Музыка души / Алексей Титков (Санкт-Петербург)

Выпуск №8-218/2019, Лица

Музыка души / Алексей Титков (Санкт-Петербург)

Театральный сезон 2018/2019 оказался для Алексея Титкова довольно насыщенным: артист сыграл в двух выдающихся мюзиклах ТЮЗа: «Бедная Лиза» и «Алые паруса». В этих работах актер исполняет сквозные роли, пронизывающие действие и позволяющие зрителю максимально глубоко погрузиться в характер персонажа. Мудрый и поэтичный Рассказчик и любящий и бунтующий Лонгрен обнажают совершенно новые грани таланта Алексея Титкова. Артист, работающий в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 27 лет, рад встретиться с интересным для себя сценическим жанром, обогащающим мастерство драматического актера.

Алексей Титков: Мюзикл - это абсолютно другой жанр, в котором мне было интересно попробовать поработать. Это совершенное иное отношение к материалу. В «Бедной Лизе» песня является продолжением драматического материала, а в «Алых парусах» - главным драматическим материалом, слова оказываются дополнением к музыкальным композициям. «Бедная Лиза» - больше музыкальный спектакль, где я практически ничего не пою. Мюзикл «Алые паруса» - настоящий вызов, потому что это полностью музыкальная работа.

В «Бедной Лизе» Марка Розовского Алексей Титков играет Рассказчика Леонида, который направляет сюжетное и сценическое полотно спектакля. В его образе звучат отголоски мировоззрения автора и повзрослевшего Эраста.

Марк Розовский: «У Алексея русское нутро, в нем есть мудрость и культура, он очень любит и знает русскую историю. На нем лежит огромная нагрузка - у Рассказчика тонны текста, но Алексей все делает на высшем уровне».

Артист чудесно отображает художественный мир произведения, красочно воссоздает маленькую вселенную Карамзина. Он с нежностью и заботой рисует характер Лизы, с горечью понимая, какая роковая судьба ее ждет. В его репликах перемешиваются восхищение героиней, жалость и очарованность ее образом.

Анна Мигицко: «С самого начала работы я искала моменты, где мы можем энергетически или смыслово взаимодействовать с Рассказчиком. Иногда Леонид как будто бы воспоминание об отце, иногда - друг семьи. Лиза как персонаж чувствует поддержку от Леонида, а я как актриса чувствую помощь от Алексея Викторовича. Он играет на разрыв, дает сильную энергию, в каждом его слове чувствуется отношение к ситуации и собственная позиция».

Поэтичный, легкий, прекрасно поющий артист вступает в словесную дуэль с Эрастом, внутренне понимая молодого, слабого сердцем и волей юношу, но искренне осуждая его за это. Во взаимоотношениях Рассказчика с Эрастом мудрость противопоставляется юношеской чувствительности, спокойствие - кипению чувств, цельность - хаотичности. Грустное сожаление и понимание, как сложно сохранить преданность чувствам, наполняет сердце Рассказчика, искренне желающего уметь любить с той же пылкостью и верностью, что и Лиза.

Алексей Титков рисует тонкого душой человека, рассказывающего о том, как можно своими руками погубить собственное счастье. В этой работе артисту удалось достичь невероятной степени поэтичности: он - творец характеров и сюжета истории, трепетно наблюдающий за своими персонажами и пытающийся им помочь.

Алексей Титков: «Вся эта роль - повод рассказать о своей боли, личных, невысказанных переживаниях. В этом спектакле мне интересно говорить от своего имени: быть не персонажем, а художником».

Мюзикл «Алые паруса» Сусанны Цирюк подарил актеру замечательную возможность сыграть нетривиальный образ романтика. Лонгрен - бывалый моряк, которого манят неведомые просторы и вера, что где-то есть лучшая жизнь. Артист раскрывает довольно неоднозначный характер, не пытаясь идеализировать своего героя. Он проживает множество эмоций, выливая в музыкальных композициях тоску по умершей жене и любовь к дочери.

Сусанна Цирюк: «Вопреки ожиданиям публики, не красавец Грей, а именно изгой Лонгрен становится центральной мужской фигурой сюжета. Алексей Титков виртуозно создает сложный, эмоционально обнаженный и многогранный образ своего героя. Отбросив всякое самолюбование, мужественный и брутальный Титков-Лонгрен не боится в какие-то моменты спектакля быть слабым, уязвимым, сломленным, даже жалким. И это придает его персонажу подлинную человечность и жизнь».

Колыбельная Лонгрена «Замолчал за печкой сверчок» - нежная элегия любви, наполненная вниманием к дочери, высоким чувством долга и трагическим одиночеством. Алексей Титков играет замкнувшегося на собственных переживаниях, ожесточившегося человека, для которого весь смысл существования сводится к заботе об Ассоль. Сочетание нежности к дочери и непримиримости к внешнему миру рисуют двойственность натуры героя.

Дует с Ассоль «Ах, как здорово каждый год рождаться!» пропитан стремлением подарить радость девочке и подменить фантазией реальность. Герой Алексея Титкова прививает Ассоль веру в лучшее и умение опоэтизировать действительность. Психологический портрет героя заставляет задуматься о силе отеческой опеки и беспощадности мира по отношению к личности. Социальность и внутренний драматизм Алексея Титкова обогащают романтического героя Грина.

Сусанна Цирюк: «Работа над ролью не ограничивается для Алексея рамками сценической площадки. Каждый день он появляется с массой интересных идей и вопросов и, существуя в адекватном диалоге с режиссером, умеет в процессе репетиций отсечь все лишнее, ненужное и обогатить роль по-настоящему ценными актерскими находками. Способность существовать в жесткой мизансценической схеме мюзикла, не теряя при этом яркой личной индивидуальности, стремление обжить и сделать своим каждый сантиметр сложной конструктивной декорации, тончайшее взаимодействие с партнерами в ансамблевых сценах, органичные «бесшовные» переходы от драматических сцен к вокальным требуют не только таланта, но высочайшего профессионализма и самодисциплины. И это, безусловно, не может не вызывать искреннего уважения и восхищения масштабом личности актера».

Музыкальная композиция «Бутылочная почта» наполнена юмором и одиночеством. Алексей Титков явственно проецирует: его герой стоит на границе высокого и низкого мира, он слаб и человечен. Залихватский гимн любви к выпивке пропитан разрушительной болью, желанием быть услышанным и - пониманием собственной ненужности.

Алексей Титков: «Уже с репетиций мы поняли, что «Алые паруса» - прекрасное репертуарное попадание. Само название, тема произведения и художественные образы - созвучны идеалам театра. Музыка Максима Дунаевского диктует особое настроение: что ни песня, то шлягер. Стихи Андрея Усачева - объемны и многозвучны, благодаря им артистам есть, о чем поразмышлять».

В музыкальных песнях Лонгрена перемешивается любовь к дочери и ненависть к людям, умение терпеть и надломленность души. Артист создает трагический образ человека, которому сложно выносить тяготы мира. Но он не сломлен и продолжает грезить о чистоте и любви. Алексей Титков рассказывает о противоречивости человеческой души, умении отдавать и жить любовью к ближнему. Таким образом, Лонгрен оказывается одной из главных звучащих струн мюзикла.

Алексей Титков: «Лонгрен один из немногих, кто верит... Вокруг него не верит никто. Лонгрен - классический образ романтического героя, один среди всех. Спившийся, но тем не менее верящий в иную жизнь моряк. Недаром, самой важной для меня сценой оказывается разговор с Эглем, в котором я с уверенностью произношу, что еще буду в других краях. При этом персонаж испытывает различные чувства: например, в музыкальном эпизоде «Бутылочная почта» - некую похмельную злобу, которая провоцирует на выплеск отрицательных эмоций... В финале звучит жизнеподьемная песня, и я как персонаж чувствую близость счастья и веру в лучшее».

Утонченная легкость, глубина мысли, врожденная интеллигентность и мужество помогают артисту подниматься все выше и выше на творческий Олимп. Умение работать со зрительным залом и партнерами, человеческое обаяние и мастерство позволяют Алексею Титкову справляться с ролями любого уровня сложности и создавать удивительные сценические образы. То, с какой ответственностью, интересом и любовью Алексей Титков относится к своей профессии, вызывает восхищение и внимание зрителей, отзывающихся на переживания его остро воспринимающих действительность героев.

 

Статья в PDF

Фотогалерея