Непростые женские судьбы.../XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

Выпуск № 9-119/2009, Фестивали

Непростые женские судьбы.../XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

По традиции фестиваль «Золотая Маска» предложил почитателям музыкального театра целую галерею новинок разных жанров. Вниманию зрителей и слушателей были представлены оперы, балеты, оперетты, мюзиклы в классических и оригинальных трактовках.

Оперные спектакли показали шесть театров: Мариинка (Санкт-Петербург) – оперу-мистерию Александра Смелкова «Братья Карамазовы» по роману Ф.М.Достоевского (премия за лучшее исполнение мужской роли – Иван Карамазов – Алексей Марков) и оперу Р.Щедрина «Очарованный странник» по повести Н.Лескова (лучшая работа композитора и лучшая женская роль – Груша – Кристина Капустинская); Якутский театр оперы и балета – одну из последних опер недавнего призера «Золотой Маски» Владимира Кобекина «Александр Македонский» (специальная премия жюри); театр «Зазеркалье» (Санкт-Петербург) – «Золушку» Дж.Россини (лучший оперный спектакль, работа дирижера – Павел Бубельников); фонд «Русское исполнительское искусство» – монооперу Фр.Пуленка «Человеческий голос»; Пермский театр оперы и балета им. П.И.Чайковского – редко исполняемую оперу «Орфей» К.Монтеверди (лучшая работа режиссера – Георгий Исаакян, лучшая работа художника – Эрнст Гейдебрехт); Московский театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко – одну из ранних опер Н.Римского-Корсакова «Майская ночь» (Ильдар Бедердинов – лучший художник по свету в музыкальном театре).

Были представлены семь балетных спектаклей: Мариинский театр – «Карнавал» на музыку Р.Шумана в оригинальной версии М.Фокина 1910 года; Новосибирский театр оперы и балета – популярная на мировой сцене «Баядерка» Л.Минкуса (лучшая мужская роль - Солор – Игорь Зеленский, лучшая работа дирижера – Андрей Данилов); Пермский театр оперы и балета – новая версия не менее популярного классического «Корсара» А.Адана; совместный с США антрепризный проект Сергея Даниляна – три оригинальных одноактных балета современников, объединенных названием «Диана Вишнева: красота в движении» и созданных специально для прославленной балерины – удивительное зрелище было отмечено и главным призом фестиваля как лучший балетный спектакль, и призом критики; Эксцентрик-балет Сергея Смирнова (Екатеринбург) – «Глиняный ветер» (лучшая работа в номинации «Современный танец», хореография – Сергей Смирнов); Большой театр – «Пламя Парижа» Б.Асафьева и одноактные балеты «Урок» Жоржа Делерю и «Сильфида» Хермана Северина Левенскольда (специальная премия жюри – дуэт Натальи Осиповой и Вячеслава Лопатина).

Пять спектаклей в номинации «Оперетта/мюзикл» показали неожиданные версии, порой выходящие за пределы означенных жанров: «Театро Ди Капуа» и Русский инженерный театр АХЕ (Санкт-Петербург) – оригинальную оперу-танго на музыку Астора Пьяццолы, основанную на музыкально-поэтическом коллаже поэта-авангардиста Орасио Феррера «Мария де Буэнос-Айрос»; МХТ им. А.П.Чехова – музыкальную сказку «Конек-Горбунок», созданную Сергеем Чекрыжовым и Алексеем Кортневым (лучший спектакль в жанре оперетты/мюзикла); Санкт-Петербургский театр музкомедии – популярную оперетту «Продавец птиц» Карла Целлера; Новосибирский театр музкомедии – неожиданный мюзикл «Гадюка» (лучшая работа дирижера – Эхтибар Ахмедов, лучшая режиссура – Гали Абайдулов); театр музкомедии из Екатеринбурга – исторический мюзикл «Екатерина Великая» на музыку Сергея Дрезнина (лучшая работа художника по костюмам – Павел Каплевич, лучшая женская роль – Мария Виненкова).

Мне довелось присутствовать на некоторых музыкальных спектаклях фестиваля, центрами которых, по случайному совпадению, оказалась женская судьба, раскрывающаяся в разных исторических, социальных и психологических условиях.

«Человеческий голос». Моноопера Фр.Пуленка по пьесе Жана Кокто. Режиссер Юрий Ардашев, художник Владимир Ковальчук. Исполнители: Ольга Балашова (меццо-сопрано), Молодежный камерный оркестр, дирижер Паоло Вальери. Художественный руководитель и продюсер проекта – Валерий Ворона, фонд «Русское исполнительское искусство».

Опера была представлена в номинациях: «Лучший оперный спектакль»,

«Лучшая женская роль» – Ольга Балашова.

Это одно из самых известных, но редко исполняемых на театральной сцене сочинений французского представителя музыкального авангарда Фр.Пуленка. В интонациях и ритмах омузыкаленного текста Жана Кокто она раскрывает экспрессионистскую бурю предельных эмоций и душевных «стонов» оставленной женщины. Драма отвергнутой любви и одиночества передана в пятидесятиминутном телефонном монологе из импульсивных фраз. Кокто, написавший это сочинение специально для драматической актрисы Берт Бови, пояснял свой замысел: «Автор хотел бы, чтобы актриса производила впечатление человека, истекающего кровью, теряющего кровь при каждом движении, как раненое животное».

Пуленк, тонкий психолог, в своей оркестрово-вокальной интерпретации текста драмы наполнил его оттенками, доносящими крайние эмоциональные градации израненной души – от тихого, почти безмолвного и почти безумного шепота до яростного и беспомощного крика…

Художественно-пластическая идея спектакля весьма чувствительно отражает его текстово-звуковую палитру. Актриса, обтянутая в красное бархатное трико, играет вокруг единственной декорации – абстрактного подобия собственной юбки из проволочных каркасов и прочих металлических приспособлений, напоминающей путы, из которых нет возможности вырваться. «Юбка», по ходу спектакля перемещаясь в руках Ольги Балашовой, принимает все новые абстрактные очертания, превращаясь то в крылья бабочки, то в цветы, то в очертания гигантской собаки…

Интересна технически непростая пластика героини, тесно взаимодействующая с музыкальными и ритмическими интонациями Пуленка и, по виду, дающаяся артистке с легкостью. Отдельного внимания заслуживает физическая подготовка О.Балашовой, а главное – ее эквилибристическая способность владеть голосом в позах, близких к йоговским. Все бы было и вовсе впечатляюще, если бы от сочетания с экстравагантными позами этой роли вокальная сторона, требующая для полноценности звучания все-таки определенных физиологических условий, не проигрывала так существенно. Голос певицы, не обладающий большой мощью, в нижнем регистре и вовсе оказался не слышен, особенно после того, как на десятой минуте спектакля почему-то отключились микрофоны. С одной стороны, это помогло лучше расслышать хоть и тихие, но собственные обертоны певицы, с другой, сыграло с ней недобрую шутку – оркестр, расположенный прямо перед сценой Театрального зала Дома музыки, в котором не предусмотрена оркестровая яма, почти полностью поглотил и без того неяркий тембр исполнительницы. На продуманную акцию постановщиков подобное звуковое решение явно не было похоже, осталось неясным – как же можно было так технически халатно подготовить звуковое решение музыкального спектакля?

Но эта неприятность – не главное. Акустика зала все же позволила различить оттенки исполнения. А вот исполнение, и в особенности исполнение единственной солистки, на котором держится, собственно, весь спектакль, оставляло желать лучшего. Оркестр сыграл все профессионально-аккуратно и даже с некоторой проникновенностью в образы партитуры. Так же аккуратно все спела и сыграла Ольга Балашова, почти не воспользовавшись мимикой для передачи экспрессивного образа. Язык музыки и язык пластики, разумеется, говорят сами за себя, но они остаются лишь условными средствами выразительности без внутреннего соучастия артистки. А как раз внутреннего соучастия, энергетики души и недоставало для того, чтобы оживить это экспрессивное музыкально-художественное полотно. Наблюдая за вполне приличным техническим исполнением артистки, невольно вспомнила краткое и точное «Не верю» великого классика отечественной режиссуры. Возможно, для передачи этого эмоционального образа необходим жизненный опыт, которого пока недостает молодой актрисе. Но, так или иначе, накал и экспрессия, вложенные в сочинение авторами, к сожалению, остались за скобками исполнения и не вызвали душевного резонанса ни у зрителя, ни у жюри…

«Гадюка». Мюзикл А.Колкера (музыка) и В. Панфилова (либретто). Новосибирский театр музыкальной комедии.

Мюзикл был представлен в номинациях: «Лучшая работа дирижера» – Эхтибар Ахмедов, «Лучшая работа режиссера» – Гали Абайдулов, «Лучшая женская роль» – Елизавета Дорофеева, «Лучшая мужская роль» – Ярослав Шварев, «Лучшая работа композитора» – Александр Колкер.

Новосибирцы привезли на фестиваль мировую премьеру – мюзикл популярного композитора советской песни Александра Колкера. Спектакль, изобилующий неожиданными сопоставлениями, вышел эффектным. Его характерность уже в противоречивом соединении исходных жанров: глубокой и многогранной по смыслу драматической повести и мюзикла, подразумевающего легкость и развлекательность. Заслуга постановщиков в том, что им довольно-таки органично удалось соединить два противоположных жанровых полюса: они изложили сюжет, спаявший личную драму главной героини Ольги Зотовой с драмой гражданской войны, языком мюзикла, умело балансируя на грани между шлягерностью и серьезностью. Главной направляющей стала яркая и стилистически разнообразная музыка, соединившая зажигательные ритмы канкана, драматический пафос массовой песни времен гражданской войны, лирику романса и чеканность речитатива. Мюзикл этот первоначально задумывался как опера, а потому отсутствие разговорных эпизодов и наличие сквозной линии придало ему особый динамизм и напряженность. Именно эти качества партитуры режиссер и хореограф Гали Абайдулов (Санкт-Петербург) перевел на ритмический и пластический язык, грамотно выстроив динамику сценической композиции.

А композиция спектакля концентрируется вокруг личной драмы главной героини. Она дает представление и о ее драматической судьбе, и о ее внутреннем мире, сохранившем душевную чистоту, несмотря на пережитые ею страдания, и о трагическом фарсе окружающей ее действительности. Семь картин мюзикла, соединенные в два действия, эпизодически-последовательно повествуют об основных этапах жизненного пути бывшей дочери старообрядца, пострадавшей от жестоких безумств войны, чудом выжившей, черпающей в любви силы для выживания в суровых боях – в любви, разбивающейся о мещанскую пошлость послевоенных жизненных реалий.

Ольга Зотова (Елизавета Дорофеева) – «гадюка», скрытная, колючая и живучая. Такой ее воспринял красногвардейский герой Емельянов (Дмитрий Суслов), выходивший ее, бездыханную, после суровых испытаний и увлекший в пучину войны и любовных страданий. Такой ее воспринимают в послевоенной коммуналке незатейливые, пошловатые соседи, обрисованные композитором мелодиями и ритмами канкана – типажи их колоритно «выписаны» режиссером и художником. Такой ее воспринимают и легкомысленные, стремящиеся к мещанскому счастью конторские кокетки, в развязном руководителе которых по фамилии Педотти Ольга узнает своего довоенного мучителя Брыкина (Ярослав Шварев)…

Е.Дорофеева в роли Зотовой столь эмоционально контрастна и правдива, что действительно является центром этой постановки. Остальные артисты поют в целом неплохо, играют вовлеченно и вполне способны увлечь своим актерским ансамблем. Не проигрывает и оркестр под управлением главного дирижера театра Эхтибара Ахмедова, организовавшего качественное и в целом стройное звучание всего вокально-симфонического состава мюзикла. Он сумел ярко и захватывающе передать лирические и драматические контрасты партитуры.

Сценография Ирэны Ярутис под стать стальному характеру главной героини: она лаконична, жестка и функциональна – пара раздвижных прямоугольных металлических конструкций да несколько металлических столов-табуретов на полумрачном фоне. Костюмы – фронтовая форма и одежда времен НЭПа – и красные флаги, а еще графическая выразительность хореографии создают напряженную и живую атмосферу времени действия.

Драматическая история Зотовой, обостренная конфликтами жизненных событий и окружающих реалий, заканчивается последним ударом: свою фронтовую любовь, памятью о которой живет героиня, она встречает в облике приспособившегося к новой жизни «чинуши», мужа ненавистной, легкомысленно-злобной соседки Лялечки (Яна Кованько)… Веселые интонации канкана разбиваются о стереофонию ядовитого речитативного хора, обрываясь на полуслове в финале – личная трагедия, безысходность судьбы героини тонет в равнодушной жестокости окружающего мира…

«Екатерина Великая». Мюзикл Сергея Дрезнина по пьесе Михаила Рощина и Александра Анно. Стихи Александра Анно и Михаила Салтыкова. Режиссер-постановщик Нина Чусова. Дирижер-постановщик Борис Нодельман. Сценография – Анастасия Глебова, Владимир Мартиросов, костюмы – Павел Каплевич. Свердловский театр музыкальной комедии.

Мюзикл был представлен в номинациях: «Лучшая работа дирижера» – Борис Нодельман, «Лучшая работа режиссера» – Нина Чусова, «Лучшая женская роль» – Мария Виненкова, «Лучшая мужская роль» – Владимир Фомин, «Лучшая работа композитора» – Сергей Дрезнин, «Лучшая работа художника по костюму» – Павел Каплевич.

«Музыкальные хроники времен империи» – так создатели определяют жанр этого грандиозного по своему имперскому размаху музыкально-театрального полотна. Хроники, скрепленные приемом киномонтажа, разворачивают перед зрителем вереницу исторических событий из жизни великой императрицы Екатерины II. Создатели, не ставившие целью воспроизвести достоверные факты истории российской, придумали фантазию на тему, в которой главным действующим лицом стала Екатерина Великая. Ее непростой внутренний мир раскрывается на фоне тридцатипятилетних исторических перипетий – времени, охваченного сюжетом мюзикла.

Образ императрицы предстает в постановке двуликим: юная Фике действует в первом действии, царствующая Екатерина господствует во втором. Но диалог их, передающий голос души главной героини, пронизывает весь спектакль от начала до конца, делая зрителя сопричастным динамике внутреннего мира героини. Прием эффектный, впрочем, как и весь спектакль, задействовавший почти всю труппу Свердловского театра музкомедии – в этом мюзикле 39 действующих лиц, не считая внушительных массовых сцен!

Эффектность спектакля достигается не только массовостью, но и роскошью оформления, и режиссерским замыслом, и, наконец, невероятно обширным по жанровому содержанию музыкальным языком. Сергей Дрезнин соединил в запоминающихся мелодиях вариации на духовный стих, фрагменты оперного речитатива, джазовые напевы, блатные песни, фольклорные элементы (русские и немецкие), сантименты романса, бродвейские мотивы, сдобренные ритмом чечетки и канкана, вальс и даже рэп и рок! Такой пугающий полярностью сочетаний, на первый взгляд, эклектичный коктейль удивительным образом приведен композитором в музыкальное единство – и захватывающее, и определяющее эмоционально-смысловое поле спектакля. Идея музыкального синтеза подхвачена в хореографической части, сочетающей органично по замыслу, хотя не всегда стройно по исполнению, исторический и современный танец. А вот костюмы, поражающие богатством и роскошью инкрустированных тканей, отличаются как раз исторической достоверностью и выдержанностью единого стиля. Их ослепительный блеск имел свое воздействие на жюри, а Павел Каплевич получил «Золотую Маску» за их создание.

Отдельного внимания заслуживает сценография постановки, соединившая в основной конструкции-трансформере помпезность интерьеров с густым полумраком Зимнего дворца, и красивый видеоарт Сергея Микушина. Постоянно изменяющийся видеоряд спектакля, охватывающий сцену по переднему и заднему плану, визуально расширяет ее пространство, перемещая действие то в лютую, заснеженную зиму, то в гущу сочной летней листвы, то на берег Финского залива…

Само же действие – от прибытия принцессы Фике в снежную Россию до скандальных любовных связей императрицы, от убийства Петра III до пугачевского бунта и крымских походов – охвачено единым темпоритмом. Постепенное смещение акцентов к концу спектакля с духовной на сатирическую составляющую, невольно приводит к мысли: «Над кем смеемся? Над собой». И становится заметна параллель между событиями почти трехсотлетней давности и временем настоящим, и становится ясно, что спектакль в той же мере про далекую и про современную российскую историю. Несмотря на стилистические перепады – скатывания с духовно-мистических сентенций на опереточные канканы, сдобренные эротически-модным, хотя и не всегда уместным душком, – действие в целом способно увлечь так, что трехчасовой спектакль воспринимается на одном дыхании.

Немало этому содействует энтузиазм артистов, объединенных в стройный актерский ансамбль мастерством постановщиков – режиссера Нины Чусовой и дирижера Бориса Нодельмана. Оркестр, как и весь музыкальный ансамбль постановки, звучит четко, непринужденно и сбалансированно.

Музыкально-актерская экспрессия юной Фике – Марии Виненковой, заслужившей за создание этого образа «Золотую Маску», уравновешивается статной выдержанностью и достоинством Екатерины, исполненной Ниной Шамбер. Сквозь ее внутренний мир знакомится зритель с российской историей, сквозь ее внутренний мир преломляется бурная жизнь дворцовых интриг и переворотов, народных бунтов и имперского апофеоза и сквозь ее внутренний мир приходит понимание, что власть – не только лишь личная свобода, но тяжелый груз, порой оборачивающийся роковой пропастью…

Фотографии предоставлены пресс-центром фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.