Свой путь / Международный театральный фестиваль "Соотечественники" (Саранск)

Выпуск №9-219/ 2019, Фестивали

Свой путь / Международный театральный фестиваль "Соотечественники" (Саранск)

В Саранске с 29 марта по 4 апреля в XIV раз прошел фестиваль «Соотечественники». Созданный, чтобы помогать русскоязычным театрам из ближнего и дальнего зарубежья почувствовать связь с Россией, с русской культурой, повстречаться с коллегами, критиками, драматургами, специалистами по сценречи и мастерству актера, фестиваль с честью выполняет те задачи, которые когда-то были сформулированы его создателями. Некоторые коллективы не в первый раз приезжают в Мордовию, чтобы попасть на престижный форум.

Спектакли, привезенные на фестиваль, очень разные по уровню профессионализма, подготовке актеров, но важно, что все они сохраняют русский язык, что они востребованы своей аудиторией, что актеры постепенно из энтузиастов и любителей становятся профессионалами. На фестивале завязываются новые отношения, идет обмен опытом во всех сферах - и исполнительской, и организационной.

В 2019 году в фестивале участвовали представители шести стран: Венгрии, Испании, Германии, Казахстана, Республики Абхазия. От России выступили два коллектива - показал свой спектакль Государственный русский драматический театр Республики Мордовия, гостем фестиваля стал Архангельский молодежный театр.

Отрадно, что коллективы обращались не только к классике, но и к современной пьесе.

Открыл фестиваль спектакль по мотивам повести Л.Н. Толстого «Хаджи Мурат» в постановке Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера (Сухуми, Республика Абхазия). У этого театра, вместе с республикой пережившего многие драматические моменты, непростая судьба. Но в последние пять лет был произведен капитальный ремонт здания, на должность генерального директора назначен государственный деятель, дипломат, молодой, энергичный, душой преданный театру Ираклий Хинтба. Театру присвоено имя Фазиля Искандера.

На фестиваль театр привез спектакль в постановке Адгура Кове, который в свое время работал главным режиссером Сухумского театра. Вместе с художником-постановщиком Баталом Джапуа и балетмейстером Людмилой Веденяпиной они создали пронзительное поэтическое метафорическое зрелище.

Сухая трава, камни, металлические и глиняные кувшины, вода, такие простые движения как сгребание сена, одинаковые, что у одних, что у других - у горцев и российских солдат. Одинаково радуются своим мужчинам женщины, одинаково горюют, провожая на войну, танцуют, радуются, воюют...

Этот трагический спектакль, человечный, театральный и проникнутый такой неподдельной болью, говорит, в сущности, о простых вещах: о том, что мы все - люди на одной земле, и всем хватит места, и везде одинаково плачут жены и матери, и непохожие люди любят землю, на которой живут, и чтут обычаи предков, а войны и вражда снова и снова рвут человеческие сердца на части. Выверенный в каждом движении, исполненный талантливыми актерами, умеющими завораживать точностью интонаций и пластической выразительностью, спектакль стал настоящим откровением.

Нельзя не отметить актеров - ярко, мощно исполняющих роли, и выделить Османа Абухбу (Хаджи-Мурат), Кирилла Шишкина (Сочинитель).

Продуманный до мельчайших деталей, эмоциональный, покоряющий внутренней силой и убедительностью сценических решений, спектакль стал одним из самых значительных событий фестиваля.

По результатам интернет-голосования спектакль РУСДРАМа «Хаджи-Мурат» признан лучшей постановкой фестиваля «Соотечественники» в Саранске, сказала в интервью радио Sputnik помощник режиссера спектакля Лика Мамацева.


Будапештский русский театр-студия (Венгрия) привез спектакль «Скрипка, бубен и утюг» - две пьесы Николая Коляды в одной, написанные в 2013 году. Русский Театр-Студия в Будапеште был образован в 1997 году профессиональной актрисой, педагогом и режиссером, выпускницей ГИТИСа Зинаидой Зихерман-Соколовой. Для существования таких коллективов за рубежом важнейшим является энтузиазм и одержимость создателей. Сегодня театр стал уже семейным делом, в нем играют сын Зинаиды и его жена. Зинаиде Зихерман-Соколовой удалось собрать и воспитать крепкий профессиональный коллектив. За 21 год существования было подготовлено 25 спектаклей по пьесам Островского, Гоголя, Чехова, Булгакова, современных российских драматургов. Важна и поддержка Российского Культурного Центра, на сцене которого театр показывает свои спектакли. Театр гастролирует по Венгрии, принимает участие в Международных театральных фестивалях в России, странах СНГ и Восточной Европы. С 2009 года проводит в Будапеште фестиваль русских зарубежных театров «Лукоморье». Представленный на фестивале спектакль «Скрипка, бубен и утюг» продемонстрировал и постановочную культуру коллектива, и интересные актерские работы, и внятное решение режиссера-постановщика Зинаиды Зихерман-Соколовой. Проекции фотографий точно подобраны и передают унылую атмосферу рабочего города в российской глубинке. А исполнение ролей - яркое, с элементами гротеска, захватывало правдой характеров и точно переданными типажами.


Берлинский музыкальный театр «Кабаре Лори» сравнительно молод, он основан в 2013 году Еленой Ключаревой и Хансом-Юргеном Лори. Художественный руководитель и режиссер театра Елена Ключарева родилась в Москве, училась в хореографическом училище Большого театра, закончила ГИТИС и аспирантуру там же, она режиссер-балетмейстер. В репертуаре театра четыре спектакля, с которыми он побывал во многих городах Германии и России, участвовал в престижных международных фестивалях в России и в Европе.

На фестиваль «Кабаре Лори» привез оперу-балет «А чой-то ты во фраке?» на музыку Сергея Никитина по пьесе А.П. Чехова «Предложение». Режиссер спектакля Иосиф Райхельгауз, режиссер-балетмейстер Елена Ключарева. Когда-то этот спектакль с огромным успехом шел на сцене театра «Школа современной пьесы» и балетмейстером была Елена Ключарева, которая, с разрешения И. Райхельгауза, перенесла его спектакль в свой коллектив. Залогом успеха стали сильные профессиональные актеры - известный российский киноактер Геннадий Ткаченко (Папиж), яркий комик Вадим Граковский и обаятельная Светлана Лучко.

Геннадий Папиж, долгое время выступавший на эстраде, обладатель прекрасного баритона, играет главную роль незадачливого жениха, его юмор, артистизм, умение непринужденно общаться с публикой, заразительность, определили тональность зрелища, снискали любовь публики. Спектакль стал настоящим подарком саранскому зрителю.

Легкий, изящный, музыкальный, ироничный он подарил радостный и очень театральный вечер.

Вадим Граковский был неподражаем в роли чудаковатого румянощекого папаши, не умеющего понять и оценить ситуацию. Он точно и умело вел роль, оставаясь в образе глуповатого барина и покоряя легкостью существования на сцене.

Светлана Лучко умело раскрыла характер засидевшейся в девках нервически-вздорной перезревшей барышни. Этот спектакль стал одним из самых приятных впечатлений фестиваля.


Дения - небольшой старинный испанский курортный город провинции Аликанте в северной части побережья Коста-Бланка с многонациональным населением, морским портом, красивыми пляжами, чье население в несколько раз увеличивается во время курортного сезона. Театр ETC существует в городе уже 20 лет. Тогда Марио Осман Пасерро поставил первый спектакль на испанском языке. Он организовал театральный фестиваль, филиалы театра в близлежащих городах. В конце 90-х годов театр получил статус Школа-театр. Здесь занимаются театральным искусством и профессиональной подготовкой несколько возрастных групп. Более десяти лет назад в театр пришла выпускница дальневосточной академии искусств Светлана Картунова. Она не только ведет классы профессиональной подготовки актеров, но и исполняет главные роли в спектаклях, где уже звучит и русская речь. На фестиваль коллектив привез спектакль «Невидимые слезы» по произведениям И.А. Бунина («В Париже»), А. Аверченко («Преступление актрисы Марыськиной»), А.П. Чехова («Юбилей»).

В этих спектаклях играют и русскоговорящие актеры, и те, кто говорит по-испански. Героиню рассказа «В Париже», актрису из рассказа Аверченко и жену управляющего банком («Юбилей») играет Светлана Картунова, которой больше удаются роли яркие, характерные. Двуязычный спектакль - явление непривычное для фестиваля, но важно, что и актеры испанского театра ETC, и зрители города Дения знакомятся с русской литературой, слышат русскую речь, погружаются в мир русской культуры. Спектакль поставил и оформил Марио Осмар Пасерро.


Костанайский областной русский драматический театр (Казахстан), как отметил его директор, долго ждал своей очереди, чтобы попасть на этот фестиваль. В Саранск приезжали театры из Астаны, Акмолинска, Алматы, Шимкента, Павлодара, Усть-Каменогорска, Семея - и вот теперь и костанайские актеры.

Этот театр с традициями, ему почти сто лет (берет свое начало с 1922 года). Как написано в буклете, «на протяжении всех лет своего существования театр является хранителем, пропагандистом, средоточием не только русской, но и мировой и национальной культуры». Уже в XXI веке театр принимал участие в театральных фестивалях Казахстана, России, Израиля.

Приезд этого театра стал настоящим подарком фестивалю, не зря так долго и благодарно аплодировали зрители.

Это было точное попадание в задачи и принципы, пропагандируемые фестивалем. Выбор беспроигрышный - «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского. Спектакль поставил главный режиссер театра Александр Лиопа, посвятивший костанайской сцене более тридцати лет.

Сегодня новацией становится постановка пьесы так, как написал ее автор. То есть, в современные костюмы никто не переодевается, атрибуты сегодняшней жизни - гаджеты и прочее - в руках персонажей не наблюдаются, текст - в целости и сохранности, мужчины играют мужчин, а женщины - женщин. Уже большое спасибо. А современные смыслы возникают из интонаций, акцентов, решения характеров персонажей и их взаимоотношений.

Спектакль поставлен как пестрая московская замоскворецкая ярмарка, очень театрально, немножко понарошку, в прекрасном ритме, с обилием забавных мизансцен. Соавтором режиссера стал прекрасный художник Курмангазы Каржанов, создавший лубочный и такой стильно-московский образ практически из ничего: вот поворачивается легкая театральная перегородка - и комната становится садом; два-три предмета - и вместо гостиной беседка. Не менее ярки и убедительны костюмы, образующий элемент которых павлово-посадские платки. И вся эта пестрая круговерть не отменяет глубокого смысла истории о человеческой «малости» и человеческом одиночестве, о печали жизни пустой и мелкой, о несбыточных мечтах и искренних страданиях. Особенно хочется отметить исполнение ролей сильной, профессиональной труппой, в которой блистает старшее поколение: Валентина Битюкова в роли свахи Красавиной, Любовь Ромадина в роли Матрены. Неожиданные краски нашла для своей Бальзаминовой Анна Удесиани. Забавен и трогателен мечтатель Бальзаминов в исполнении Максима Слепченкова.


Государственный русский драматический театр Республики Мордовия, хозяин и организатор фестиваля, показал комедию Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж» - зрелую стильную работу режиссера-постановщика Карена Нерсесяна и художника-постановщика Андрея Запорожского.

Конструкция, выстроенная на сцене, - деревянный фасад дома с парадной дверью и двумя большими окнами по обе стороны от нее, находится не на планшете сцены, а на специально выстроенной еще одной сцене-подиуме, что придает происходящему аромат театральности, который сохраняется во всем: в манере игры чуть утрированной, нарочито акцентированной, в картинных позах. Уловив стилистику ранней драматургии Мольера, режиссер выстраивает фарс, делая его выразительным, вместе с актерами оттачивая движения и интонации. И этот прием только добавляет комизма ситуациям. Безусловно, лидирует сам Жорж Данден, с изяществом и блеском исполненный Николаем Большаковым. Актер прекрасно почувствовал и воплотил театральную природу спектакля, соединил демонстрацию актерского мастерства и искренние переживания своего персонажа.

Актеры работают хорошо и точно, но не могу не отметить очаровательного Михаила Канаева в маленькой роли Колена, смешного бестолкового парня, буквально засыпающего на ходу, виртуозно представляющего неловкого недотепу.


Пожалуй, самым спорным стал спектакль приглашенного российского гостя Архангельского молодежного театра, который показал «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Определенные проблемы возникли от того, что спектакль, поставленный в камерном пространстве, в зале на 70 человек, игрался на большой сцене Саранского русского театра, рассчитанном на 500 зрителей. Хотя выгородка и сузила зеркало сцены, вместе с тем, в спектакле, поставленном Максимом Соколовым, присутствуют многие приемы модного современного спектакля, и постановщик, стремясь рассказать свою историю, используя канву знаменитого романа, открыть новые смыслы, на мой взгляд, добился обратного эффекта, перегрузив сценическую историю неожиданными трактовками и решениями. Режиссерское пояснение еще больше запутало: «Для меня это история семьи, но не только Карамазовых, а самого Федора Михайловича, монодрама в пространстве подсознания, спектакль-посвящение младшему сыну писателя Алеше, но не только ему, всем русским мальчикам». Монодрама не получилась, зрители увидели многофигурный, густонаселенный спектакль, где порой трудно понять, кто кого играет, а старца Зосиму исполняет актриса, облаченная в алый наряд служителя католической церкви. И еще много перевертышей, неожиданностей, при том, что труппа интересная, стремящаяся выполнить режиссерские задания. Режиссер говорит о раздирающих нас сегодня противоречиях, но считает свой спектакль не ответом, а подсказкой ... «а путь мы должны найти сами». Но в этом противоречивом и перегруженном зрелище не то что путь обнаружить, порой и элементарный смысл трудно уловить. Однако показ этого спектакля, серьезный разбор, состоявшийся после просмотра, имел важное значение и для архангельской труппы, и для публики, которая увидела один из вариантов сегодняшнего театра, называющего себя авангардным.


Завершился XIV фестиваль «Соотечественники» в Саранске, представив яркую палитру жизни русских театров за пределами России. Фестиваль нужный и важный для тех, кому дорого сохранение русского языка и русской культуры...

 

Статья в PDF

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля


Фотогалерея