Крылья для Марии / Мария Мишина (Москва)

Выпуск №8-218/2019, Лица

Крылья для Марии / Мария Мишина (Москва)

Балерины в восприятии тех, кто далек от мира закулисья, - существа эфемерные, неземные, почти небожители. Магия их профессии вызывает чистый восторг и истинное наслаждение. Поклоняются - избранным. Но престиж классического балета, в области которого отечественный - «впереди планеты всей», зависит от ансамблевой слаженности лебедей и дриад, виллис и теней, браминов и охотников, корсаров и звонарей. Звезд в театре много - кордебалет один. Он - великая ценность, визитная карточка страны, ее уникальный бренд - состоит из жрецов и жриц Терпсихоры. Их танец строится на самоотречении от индивидуальности - во имя единства целого. Без симметрии и перспективы, стальной точности вытянутых стоп, синхронных вздохов рук, пунктуального единства арабесков, снайперски безошибочных перестроений - идеального ансамбля не сложить. Артистов кордебалета Большого театра безымянными никак не назвать. Среди них немало тех, кто востребован часто не только в малых ансамблях и небольших соло, но и в афишных партиях.

Судьба Марии Мишиной с первого дня не укладывалась в кордебалетные рамки, номинальная скромность ее положения в иерархии труппы - обманчива. Балетоманы хорошо знают ее имя, помнят роли, обсуждают дебюты. Ее ценит публика и горячо любят поклонники. Недавно в ее репертуаре появилась очаровательная Рамзея в «Дочери фараона», поставленной Пьером Лакоттом по балету Мариуса Петипа. В вольной стилизации старинного шедевра Мария Мишина станцевала любимую невольницу главной героини - с восточной грациозностью и кокетливой игривостью. В увлекательную игру, артистичную и умную, она вовлекает партнеров и зрителей. Ее Рамзею ведет по жизни какая-то детская ответственность, не позволяющая отвлечься от действия и просто показать блеск сольной вариации. Все незамысловатые хитросплетения интриги актриса держит в поле своего внимания. В природе одаренности Мишиной - сосредоточенность и пытливость, помогающие каждую роль сделать своей, родной, ясной.

Какой-нибудь потомок, листая в неведомом будущем поблекшие страницы журнала «Фото» за 2001-й, наверняка остановит взгляд на странным образом соседствующих оттисках. На развороте - портрет Владимира Путина под названием «Новый президент России» и образ балета будущего, запечатленный Жаклин Миа Фостер: крупным планом тоненькая девочка с серьезным взглядом прячет готовую вырваться улыбку. Подпись: «Мишина Маша - учащаяся подготовительного класса». Через 17 лет она, уже балерина ГАБТ, получит от президента памятную медаль и грамоту за вклад в подготовку и проведение XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.

В балетной школе педагоги характеризовали Марию как прирожденную отличницу. К моменту получения красного диплома Московской академии хореографии она уже числилась стипендиатом Фонда Галины Улановой и опытным конкурсантом. Первая премия на фестивале «Танцевальный Олимп» в Берлине. Звание лауреата Общероссийского конкурса «Молодые дарования России». Медали и призовые места на Международных конкурсах: Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи и престижном представительном Московском состязании. Последняя из перечисленных побед выпала на год, когда Мишину приняли в труппу Большого театра. Когда на конкурсном просмотре остановилась фонограмма и пропал звук, Маша и ее партнер Дмитрий Загребин, как когда-то в подобной ситуации прославленные фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев на чемпионате мира, невозмутимо продолжили выступление - смело, в отличном темпе, с радостным драйвом и под гром аплодисментов. Ликующее pas de deux из «Пламени Парижа», представленное в экстремальных условиях, показало отчаянную смелость и крепкий характер.

Целеустремленный нрав Мишиной точно и сразу почувствовал Шарль Жюд, в прошлом звезда Парижской оперы, ныне - директор балетной труппы Национальной Оперы Бордо. Увидев ее Лизу во фрагменте из балета «Тщетная предосторожность» на конкурсе в Сочи (этот город стал счастливым местом для Маши), он пригласил ее в свой французский театр на положение солистки. «Она отлично выучена, но крепких танцовщиц сейчас немало. Девочка природой создана для прихотливой и изменчивой игры», - сказал Шарль автору этих заметок. Заманчивое предложение Маша отклонила. Она грезила только Большим и помнила, как хотел ее отец, военный летчик, увидеть дочь на сцене главного театра страны. Родительская мечта сбылась, но ему не довелось об этом узнать - ушел из жизни, когда Маше едва исполнилось пятнадцать.

Ученице Маше Мишиной доставалось немало ролей в школьном репертуаре, и в ее обаятельной инфантильности, в тонком чувстве лицедейской стихии один из критиков предугадал «задатки яркого комедийного дарования» - что, как известно, не часто на балетной сцене. В первые театральные годы Мария станцевала несколько партий, отмеченных искрометным юмором. Среди них - две отчаянные девчонки: задорная смелая Редисочка в «Чиполлино» и юркая наивная провинциалка Галя в «Светлом ручье». Балерина сумела гротесково заострить рисунок партий, при этом нигде не сбиваясь на пластическую скороговорку и заигрывание с публикой.

Она - труженица сцены, из той актерской породы, для представителей которой театр - то, чему служат всей жизнью. Танцовщица занята во всех спектаклях, исполняет многие сольные партии. На старте карьеры, на «разогрев» профессионального марафона балеты достались ей разные и интересные. Отплясывала на «Празднике шутов» в «Эсмеральде», перевоплощалась в подругу Меркуцио в «Ромео и Джульетте», кружилась в версальском великолепии «Оживленного сада» («Корсар»). Потом последовали две куклы из «Щелкунчика» - и трудно определить, какая из них - китайская или испанская - краше, настолько тонкой выделки вышли они по танцевальному и актерскому мастерству. Все свои партии артистка ведет с упоением - ярко, броско, виртуозно. Исчислить ее репертуар нет возможности, но стоит добавить Четверку лебедей в «Лебедином озере», Фею Бриллиантов в «Спящей красавице», Безрассудство и Работу в «Коппелии», па де труа в «Изумрудах», джигу, Амура и четверку дриад в «Дон Кихоте». Чрезвычайно красива в ее исполнении вариация реки Конго в «Дочери фараона». Головокружительная смена образов, пластическая грациозность, тщательная отделка каждого па. Вкус и элегантность, точность и красота - все то, что определяет культуру танца, - культивирует в своей подопечной уникальный педагог народная артистка СССР Светлана Адырхаева. В ее знаменитый класс Мария пришла сознательно, вместе готовили все партии, и каждая получалась заметной и интересной. «В технике для Маши, - рассказывает Светлана Дзантемировна, - нет ничего невозможного, и в ее танце дурной вкус исключен. Она не способна танцевать равнодушно, да и в жизни на ее лице всегда приветливая открытая улыбка, глаза - светятся. Танцовщица изящная и изысканная, с тонким пластическим обаянием, она способна исполнять роли самые разные. Сейчас мы готовим новую серьезную работу, которая, думаю, удивит и порадует зрителей».

Главные балеринские партии Мария Мишина с успехом примеряет на иных сценах, откликаясь на поступающие приглашения. Ее красавица Медора в балете «Корсар» досталась Братиславе, в Бразилии балерина и премьер Большого театра Александр Волчков исполнили главные партии в «Щелкунчике». Без миссионерских ажиотажа и шума она ездила в составе артистической бригады во главе с Иосифом Кобзоном в горячие точки - благотворительные выступления перед измученными людьми воспринимала не как подвижнический поступок, скорее - как человеческий долг сострадания. Легкая на подъем и жадная до работы, Мария Мишина подхватывает разные предложения, будь то фестивальный гала в Воронеже, праздничный концерт в Улан-Удэ или Вечер памяти Екатерины Максимовой в Сыктывкаре. Мария смело следует по лихим виражам судьбы. Например, с задором и азартом приняла вызов - участвовать в телевизионном шоу, где на крохотной студийной сцене прокрутила вдвое больше положенных по классическому канону 32-х фуэте, за что ее назвали «балерина-юла».

Для Марии нынешний сезон - юбилейный, десять лет в труппе родного Большого театра. Наступает лучшая актерская пора короткого балетного века - накоплен опыт, усвоены секреты мастерства, окрепла индивидуальность, и до прыжка через тридцатилетие еще немало.

 

Статья в PDF

Фотогалерея