ЗЛАТОУСТ. По закону жизни

Выпуск №9-219/ 2019, В России

ЗЛАТОУСТ. По закону жизни

В Златоустовском государственном драматическом театре «Омнибус» состоялась премьера комедии «Квадратура круга» по пьесе Валентина Катаева в постановке главного режиссера театра Бориса Горбачевского.

Судьба у этой пьесы, написанной в 1927 году, счастливая. Комедия широко ставилась не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Она и сегодня вызывает искренний интерес, ведь человеческие чувства не выбирают времен.

В Златоустовском театре решили через призму времени рассказать о серьезных вещах. О том, как непросто найти свою половинку. О том, что любовь, как река, обязательно найдет свое русло, и никакие общественно-политические и иные условности уже не будут иметь значения. О том, что у человека всегда есть свобода выбора. А еще хотелось показать время. Нужно сказать, что режиссеру Б.С. Горбачевскому это очень хорошо удается делать. Будь то Островский, Чехов, Зощенко... «Умная, талантливая шутка Катаева», как назвал пьесу К.С. Станиславский, воплотилась на златоустовской сцене, сохранив необыкновенный колорит эпохи 20-30 годов прошлого столетия. Время достоверно воплощено и сценографически, и в режиссерско-актерской подаче.

В основе сюжета, как мы знаем, история двух молодых супружеских пар, решивших построить семейную жизнь на крошечных метрах тесной жилплощади. Мы с первых минут спектакля погружаемся в это волнующее событие. И с первых минут понимаем, как наши герои запутались в своих отношениях, какие они все разные! Вот они, двое друзей, конечно же, комсомольцев, строителей новой жизни: Василий, устремленный в будущее и презирающий мещанство (Дмитрий Горшенев), и Абрам, ценящий домашний уют и заботу (Артем Калугин). Но выбрали наши герои себе жен - полных противоположностей: Василий - заботливую мещаночку Людмилу (Екатерина Крыгина и Виктория Фролова), а Абрам - активистку, общественницу Тоню (Елизавета Есина и Мария Трофимова). Зрителю с самого начала понятно, что такое катастрофическое несходство неизбежно разведет молодых людей. Тем интереснее наблюдать отношения в развитии. Это тот случай, когда некая предсказуемость не мешает восприятию, не теряется интерес к происходящему, настолько проживается артистами каждая минута на сцене. Герои оказались живые, не плакатные. Начало семейной жизни обескураживает каждого из них: что-то не складывается. «Сходство характеров? Взаимное понимание? Классовая принадлежность? Трудовой контакт? Все есть - и вместе с тем такой потрясающий крах. В чем дело? Все есть, а в общем и целом мрак. С ума можно сойти!» - это из отчаянного монолога Абрама, сердце которого неожиданно откликнулось на заботу Людмилы. А Василия, наоборот, потянуло к сдержанной в проявлении своих чувств Тоне... Да, любовь, оказывается, не директива, не укладывается в прокрустово ложе.

Режиссер идет вслед за автором, но выходит за границы текста, добавляя новые краски в действие спектакля. Срез жизни получился очень интересный, многогранный, пестрый, как сама жизнь представляемой эпохи. Здесь и трудовая, политически выдержанная молодежь, и поэт, и чекист. Гостями на свадьбе наших влюбленных стали придуманные режиссером персонажи - так называемая богема, живущая по своим правилам во все времена.

И каждый из героев - не просто впечатляющая визуальная картинка (художник по костюмам Лилия Файзулина), а целый космос со своими внутренними установками. На переломе эпох это проступает особенно резко. Поэт Емельян Черноземный (Вячеслав Борисов), подхваченный мощной энергетикой творчества, вспоминающий Есенина, Демьяна Бедного, находится в каком-то постоянном бреду своих поэтических экзальтаций. И этот жизнерадостный чудак буквально врывается в жизнь наших героев, приводит на комсомольскую свадьбу богему, внося смуту и руша все рамки общественно-политических установок...

Сценография спектакля точно отражает его идею, состояние героев. Квадрат сцены, заполненный такими разнородными предметами: нехитрое убранство для создания уюта, портреты родственников-передовиков производства и домохозяек, советские лозунги... Можно представить, какой хаос в головах наших молодых героев! И в этом квадрате они любят, маются, радуются, мучаются, пытаясь вырваться из круга своих зашкаливающих эмоций. «Ошиблись ребята, женились по расчету, - говорит режиссер. - Брак по расчету - самый страшный грех по Библии. Надо поправлять. Все мы прошли через ложь и неискренность. Пьеса философская. Здесь душу спасает молодежь при очень сложной ситуации...»

Появление на сцене чекиста Флавия (Александр Кузнецов) - момент истины. Именно ему, представителю власти и вершителю судеб, предстоит решить неразрешимую задачу - квадратуру круга человеческих отношений. Потрясающий образ! Он вобрал в себя всю палитру чувств человека новой общественной формации: от ощущения власти до преклонения и страха перед новыми идолами. Вот ведь висит на стене портрет передовика производства... Тс-с... Здесь все политически выдержано... Но по своему внутреннему человеческому камертону он делает единственно верные акценты в жизни наших молодых героев, для которых, наконец-то, на первый план выходит любовь. По закону жизни.

Спектакль динамичный. Слаженный актерский ансамбль заставляет нас смеяться, удивляться, сопереживать и получать эстетическое удовольствие. Остается добавить, что над декорациями работал Виктор Хлыбов (Уфа), пластические номера ставила балетмейстер Виктория Пестова, музыкальное оформление спектакля принадлежит режиссеру Борису Горбачевскому.

 

Статья в PDF

Фото Владимира НАКОРЯКОВА

Фотогалерея