Уходит эпоха... Умер Владимир Этуш

Выпуск №7-217/2019, Скорбная весть

Уходит эпоха... Умер Владимир Этуш

Он прожил долгую, красивую и счастливую жизнь. Но вместе с такими актерами уходит эпоха бескорыстных служителей театра. Владимир Абрамович ЭТУШ не раз говорил: театр - не работа - служение.

В 1941 году московский мальчик поступил в училище при Вахтанговском театре, но в июне началась война... Вместо занятий было рытье окопов под Вязьмой, действующая армия, фронт, тяжелое ранение.

Весной 1944 года фронтовик-орденоносец Владимир Этуш снова появился в Щукинском училище, закончил курс А.А. Орочко, одной из любимых учениц Евгения Вахтангова. От великого основателя театра Этуша отделяло «одно рукопожатие». В 1945 году его приняли в Театр имени Евг. Вахтангова и пригласили преподавать в училище. С этого момента вся жизнь неразрывно связана с Вахтанговским театром, на сцене которого более чем за 70 лет он сыграл десятки ролей от небольших, второго плана, до главных, везде оставаясь Артистом с большой буквы, покоряя мастерством, многогранностью, тонкостью переходов, владением самыми разными жанрами - комедией, сатирой, драмой, трагедией, водевилем. Он был смешным, наивным, трогательным, несчастным, мудрым, ироничным, печальным, и всегда неповторимым, обаятельным, умеющим подчинить себе зал, затронуть самые тонкие струны души.

Посвящение Владимира Этуша в вахтанговцы состоялось в роли уморительного слуги Лаунса из шекспировских «Двух веронцев» (1953). Актер проявил себя как мастер импровизации. Свобода существования в роли, стремительные реакции, обаяние сразу обратили на него внимание.

Среди работ артиста БригеллаПринцесса Турандот»). В комедии Б. Шоу «Миллионерша» он изобретательно, с блеском и изящной иронией сыграл Блендербленда, «воскресного» мужа взбалмошной миллионерши.

Постепенно артист переходит к созданию сложных, разноплановых характеров.

В драме Э. Золя «Западня» В.А. Этуш в роли Купо поразил подлинным, глубоким драматизмом.

В 1968 году Александра Ремизова поставила спектакль-монолог «Голос», где итальянский портной Джулио Фератера рассказывает, как он стал обладателем чудесного голоса и как лишился этого дара. Это была значительная работа Владимира Этуша.

Феерической стала роль мольеровского Журдена из спектакля «Мещанин во дворянстве». Тут герой Этуша был очаровательно глуп, чванлив, тщеславен, и, вместе с тем, трогателен и наивен. Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией.

Он играл в комедиях Эдуардо де Филиппо «Великая магия» и «Цилиндр». В спектакле «Будьте здоровы» Этуш в полной мере продемонстрировал свое дарование непревзойденного комического актера, был эффектен и смешон.

 

Князь К. в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому, поставленном в 2000 году Владимиром Ивановым в исполнении В. Этуша был трогателен и одинок. Такого Этуша и такого Князя еще не приходилось видеть! За эту работу актер был удостоен Государственной премии России.

К 90-летию Вахтанговского театра в спектакле «Пристань» (режиссер Римас Туминас) Владимир Этуш мастерски сыграл оценщика мебели Грегори Соломона из пьесы А. Миллера «Цена», продемонстрировал тонкую нюансировку, неожиданные акценты, мудрость и иронию. Острохарактерный, гротескный Владимир Этуш играл старого еврея, торговца мебелью проникновенно, вводя в роль щемящую ноту человеческого одиночества.

В 2013 году свое 90-летие Владимир Этуш встретил ролью академика в спектакле «Окаёмовы дни», поставленном Родионом Овчинниковым по мотивам пьесы А.Н. Афиногенова «Машенька». Строгий, суховатый и сдержанный, его герой приходил к пониманию, сочувствию, любви.

В декабре 2016 года Владимир Этуш впервые сыграл... женщину - Софью Ивановну, деспотичную мать старой девы в спектакле «Бенефис», поставленном Владимиром Ивановым по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала». Актер не побоялся пойти на смелый эксперимент - и снова выиграл. Сколько обаяния, юмора, тонкости в том, как он произносит реплики, внезапно выходит из роли, искренне сочувствует своим партнерам по сцене.

В 2017 году Владимир Абрамович получил высшую награду вахтанговцев - премию «Человек театра». «Рад, что продолжаю служить в этом замечательном театре», - поблагодарил актер коллег. В том же 2017 году В.А. Этуш стал лауреатом премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». В 2018 году был удостоен премии «Ника» в номинации «За честь и достоинство».

У Владимира Этуша состоялась и театральная, и кинематографическая судьба. Его товарищ Саахов из «Кавказской пленницы» - классика жанра, как и жуликоватый Шпак из другой комедии Л.И. Гайдая, «Иван Васильевич меняет профессию». И еще несколько десятков ролей сыграно им в кино, - всегда запоминающихся, заставляющих смеяться и негодовать, сопереживать, гневаться и неизменно восхищаться мастерством их создателя. Страна обожала киноартиста Владимира Этуша, непревзойденного комического актера, блиставшего в комедиях Леонида Гайдая, сказках Надежды Кошеверовой, Леонида Нечаева, Леонида Квинихидзе.

Любимец публики, обласканный критикой народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, кавалер множества орденов, ректор, а позже - художественный руководитель Театрального института имени Б.В. Щукина, профессор, воспитавший замечательных актеров, общественный деятель, автор книг, в последний раз появившийся на сцене родного Вахтанговского театра 30 декабря 2018 года, строивший планы на будущее, ищущий новых ролей, - таким был большой артист, настоящий вахтанговец Владимир Абрамович Этуш.

Несколько лет назад Инна Вишневская, театральный критик, писала:

«Этуш - вечный клоун без маски, вечный трагик вселенской печали, тонкий иронист, мастер гротеска. Этуш способен сыграть абсолютно все: не красавец - но может оказаться на сцене нежнейшим влюбленным, не герой - но словно создан для героических ролей, не простак, но неподражаем в образах прелестных наивных людей, что, в конце концов, побеждают самых дальновидных. Особый дар артиста Этуша - его глаза, есть у этого художника особые минуты, когда текст «молчит», а «говорят» глаза».

Прощайте, Владимир Абрамович!


Юлия Борисова, народная артистка СССР

«Этуш - мастер, мэтр Вахтанговского театра. Его знали и любили все. У него были удивительные глаза: озорные, веселые, мудрые. В Щукинском училище он был моим педагогом и ставил со мной один из студенческих спектаклей.

Он - великолепный партнер. Мы вместе участвовали в таких спектаклях, как «Принцесса Турандот», «Миллионерша», «Пристань». Всегда вспоминаю сцену нашей драки в «Миллионерше», поставленной по законам джиу-джитсу.

Это большая потеря для театра и нашего искусства».

 

Статья в PDF


Фотогалерея