Еще один пират/XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

Выпуск № 9-119/2009, Фестивали

Еще один пират/XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

 

В завершение конкурсной программы «Золотой Маски» в разделе «Балет» был показан «Корсар» Пермского театра, выдвинутый по пяти номинациям: «Лучший спектакль», «Лучшая работа хореографа» (Василий Медведев), «Лучшая мужская роль» (Иван Порошин – Бирбанто), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева – Медора), «Лучшая работа дирижера» (Александр Анисимов).

В репертуаре театра, три десятилетия остававшегося третьей в стране балетной столицей (и оспаривавшего этот негласный статус у Новосибирска), «Корсар» появился впервые. Были в афише Пермского оперного и драмбалеты, и классика, и неоклассика. Как и подобает театру академическому, Пермский всегда оставался осмотрителен в формировании репертуара. Как и подобает коллективу значительному, театр всегда заботился о своей индивидуальности. В 1970-80-х – это был театр балетмейстерский, авторский. На рубеже веков Пермский балет выступил в авангарде, осваивая хореографию Бена Стивенсона и Джорджа Баланчина.

И вот еще одно возвращение к классике – трехактный массивный «Корсар», задействовавший и школу, и труппу. Поставить этот заново вошедший в мировую моду спектакль Петипа была приглашена московско-петербургская команда, создавшая спектакль более танцевальный, нежели сюжетный и потому довольно наивный, но при этом очень музыкальный.

Если со своим московским тезкой пермский «Корсар» породнился номинально-художественно – оба спектакля оформляли Борис Каминский (сценография) и Елена Зайцева (костюмы), то в отношении других предшественников он стал их плотью от плоти, не явив никакой качественно новой концепции.

Заслуженный артист Эстонии Василий Медведев, выпускник Ленинградского хореографического училища по классу Наталии Дудинской и Константина Сергеева, ученик Никиты Долгушина в Ленинградской консерватории, поставил в Перми своего четвертого «Корсара», сократив нетанцевальные мизансцены, доставив четыре хореографических номера, любовно воспроизведя условную балетную жестикуляцию и сохранив шедевры. Трио одалисок, дуэты Конрада и Медоры, танец корсаров, танец работорговца и невольницы, форбан, картина «Оживленный сад» – все это, так или иначе, в пермском «Корсаре» присутствует.

Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что масштабный классический «Корсар» пришелся театру по силам, хотя исполнители мужских партий оказались и интереснее, и значительнее женских: помимо достойного Ивана Порошина (Бирбанто) претендовать на «Маску», бесспорно, могли бы и атлетичный, мужественный Сергей Мершин (Конрад), и виртуозный Роберт Габдуллин (раб Али).

Ни Медора (Наталья Моисеева), ни Гюльнара (Екатерина Панченко) подобного эмоционального отклика не вызвали, за исключением разве что зажигательной характерной солистки Анны Поистоговой (подруги Бирбанто). Номинация Натальи Моисеевой (Медора) на лучшую женскую роль выглядела скорее данью уважения заслуженно-ведущей балерине труппы, узнаваемой представительнице пермской школы.

Но наиболее яркое впечатление от «Корсара», как ни парадоксально, соткалось благодаря оркестру под управлением главного приглашенного дирижера театра Александра Анисимова. «Я радуюсь романтической музыке балета «Корсар» и миру высокого, красивого искусства балета», – сказал в одном из своих послепремьерных интервью дирижер. И эта радость в спектакле действительно прозвучала. Причина ли в новой партитуре, выписанной из архивов Гранд Опера? Скорее, в интерпретации Александра Анисимова, которая и стала главным открытием «Корсара».

Фото Антона Завьялова

Фото предоставлено пресс-центром фестиваля

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.