный князь ставропольской сцены / Владимир Аллахвердов (Ставрополь)

Выпуск №7-217/2019, Лица

Заслуженный князь ставропольской сцены / Владимир Аллахвердов (Ставрополь)

Труппе Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова очень повезло, в ней служит актер, который более 60 лет выходит на сцену и радует своим творчеством зрителей и коллег по творческому цеху. 17 февраля 2019 года заслуженному артисту России Владимиру Аллахвердову исполнилось 80 лет. Накануне юбилея зал театра был полон: публика аплодировала любимому актеру в спектакле «Проделки Ханумы», в котором он играет уже четверть века. Не раз менялся творческий состав, обновилась и сама постановка Валентина Бирюкова, а Владимир Аллахвердов так и остался непревзойденным в роли князя Пантиашвили.

Владимир Мнацаканович поистине уникальная личность. Все эти годы он хранит преданность только одному театру, о чем свидетельствует единственная запись в трудовой книжке. В конце 50-х Владимир Аллахвердов поступил в студию при Ставропольском краевом драмтеатре, по окончании которой талантливого выпускника приняли в труппу, и началась его творческая жизнь, насыщенная самыми разными ролями - от «немых», второстепенных до главных.

Сегодня трудно представить, что Владимир Аллахвердов мог не стать артистом. В детстве он самозабвенно любил кино и редкий день не бегал в кинотеатр «Октябрь» на проспекте Сталина, чтобы в десятый раз посмотреть «Чапаева» или другую популярную картину, сюжет которой знал уже наизусть. А потом ему в руки попала удивительная книга - поэма В.А. Жуковского «Рустем и Зораб» по мотивам «Шахнаме» Фирдоуси. Володя живо представил, какой потрясающий фильм можно было бы снять по этой замечательной истории. И родилась мечта стать кинорежиссером.

У родителей был свой взгляд на будущее младшего сына, они настаивали, чтобы он после окончания школы подавал документы в институт - медицинский или педагогический. Володя решил сделать по-своему и поступил в сельскохозяйственный. Больше учебы его привлекала культурная жизнь вуза. Он с детства играл на нескольких музыкальных инструментах, хорошо пел. Поэтому сразу же записался в драмкружок и стал играть в студенческом оркестре. Вскоре В. Аллахвердов узнал, что драмтеатр объявляет набор в актерскую студию. Втайне от родителей решил попытать счастья, пошел на прослушивание и был зачислен в группу.

На фотографиях из личного архива заслуженного артиста запечатлены сцены из спектаклей, которые шли на ставропольской сцене 30, 40, а то и 50 лет назад. Редкие черно-белые кадры. Вот молодой Владимир Аллахвердов в роли солидного купца Ермилы Зотыча Ахова в студенческой работе «Не все коту масленица» А.Н. Островского. А вот он герой «Зимней сказки» А. Антокольского. Интересно, сколько лет сейчас юным зрителям, которые видели артиста в этой роли... Тогда же, в студии, ему доверили, фигурально выражаясь, роль «четвертого гостя» в чеховском «Иванове». Владимир Мнацаканович помнит даже самые маленькие свои работы, детали постановок, любопытные подробности, имена, связанные с многочисленными спектаклями. И очень благодарен артисту Сергею Голубеву, фотографии которого помогают вернуться в прошлое.

- Сережа нас всех фотографировал, а потом раздавал снимки, - вспоминает Владимир Мнацаканович. - С ним мы играли в спектакле «Коллеги»: я - Карпова, он - Максимова.

В разные годы с Владимиром Аллахвердовым работали известные отечественные режиссеры, ставившие в Ставропольском театре драмы - Р. Рахлин, А. Малышев, С. Рейнгольд, М. Морейдо, В. Ткач, В. Чернядев. У артиста разнообразный репертуар и разноплановые роли: Фенисо в «Дурочке» Лопе де Вега, матрос Фаренюк в «Чайках над морем» Е. Бондаревой, Король французский, а затем Эдмонд в шекспировском «Короле Лире», китаец Чен-Фу в сказке «Туфелька Дин», стиляга Майкл в «Опасном возрасте» С. Нариньяни, Клеант в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера, каплей Гусев в спектакле «Валентин и Валентина» М. Рощина. Говорят, что Лепорелло в «Дон Жуане» по пьесе Г. Фигейредо принес В. Аллахвердову настоящую славу.

Даже небольшие роли артист играет так, что они придают спектаклю дополнительные эмоции и краски. Достаточно вспомнить его маркиза Форлипополи в «Необыкновенных приключениях в отеле Мирандолины» («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони) или дворецкого Боби («Визит дамы» Ф. Дюрренматта), Профессора («Халам-бунду, или Заложники любви» Ю. Полякова) или князя Тугоуховского («Горе от ума» А.С. Грибоедова).

Вспоминается роль в спектакле «Casting/Кастинг» в постановке Юрия Еремина. Аллахвердов играл старого актера Адама Васильевича, для которого театр - это дом, семья, его прошлое и настоящее, где для него самого уже почти не осталось места. Адам Васильевич - олицетворение уходящего театра, хранитель его традиций, театральный домовой, без которого в храме искусства не будет души. Казалось бы, эпизодический персонаж, но он был сыгран так, что наворачивались слезы...

К сожалению, роли остаются в прошлом вместе со спектаклями. Хотелось бы пересматривать постановки, которые когда-то произвели сильное впечатление, но они тоже имеют свой срок и уходят из репертуара. Есть, правда, исключения. Двадцать пять лет назад режиссер Валентин Бирюков поставил в ставропольском театре «Проделки Ханумы» по знаменитому водевилю А. Цагарели. На роль князя Пантиашвили, он, естественно, пригласил Владимира Аллахвердова. Яркая актерская природа, комедийный дар идеально сочетались с характером персонажа. Спектакль имел большой успех у зрителей, шел много лет и всегда при полном зале. Поэтому, когда постановка технически устарела, руководство ставропольского театра приняло решение после небольшого перерыва «Хануму»восстановить. Обновились декорации, актерский состав. Незаменимым оказался только Владимир Аллахвердов. Трудно представить другого исполнителя роли князя Пантиашвили. У него он одновременно благородный и забавный, трогательный и взбалмошный... Одним словом: вах, какой князь!

- Мы играем вместе в «Проделках Ханумы», - говорит почетный деятель искусств Ставропольского края, актер Игорь Барташ. - На сцене Владимир Мнацаканович и выплясывает, и поет. Спектакль идет три часа, я устаю раньше, чем он. Ты не чувствуешь разницы в возрасте и относишься к нему не как к мэтру, а как к какому-то родному и близкому человеку. И у него такое же отношение к артистам: как будто они его дети.

Владимир Аллахвердов в определенном смысле продолжает традиции того театра, в который он пришел более 60 лет назад. С большой теплотой и благодарностью он вспоминает своих педагогов в театральной студии Евгения Николаевича Писарева и Константина Ивановича Македонского.

- Старшее поколение актеров понимало, что мы нужны театру, они нас пестовали, помогали, - рассказывает Владимир Мнацаканович. - Помню, как известный тогда Виктор Григорьевич Фоменко, будущий народный артист РСФСР, увидев мою первую роль в сказке, подошел после сдачи спектакля и сказал: «Молодец, хорошо сыграл, у тебя будет все нормально». Старшие делились и советом, и опытом. То же самое происходит и сейчас. Если я вижу, что молодой актер что-то хорошо делает, понятно, что у него есть способности, талант, есть возможность это продемонстрировать, говоришь ему: «Молодец, ты делаешь это великолепно, закрепляй». Актера иногда надо хвалить. Радует больше всего, что есть смена.

Для коллег по сцене Владимир Аллахвердов служит примером высочайшего профессионализма.

- У Владимира Мнацакановича есть качество, которое отличает его от других артистов, - он мгновенно выучивает текст, - говорит заслуженный артист РФ Александр Ростов. - Он моментально может ввестись в любой спектакль, запомнив груды текста в очень короткое время. Это говорит само за себя.

Смотреть, как В. Аллахвердов играет на сцене, - не только удовольствие. Для молодых актеров - это своего рода мастер-класс. Тем более, играть с ним в одной постановке.

- Мы ставили в муниципальном литературно-музыкальном театре «Гармония» спектакль «Черный монах» по А.П. Чехову, - рассказывает актер Евгений Задорожный. - Я как режиссер постановки пригласил Владимира Мнацакановича сыграть в нем, на что он охотно согласился. Работалось очень интересно и легко. За один монолог в две страницы он умудряется сыграть целую жизнь. Мы, молодые актеры, тянулись за ним, чтобы быть на уровне мастера. У Владимира Мнацакановича мы учились наслаждаться словом, авторским текстом и игрой.

В этой связи следует сказать еще об одной творческой ипостаси заслуженного артиста России Владимира Аллахвердова. Дело в том, что несколько лет назад Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского пригласила Владимира Аллахвердова для записи аудиокниг. Такая работа требует особого мастерства и терпения, ведь приходится начитывать довольно объемные тома. Владимир Мнацаканович признался, что ему было интересно работать и, к тому же, важно осознавать, что его голос помогает невидящим людям «читать» книги.

Преданность театру, уважительное отношение Владимира Мнацакановича к актерам и представителям других профессий, посвятивших свою жизнь служению в храме Мельпомены, стали определяющими для того, чтобы коллеги 30 лет назад избрали его председателем регионального отделения Союза театральных деятелей России. На следующей отчетно-выборной конференции все повторилось. Убедившись, что В.М. Аллахвердов без лишних слов и суеты делает дело, идет на компромисс, но не поступается принципами, к работе относится не формально, а со всей душой, члены СТД вновь избрали его председателем своей организации. И так на протяжении последних трех десятков лет.

- В нашем отделении СТД всегда открыты двери, туда всегда хочется зайти, - говорит завлит Краевого театра кукол Ирина Темниханова. - Тебя встречают улыбкой. Поинтересуются, что в семье, как дети, как внуки растут, предложат чаю. Если есть малейшая возможность помочь человеку, обязательно помогут.

Кстати, куратор отделений Союза театральных деятелей России отдела региональных и межрегиональных программ Центрального аппарата СТД РФ Маргарита Сильянова, которая несколько раз приезжала в Ставрополь, тоже заметила позитивную атмосферу, в которой работает Ставропольское отделение СТД:

- Бывает, приезжаешь в организацию, работаешь там день-другой, и никто в нее не заходит, в Ставрополе - наоборот. В СТД все время кто-то приходит: кому-то нужно посоветоваться, сдать взносы, взять в библиотеке книгу, кто-то просто заглядывает поздороваться. Живая организация. И все потому, что ее возглавляют люди неравнодушные, которые любят тех, кто их окружает.

Внимание и материальная помощь чаще требуются ветеранам театра. Молодые актеры больше нуждаются в творческом стимулировании, для них Ставропольское отделение СТД РФ много лет подряд организует смотр-конкурс творческой молодежи. Победителей награждают не только ценными призами и премиями, но и творческими командировками.

Традиционные театральные капустники, музыкальные шоу, посвященные Дню театра, становятся событиями в культурной жизни края. В прошлом году концерт-спектакль «Наш дворик», который планировали показать единственный раз, так понравился зрителям, что пришлось его повторить, в том числе на Кавказских Минеральных Водах в программе IV Международного форума творческих союзов «Белая акация».

Владимир Мнацаканович обладает прекрасным даром собирать вокруг себя талантливых и неравнодушных людей, вместе они генерируют и воплощают оригинальные идеи. Так родился один из проектов СТД - Школа ораторского искусства, в которой театральные педагоги помогают студентам, а также людям самых разных профессий: юристам, учителям, журналистам, политикам овладевать навыками публичных выступлений.

Владимир Аллахвердов настолько убедителен и на сцене, и на поприще общественной деятельности, что в один прекрасный день был рекомендован в качестве доверенного лица Президента России В. Путина. Для него это стало неожиданностью. «Дело ответственное, ко многому обязывает», - сказал В. Аллахвердов и вступил на новое для себя поприще, где ни на минуту не забывал о театральных делах и проблемах, при любой возможности заявляя о них, в том числе в присутствии первого лица государства. Так, на конференции Общероссийского народного фронта «Форум действий», проходившей в Москве, Владимир Мнацаканович взял микрофон для того, чтобы рассказать президенту о бедственном положении краевого театра кукол. И был услышан. Во всяком случае, В. Путин сказал: «Театру кукол будем помогать». Уже произошли позитивные перемены: в этом году выделены средства из федерального и регионального бюджетов на ремонт здания. В том, что дело сдвинулось с мертвой точки, есть заслуга и председателя регионального отделения СТД РФ заслуженного артиста России Владимира Мнацакановича Аллахвердова.

 

Статья в PDF

 

Фотогалерея