Коренной - и этим всё сказано / Владимир Коренной (Тольятти)

Выпуск №7-217/2019, Лица

Коренной - и этим всё сказано / Владимир Коренной (Тольятти)

Родители запрещали ему идти в артисты. Из родной Сибири уезжал в Одессу поступать в технологический институт, но документы сдал в мореходку. Увидел папку с надписью «Коренной - кок» и был счастлив. Но ненадолго. Родители настояли на его возвращении домой. И тут он рванул на сцену народного театра! Десятки спектаклей, сотни концертов, два года службы в армии в ансамбле песни и пляски. На эстраде он был как рыба в воде! И все же в сердце сидела манящая в театр заноза.

От судьбы не уйдешь: Свердловское театральное училище, затем Свердловский ТЮЗ, драматические театры в Омске, Кемерово, Иваново. Герой-любовник, романтический герой, отрицательный герой... Владимир Коренной работал с разными режиссерами. Николая Мокина ценил за точное видение мизансцен, знание, как надо ставить спектакль, Якова Киржнера - за психологизм и умение править спектакль за одну-две репетиции.

В 1988 году Владимир Коренной приехал в Тольятти по приглашению народного артиста России, лауреата Государственной премии России, художественного руководителя государственного экспериментального драматического театра «Колесо» Глеба Дрозова. В работе с Глебом Борисовичем ему был дорог синтез актерских и режиссерских придумок, абсолютная современность и яркость спектаклей.

В 2004 году, продолжая яркую актерскую работу, он стал заместителем директора театра «Колесо». Получив в 2005 году приглашение на должность директора Тольяттинского театра юного зрителя, поначалу взял паузу, все обдумал и лишь потом возглавил театр, ставший через год Молодежным драматическим. Во главе с Коренным театр не только сменил статус, но и ускорился в развитии - творческом и административном, произошла реконструкция здания, качественно изменились репертуар и коллектив. Уже тринадцать лет Владимир Лукич Коренной - и директор МДТ, и художественный руководитель. Такие люди как он и создают в Тольятти театральную атмосферу.

В школе он любил геометрию, и сегодня пространственное воображение помогает ему понять, как на сцене будет смотреться та или иная конструкция, как создать на не самой масштабной сцене ощущение художественно-образного пространства. Его не обманешь ни в актерском, ни в административном планах. Коренной от природы, по сути своей, и генератор идей, и творец, и организатор. В театре он был монтировщиком сцены, осветителем, реквизитором.

Об актере Владимире Коренном надо писать отдельно, подробно. Он сыграл больше восьмидесяти ролей, из них в МДТ: Распятов («Плачу вперед» Н. Птушкиной), Ришар («Тектоника чувств» Э.-Э. Шмитта), Аттилио («Любовь по-итальянски» Э. де Филиппо), Профессор («Дикарь» А. Касоны), Он («Последняя любовь» Д. Верясова), Васков («...А зори здесь тихие» Б. Васильева)...

На городском радио «Волна» вышли восемнадцать его авторских программ о театре «Ваш выход», а на радио «Новый век» пять лет подряд в эфире была передача «Радиотеатр». За большой вклад в развитие театрального искусства член правления Самарского отделения СТД, заслуженный артист Самарской области Владимир Лукич Коренной награжден почетными грамотами Союза театральных деятелей России, Министерства культуры Самарской области.

Владимир Коренной неоднократно представлял отечественное театральное искусство за рубежом - в США, Англии, Франции, Венгрии, Болгарии, Югославии. В июне 2006 года под его руководством Тольяттинский Молодежный драматический театр со спектаклем по пьесе Ф. Ридли «Брокенвилль» участвовал в фестивале современной британской драматургии в Москве, в Центре имени Вс. Мейерхольда. Этот проект способствовал приобретению опыта в работе с британской драматургией и режиссурой. В 2007 году театр участвовал в конкурсе мастеров художественного слова «Земля Шукшина», затем были международные театральные фестивали «Комплимент», «Театральный круг», фестиваль Театров малых городов России, столичные гастроли...

Как актер и режиссер Коренной не боится новаторских постановок, хотя душой за русский психологический театр. Для него первичны артистическая искренность и правда на сцене. Зрители приходят в театр за чувствами и переживаниями, а Коренной словно лакмусовая бумажка чутко реагирует на их ожидания и впечатления, но при этом никогда не заискивает перед публикой, не идет у нее на поводу. В книгах отзывов часто среди благодарностей можно прочесть и такие строки: «Храни вас Господь!»

Первая в Тольятти антреприза была создана Коренным на принципиально важном для него материале - лирической комедии Н. Птушкиной «Плачу вперед», рассказывающей об артисте, создающем театр, который будет радовать публику.

Как артист Коренной в работе податлив и пластичен как глина. Он привносит в спектакль многое от своего видения роли, всегда соответствуя режиссерскому замыслу. Когда ставит спектакль и сам в нем играет, «раздваивается», не выходя из роли, исподволь контролируя ситуацию на сцене.

Как директор и художественный руководитель театра Коренной не вмешивается в работу приглашенных или штатных режиссеров, может что-то посоветовать в процессе репетиций, но не более.

Ему близки лирические комедии и драмы с позитивным финалом. В спектаклях, поставленных и сыгранных им, нет ни грана пошлости, но есть очищение слезами.

Он с утра и до ночи в театре. Удивительно, как остается время на семью, на дочь, на внука, на выращивание цветов и деревьев. Невероятно энергичный, требовательный к себе и к другим, подчас жесткий, вспыльчивый, но отходчивый, он предпочитает тусовкам рыбалку и автомобиль. Если о чем и сожалеет, то лишь о том, что в свое время не сыграл ни Гамлета, ни Хлестакова. Когда чуть больше года назад в планах МДТ появился «Гамлет», всячески поддерживал в реализации замысла режиссера Олега Куртанидзе. Три актера репетировали эту роль, и в результате все трое вышли на сцену в образе Принца Датского.

«Что интереснее - строить театр, создавать его, ставить спектакли или играть в них?» - спрашиваю, заранее зная, что ответит Владимир Лукич. Он подтверждает мои ожидания: «Конечно же, мне интереснее строить театр!»

Комсомольский район - город в городе. И в нем свой театр - МДТ. Театр быстрой действенной партитуры, современной манеры игры - когда актер подчас мыслит и играет быстрее, чем реагирует зритель.

На первый взгляд, Владимир Коренной - любимчик судьбы, но на самом деле часто идет поперек течения, не прогибается перед обстоятельствами и персоналиями.

К юбилею готовиться надо, а он не спешит. Кто поверит в то, что Коренному семьдесят?.. Считает, что надо жить настоящим и никогда не жалеть о прошлом.


Статья в PDF

Фото из архива Владимира Коренного

и Тольяттинского Молодежного драматического театра

Фотогалерея