В Год театра с "Огнивом" / Московский музыкальный театр "На Басманной"

Выпуск №7-217/2019, Мир музыки

В Год театра с "Огнивом" / Московский музыкальный театр "На Басманной"

В Московском музыкальном театре «На Басманной» под руководством заслуженной артистки России Жанны Тертерян первой премьерой успешно стартовавшего Года Театра стал спектакль «Огниво» по сказкам Г.Х. Андерсена.

Наполненная радостью песня Андрея Петрова на стихи Александра Галича в исполнении Олега Даля из кинофильма «Старая, старая сказка», запавшая в душу с детских лет, вновь ожила на сцене. Как и образ дороги, воспринимающийся в качестве жизненного пути главного героя, жизненных поисков, ведущих из прошлого в будущее, между которыми краткий миг настоящего. Не случайно многие великие литературные и музыкальные герои отправляются в путь, по дороге к заветной правде.

Автором идеи постановки «Огнива» стал директор театра Юрий Архипов, а режиссером-постановщиком - Наталья Тимофеева, известная своими работами в Московском детском музыкальном театре «Экспромт». В этом театре она работает уже более четверти века, с 1993 года.

Воспитанница ГИТИСа, где ее главными наставниками были известный мастер, режиссер Государственного академического Большого театра Олег Моралев (в свою очередь, учившийся у Юрия Завадского) и Жанна Григорьевна Тертерян (в прошлом ученица выдающегося мастера музыкального театра и великого оперного режиссера Бориса Покровского), Н. Тимофеева личностно и творчески формировалась в то время, когда в подрастающих поколениях воспитывали стремление стать хорошими людьми. Чтобы таких людей было как можно больше, человека необходимо воспитывать с ранних лет. И эту задачу, наряду с семьей, может и должен взять на себя детский театр.

В этом убеждена заслуженная артистка России Н. Тимофеева. Как и в том, что в детском театре главной смысловой и художественной константой всегда должна оставаться сказка, которую ни в коем случае нельзя разрушать. Во многих своих спектаклях режиссер является также автором текстов пьес и музыкальных номеров. В «Огниве» раскрылись наиболее сильные стороны ее режиссуры - лиризм, поэтичность и вместе с тем продуманность, логическая обоснованность формы, как и умение понимать язык музыки и работать с актерами.

Сюжет этой музыкальной сказки известен: смекалистый Солдат (Алексей Матюкевич) разгадал секрет волшебного огнива, обманул и победил Ведьму (Наталья Королева) и женился на Принцессе (Анна Линдина). Он учит юных зрителей, как не теряться в сложных ситуациях, полагаться на свою смекалку и верить, что с любыми испытаниями можно справиться, если постараться.

Музыкальный театр имеет свои законы. Сегодня его артистам зачастую уже недостаточно умения красиво и профессионально петь и двигаться. Необходимы также точно выверенные грим, костюм, прическа, интонация и такой мощный драйв, такой всплеск эмоций, что под силу далеко не каждому исполнителю. При этом невероятно сложной задачей является и органичное соединение высокопрофессионального вокала, актерской игры, мимики, пластики.

Исполнители главных ролей в спектакле «Огниво» обладают всеми необходимыми качествами, а также превосходной хореографической подготовкой (хореография Ирины Леваковой), что позволило им создать яркие, запоминающиеся образы своих персонажей. Так, Солдат Алексея Матюкевича благодаря своему актерскому обаянию и живому темпераменту вызывает у зрителей исключительно светлые чувства, помогая очутиться в волшебных, сияющих всеми цветами радуги добрых сказочных снах. Напротив, в Принцессе Анны Линдиной мы угадываем черты современной женщины, способной любить, и при этом активной в борьбе за свое место в жизни. Так же, как и в Ведьме Натальи Королевой - хитрой и лукавой, но, как и все, мечтающей обрести счастье.

Органичны, убедительны и актерски выразительны Александр Юдин (Фонарщик), Олеся Петровская (Фрейлина), Геннадий Землянский (Король). С нелегкой задачей перевоплощаться в различных персонажей второго плана - в модисток, служанок, придворных дам, стражника, палача, судью, цирюльника, мнимых друзей Солдата - блестяще справляются актеры Анастасия Иванова, Юлия Романова-Кутьина, Сергей Никольский и Святослав Иванов. Юмор и легкость занятых в спектакле актеров создают сказочно-поэтичную и вместе с тем веселую, зажигательной атмосферы.

Полноправным творческим соавтором режиссера стал художник Михаил Карягин, придумавший оригинальную сценографию спектакля. Его театральным работам всегда свойственны стилистическое разнообразие, неожиданность и необычность пространственных решений. В декорации к сказке «Огниво» он сумел заворожить и одновременно удивить маленьких зрителей. Значительную часть пространства сцены занимает металлический мостик-каркас с присоединенной к нему лестницей, имеющий множество функциональных назначений. Чуть левее от центра перед ним - «каменный» колодец, где, как известно, оказывается главный герой.

Одно из самых сильных впечатлений спектакля - три огромные собаки с глазами «размером с мельничные колеса». Они решены художником в виде огромных собачьих голов, которые парят в воздухе и вдруг неожиданно появляются из полумрака пещеры, заставляя переживать целую гамму чувств. Мастерски спроектированные декорации дополняют изобретательно придуманные и великолепно скроенные костюмы всех без исключения персонажей (художник по костюмам - Наталья Спасская) и «волшебно-сказочное» световое оформление (художник по свету - Андрей Черкасов).

«Огниво», с которым Московский музыкальный театр «На Басманной» вступил в Год театра, стал еще одним ярким подтверждением тому, какой силой может обладать удачно скомпонованная и специально написанная музыка к спектаклю. Известные песни Андрея Петрова из классического фильма, дополненные новыми мелодиями, впервые превратились в написанную специально для этой постановки Ольгой Петровой музыкальную партитуру. В ее «озвучивании» немалая заслуга принадлежит также автору аранжировки Валерию Чернышеву и дирижеру оркестра Сергею Кузякину.

Новый спектакль содержит мощный эмоциональный заряд, учит детей отличать зло от добра, транслирует колоссальную жизнеутверждающую энергию. Любовь к людям, доброта, отзывчивость, вера в чудо и в то, что сказочные сновидения и мечты порой обращаются в реальность, - это, пожалуй, и спасает наши души во все времена, помогая принимать жизнь такой, какая она есть, со всеми ее неожиданными поворотами.

Статья в PDF

Фото предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея