Про Розетту - и ту, и эту / «К Розетте — с любовью... Розетта Яковлевна Немчинская в свидетельствах друзей, учеников»

Выпуск №8-218/2019, Книжная полка

Про Розетту - и ту, и эту / «К Розетте — с любовью... Розетта Яковлевна Немчинская в свидетельствах друзей, учеников»

«К Розетте - с любовью... Розетта Яковлевна Немчинская в свидетельствах друзей, учеников». Москва, Российский государственный институт театрального искусства - ГИТИС, 2019

 

Если бы над книгой о профессоре ГИТИСа Розетте Немчинской корпели лучшие полиграфические дома страны, если бы в институте, где она руководила своей мастерской, воспитывая и актеров, и режиссеров, объявили конкурс на лучшую концепцию издания и прочая, и прочая, и прочая, результат получился бы таким, каким получился. Воспоминания о Розетте непременно бы оказались под ярко-красной обложкой, разделились бы, как есть, на семь глав (все равно, что семь нот), начинались бы прологом от Бориса Поюровского и завершались словом Максимилиана Немчинского, в выходных данных поименованного составителем и ответственным редактором.

Эту книгу придумал он, Максимилиан Изяславович, Макс или - Мака, как звала его Розетта, и никто, кроме него, не сумел бы сложить летящую к небесам серенаду о ней - его жене, друге, спутнике, коллеге. Вместе они прожили более 50-ти лет. Вместе выпустили несколько актерских и режиссерских курсов. Вместе объездили полсвета, чтобы повсюду знали об их ГИТИСе и его студентах.

Книга о Розетте - это его, Макса, признание в любви. Это книга - об их жизни и об их творчестве. Это книга о ГИТИСе, увиденном ими и теми, кто был рядом и входил в круг Немчинских на протяжении многих счастливых лет (а таким несть числа). Книга о счастье, которое никуда не исчезло и никуда не делось с уходом Розетты, потому что счастье живет в выпускниках, продолжателях, друзьях.

И все-таки, в первую очередь, это книга о Розетте. Человеке необычайно одаренном, многомерно талантливом, влюбленном в жизнь и ее обитателей, в театр и музыку, в профессию и профессионалов. Заметки, эссе и очерки, составившие повествование, на первый взгляд, между собой не всегда корреспондируются, не во всем скрепляются единой логикой рассказа, не резонируют друг другу, будучи поделенными на главы, разделы и «департаменты». Но вот что удивительно: на любой странице, открытой случайно или невпопад, с любой строки или наугад выбранного абзаца - на тебя, улыбаясь, «глядит» Розетта - совсем такая, какой ее знал, любил и помнит театральный люд.

Строго говоря, Розетта не была человеком набело выверенных правил и не подчиняла свою жизнь абсолютному распорядку. А была воплощенной стихией, спонтанным порывом и непрерывным полетом. Все вокруг нее вихрилось и срывалось с мест, шумело и бурлило, закипало, как в горячем котле. Розетта ценила жизнь и умела жить. Сейчас это ее умение определили бы как витальность, но «витальность» - неподходящее для образа Розетты слово, ей годится - «страсть». Точно так же, как и новомодной «харизмой» артистически яркую и человечески страстную натуру Розетты не объяснить. А вот «характер» и «индивидуальность», делавшие ее уникальной творческой личностью, - то самое, что надо поставить в один со «страстью» ряд. Розетта была человеком с характером, страстным, обладавшим индивидуальным вкусом к жизни, которую превращала в театр, и краски этого театра всегда оказывались праздничными, поющими, переливающимися светом счастья.

Собственно, обо всем этом со страниц книги рассказывают ее друзья и ученики - актриса Елена Козелькова, режиссер и педагог Давид Ливнев, искусствовед Марина Чегодаева, концертмейстер Ирина Иолович, дрессировщик Таисия Корнилова, птенцы гнезда гитисовского Дмитрий Бертман, Александр Федоров, Георгий Исаакян, Дмитрий Черняков, Василий Бархатов, Василиса Николаева etc. От самой Розетты - о мюзикле, из ее книжицы, увидевшей свет в 1988 году после того, как она защитила диссертацию и стала применять на практике то, что сначала искала в теории и анализе. Оказалась первой, кто наработал методику обучения актера бурно развивающегося жанра, сначала организовала школу мюзикла, а потом набрала специализированные курсы для обучения ему в ГИТИСе. Розетта любила узнавать новое, ставить неизвестное, учить неведомому. Ее режиссерский и педагогический дар сложились благодаря неугомонности театрального духа и неизбывной тяги к познанию. Розетта умела открывать горизонты и выводить за границы привычного своих учеников. Тут в пору процитировать Марину Чегодаеву, давшую идеальный портрет Розетты в стихах:

Моя Розетта,

Раз та, раз эта -

Вы так прелестны и хороши.

И нет предмета

Милей, чем эта

Моя Розетта -

Кристалл души!

«Та» Розетта поселилась в душе и памяти многих. «Эта» - вот она, как живая: улыбаясь, смотрит на нас со страниц книги, приободряет и лукаво подмигивает. Словно просит никогда не унывать, снова и снова влюбляться в свое дело, ценить жизнь и театр по-настоящему, как могла сама.

Читайте книгу про Розетту - про «ту» и «эту», читайте с любой страницы «наугад». Там отовсюду пробивается талант. Азартно жить, горячо любить и страстно творить.

 

Статья в PDF

Фотогалерея