Свой кораблик / Вспоминая Зинаиду Шарко

Выпуск №9-219/ 2019, Вспоминая

Свой кораблик / Вспоминая Зинаиду Шарко

Зинаида Максимовна Шарко, 90-летний юбилей которой пришелся на нынешний год, любила вспоминать слова своего педагога, выдающегося мастера Бориса Зона: «Проложите фарватер, теперь пустите свой кораблик и не мешайте ему плыть». Кажется, по этому завету она и прожила всю жизнь - и творческую, и личную.

Непростой характер Зинаиды Шарко, о котором многие говорили при ее жизни и вспоминают годы спустя, как представляется во многом способствовал многим ролям в театре и в кино, сыгранным на протяжении долгой и счастливой в профессии жизни - актриса все пропускала через себя, через собственные переживания, комплексы, мысли и чувства (едва ли не в первую очередь - именно чувства), наделяя своих героинь глубиной, богатым духовным опытом, незаемными ощущениями.

В 1956 году Зинаида Шарко покинула Театр Ленсовета, которым руководил в ту пору Николай Павлович Акимов, и ушла в Большой драматический имени М. Горького к Георгию Александровичу Товстоногову, о котором говорила до самого своего ухода из жизни: «Самым большим подарком судьбы была встреча со СВОИМ режиссером - Георгием Товстоноговым и тридцать три года работы с ним... Жизнь кончилась в мае 1989-го. Я несколько лет была в прострации. Ощущение конца, чувство, что дальше ничего не будет, и счастья, что это было. Личная драма? Одна закончилась - будет другая, а тут ничего другого быть уже не могло».

Но жизнь продолжалась, и четыре роли, сыгранные Зинаидой Шарко в «посттовстоноговский период», были столь же наполнены и глубоки: в «Антигоне», поставленной Темуром Чхеидзе, в «Квартете» (режиссер Николай Пинигин), в «Дворянском гнезде» Михаила Резниковича и в возобновленном к бенефису Шарко Юрием Аксеновым спектакле «Кошки-мышки» (первая постановка в 1974 году принадлежала Г.А. Товстоногову. Тогда Зинаиде Шарко и Людмиле Макаровой понадобился серьезный грим, старивший актрис, - на этот раз он был уже не нужен...).

И были работы в кино - запомнившиеся, яркие, даже если и были они небольшими по объему, но отличались глубиной переживания, человеческим наполнением актрисы. И были спектакли в антрепризе и в театре «Приют комедиантов». Но «замены» Товстоногову Зинаида Максимовна не искала и не находила...

Мои полудетские-полуподростковые впечатления, не изгладившиеся в памяти за прошедшие десятилетия, связаны с поистине звездными ролями совсем еще молодой актрисы. Смысл их, внутреннее содержание были невнятны в силу возраста, но эмоциональное впечатление от протекавшей на глазах какой-то неправильно сложившейся жизни - остались, укрепившись со временем опытом.

Тамара в «Пяти вечерах» Александра Володина. Какой-то фантастический по силе воздействия дуэт Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна. На всю жизнь запомнившаяся от первой до последней строчки незатейливая, на первый взгляд, песенка: «Миленький ты мой...»

Сергей Юрский вспоминал: «... Появился драматург Александр Володин с его пьесой «Пять вечеров» в БДТ. Я - уже артист этого театра - не был занят в этой пьесе. Но я был в курсе, как спектакль «Пять вечеров» делался, как репетировался. В те времена я был влюблен в Зину Шарко. Она играла в «Пяти вечерах» главную женскую роль... Это один из лучших спектаклей, которые я видел в моей жизни. Только сейчас отдаю себе отчет, что это было сорок лет тому назад. Именно с володинской ролью Зина Шарко стала по-настоящему большой актрисой».

А разве можно забыть чеховскую Ольгу в «Трех сестрах», о которой так точно писали в статье М. Логинова и Ю. Рыбаков: «В октябре 1964 года начались репетиции «Трех сестер» - самого горького из товстоноговских созданий, горше «Трех мешков сорной пшеницы». Ольга Зинаиды Шарко острее других ощущала обреченность, невозможность счастья. Знала - не будет Москвы, не будет радости, но держалась стойко. Оттого опрокинутая на нас жизнь казалась еще более безысходной. Маленьким капитаном гибнущего корабля назвал К. Рудницкий героиню Шарко.

Постепенно исчезал из жизни оптимизм; спектакль отметил перелом эпох. «Зачем мы живем, зачем мы страдаем... Если бы знать, если бы знать!» - в финальных словах Ольги проступали и боль, и безысходность, но и сила, сохраняющая духовную ясность и достоинство.

Тамара из «Пяти вечеров» дарила надежду, чеховская Ольга уже только помогала сохранить силы безнадежно на что-то надеяться».

А Женщина и Ева в «Божественной комедии» Исидора Штока, а Манька в «Трех мешках сорной пшеницы» Владимира Тендрякова с плачем на музыку Валерия Гаврилина, который был безжалостно снят вместе со спектаклем ленинградским руководством, и восстановлен позже - уже без этого пронзительного плача.

«Варвары», «Дачники» Максима Горького, «Жестокие игры» Алексея Арбузова, «Сколько лет, сколько зим» Веры Пановой, «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, «Мачеха Саманишвили» Давида Клдиашвили, «Дядя Ваня» А.П. Чехова... И незабываемый спектакль Геннадия Тростянецкого «О вы, которые любили...», поставленный в Пушкинском театральном центре, о женщинах, любивших Пушкина, где Зинаида Шарко сыграла цыганку Таню...

А в кино - «Долгие проводы», «Луной был полон сад», удостоенный нескольких почетных премий на престижных фестивалях, «Сочинение ко Дню Победы», «Собака на сене», «Бандитский Петербург»...

Да, можно сокрушаться, что Зинаида Шарко сыграла меньше ролей, чем могла бы, но уникальная труппа БДТ насчитывала немало талантливейших актрис, каждая из которых была достойна большой работы. Георгий Александрович очень любил и высоко ценил Зинаиду Шарко, однако... не в ее характере было пользоваться этим, выпрашивая роли. Зато каждая из сыгранных ею на сцене и на экране становилась чудом и счастьем погружения в самые потаенные глубины женской психологии, женского характера - счастьем для актрисы (которая, правда, признавалась в том, что очень не любит себя на экране) и всякий раз - открытием для зрителя новых черт в любимой Зинаиде Максимовне Шарко.

В одном из интервью Зинаида Шарко признавалась: «Уже давно я определила: любимая роль - после которой жалко разгримировываться. У меня их было три. Тамара Васильевна в «Пяти вечерах», Ольга Прозорова в «Трех сестрах» и Шеметова в «Сколько лет, сколько зим...». И, наверное, для многих зрителей эти слова актрисы совпадают с собственными впечатлениями, хотя для каждого по-своему расширяется этот список за счет работ театральных и кинематографических. Потому и вспоминается Зинаида Максимовна Шарко с тем «градусом тепла», с которым вспоминаешь близких, хорошо знакомых людей.

За свою долгую жизнь Зинаида Шарко не отступила от завета учителя: «Проложите фарватер, теперь пустите свой кораблик и не мешайте ему плыть». Кажется, именно так она и прожила всю жизнь - и творческую, и личную.

 

Фото с официального сайта БДТ им.Г.А. Товстоногова

Статья в PDF

Фотогалерея