ОРЕЛ. Ешь, твори, люби по-неаполитански

Выпуск №9-219/ 2019, В России

ОРЕЛ. Ешь, твори, люби по-неаполитански

Гении, как и простые смертные, любят пошутить, но и жизнь порой не прочь впасть в буффонаду забавы ради.

Когда меня спрашивают, по каким сусекам в нынешние, как принято говорить, «трудные времена» поскрести, чтобы путешествовать чуть дальше, чем с печки на лавку, я уверенно цитирую великого Комбинатора: «Альпийское нищенство - святое дело! Капитальные затраты не требуются, доходы не велики, но в нашем положении ценны».

Согласно первоисточнику, когда изрядно поиздержавшиеся концессионеры, устав от диких красот Кавказа, отчаянно пытались измыслить способ подзаработать, дабы продолжить неумолимую одиссею, техническому директору концессии пришла в голову, по обыкновению, гениальная идея: перенять опыт детей селения Сиони. Юные дарования исполняли несколько па наурской лезгинки перед экскурсионным автобусом, а затем бежали за ним с криком: «Давай денги! Денги давай!»

Если Илья Ильф и Евгений Петров учат нас бюджетно путешествовать, то Эдуардо Скарпетта, классик итальянской драматургии, комедиограф, гениальный актер, «король комиков», руководитель театральной труппы, вразумляет, как, будучи бюджетником, есть и пить, словно аристократ.

В Орловском академическом театре им. И.С. Тургенева состоялась премьера спектакля «Аристократы поневоле» по пьесе Эдуардо Скарпетта в постановке московского режиссера Сергея Дьячковского. Художник-постановщик - Полина Мищенко.

Скарпетта не из театральной семьи, но на сцене с четырех лет. В 14 лет он уже участник основного состава в театре «Партенопе», тогда же на него обращает внимание известный импрессарио.

В 1896 году в Неаполе одаренный итальянец организует собственную театральную труппу, для которой пишет пьесы, сам их ставит и сам в них играет.

Спустя год им создана комедия «Беднота и знать», ставшая его самым знаменитым творением. Максим Горький, оказавшийся в 1910 году зрителем постановки, послал Эдуардо Скарпетта лавровый венок из бронзы в знак признания таланта драматурга.

Скарпетта написал около ста комедий на неаполитанском диалекте, нередко вдохновляясь сюжетами французских водевилей. Создал «маску» остроумного простака по имени Феличе Шошаммокка, принесшую ему успех у публики.

Скарпетта был учеником и последователем Антонио Петито - легенды неаполитанского театра, гениального импровизатора, работавшего в технике комедии дель арте, непревзойденного исполнителя маски Пульчинеллы.

Лучшей пьесе Скарпетта «Беднота и знать», получившей в переводе Паоло Эмилио Ланци название «Голодранцы-аристократы», 130 лет, но ее продолжают ставить на родине драматурга и за ее пределами. Для итальянцев комедии Скарпетта такая же уютная, домашняя классика, как для нас Островский Малого театра.

Персонажи исполнены средиземноморского темперамента: это живые харАктерные герои, любящие драйв, кураж, с сумасшедшинкой. Ценителям авантюрного театра и классического комедийного фарса придутся по вкусу сатира, интересная завязка сюжета, традиции и атмосфера театра дель арте, переодевания, внезапные разоблачения, и, разумеется, дух прежней Италии.

Лишь спустя полвека после написания пьесу перевели на русский язык. Сегодня она с успехом идет на подмостках российских театров.

Стремясь быть органичными природе итальянского театра, орловские актеры стараются воссоздать ауру теплой, солнечной страны, на тесных улочках которой рождается настоящая любовь, и пылают, не сгорая, страсти.

Молодой маркиз Эудженио Фаветти (Сергей Гнедов) мечтает жениться на Джемме (Елена Плотникова), балерине, дочери разбогатевшего повара Гаэтано (Виктор Межевикин). Но Фаветти-старший (Павел Легкобит) отказывается общаться с плебеем-выскочкой, кроме того у него в этом деле есть сердечный интерес.

Эудженио решает схитрить. Маркиз идет на сомнительную авантюру: уговаривает обнищавших глав семейств Феличе (Александр Козлов) и Паскуале (Андрей Царьков) из трущоб сыграть роли его дяди и отца.

Особых усилий прикладывать не приходится: безработные Феличе и Паскуале, их скандальные жены-болтушки (Кончетта, жена Паскуале - Нелли Галченко; Луизелла, подруга Феличе - Екатерина Аршинова) и многочисленная вечно голодная родня счастливы изобразить маркизов и герцогов всего лишь за вожделенную тарелку супа. Азартные, но неумелые семейки энергично включаются в предложенную игру, что влечет за собой уйму комических недоразумений.

Перед зрителями разыгрывается курьезная сцена: обеденный стол, за которым собрались истинные и ряженые аристократы, настолько вжившиеся в образ, что с каждой минутой интрига становится все более запутанной.

Однако в орловской постановке нет акцента на пропасти, разделяющей принцев и нищих. Это не социальная трагикомедия, где оборванцы борются за место под солнцем.

Возвышенное чувство подвигло Эудженио на безумный поступок. Но и гоп-компания из трущоб Неаполя после сытного ужина не ворует серебряные ложки со стола. Несмотря на то, что бедняки унижены социально, в силу чего им приходится крутиться и изворачиваться ужом, - они по-своему благородны, добры и, по правде говоря, в хорошем деле готовы помочь не только ради собственной выгоды, за что судьба в финале спектакля их щедро вознаграждает.

Семейства Феличе и Паскуале - люди маленькие, но обаятельные: даже в трудных ситуациях их не покидают веселость и самообладание. А главное: всегда при них чувство юмора и открытость миру.

Декорации первого действия условно минималистские, символически погружающие в атмосферу беднейших районов Неаполя. Костюмы актеров приближены к бытовой правдоподобности. Кричаще ярким театрализованным росчерком на этом фоне выглядят мечты страдающих от голода семейств, визуально представленные в виде гигантских тарелок с пастой и пиццей, в определенный момент зависающих над их головами.

В доме Гаэтано оборки, позолота, хрусталь - все говорит о том, что здесь живет нувориш. Костюмы лицедействующих бедняков отдаленно напоминают о персонажах комедии дель арте, но в утрированно площадном ключе.

Главная тема пьесы - природа актерства, обыгрываемая через ситуацию «театр в театре». Русским профессиональным актерам необходимо сыграть итальянцев, с пылом дилетантов жаждущих выдать себя за других, обойти конкурентов и сорвать аплодисменты по максимуму. Чтобы быть органичным в роли персонажа, изо всех сил старающегося актерствовать, надо обладать и талантом, и технической оснащенностью, и самоиронией, и в целом мыслить широко. Все актеры успешно справились с трудной, но интересной задачей, поставленной драматургом и режиссером.

Интеллигентная публика, подавляющая часть которой люди, для кого любая цена билетов весьма ощутима, приняла спектакль очень тепло.

Отдельно хочется отметить прекрасные актерские работы Александра Козлова, Андрея Царькова и Виктора Межевикина. Их умение деликатно сочетать в своих персонажах ушлость и наивность; с одной стороны, в прямом и переносном смысле, желание пусть все не съесть, но понадкусывать, а с другой, чистосердечие и эмпатию во всем, касаемом дружбы и любви - дорогого стоит.

Маркиз Оттавио Фаветти в исполнении Павла Легкобита - рафинированный эстет, утонченный сноб с претензией, при том увлекающийся, готовый устоять перед чем угодно кроме соблазна, и, одновременно, человек добрый, отходчивый и мудрый.

В этом году 45 лет, как Павел Иванович, выдающийся актер, преподаватель, председатель Орловского отделения Союза театральных деятелей России, служит на русской сцене, из них 40 лет в Орловском академическом театре. От всей души хочется поздравить Павла Ивановича со столь значительными творческими достижениями! Театр остается высоким искусством, «жгущим сердца людей», до тех пор, пока к его тайнам причастны такие люди, как Павел Легкобит.

... Самое интересное в жизни - это талант, а комедия Скарпетта «Беднота и знать» дает возможность проявить актерский талант во всей его силе и блеске. Вообще, эта неаполитанская пьеса, по задумке автора и (если повезет) по качеству сценического воплощения, передает атмосферу актерского театра, где каждый выход артиста - комедийная феерия. Оно и понятно: написана она в конце XIX века, то есть в пик расцвета в Италии так называемой диалектальной культуры и, в частности, диалектального театра - детища комедии дель арте с ее масками, импровизационным характером игры, любовью к буффонаде.

Конечно, не всегда жизнь подобна легким, мажорным комедиям Эдуардо Скарпетта, но, как говорил сам драматург: «Если ищешь смешное, то его можно увидеть даже среди слез и горя».

 

Статья в PDF

Фотогалерея