ВЫБОРГ. Исчезнувшие

Выпуск № 10-220/2019, В России

ВЫБОРГ. Исчезнувшие

В рамках фестиваля Высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» артисты Театра драмы и кукол «Святая Крепость» (Выборг) показали на сцене Санкт-Петербургского драматического театра на Васильевском премьерный спектакль нынешнего сезона «Легенда маленького городка».

В основе постановки инсценировка режиссера Инны Ароновой, созданная по мотивам произведений Эфраима Севелы и Александра Гутина. Название спектакля отсылает к циклу новелл Севелы «Легенды Инвалидной улицы».

Появляющиеся с разных сторон рассказчики (Владимир Павлухин, Ольга Гурина, Дмитрий Тумурук, Дарья Цимбал), переговариваясь друг с другом и обращаясь к залу, начинают повествование о некоем городе и его жителях. В программке их называют актерами, их речь пронизана юмором, глаза смеются, но чем дальше, тем больше безмятежность кажется иллюзорной, а сами они - эфемерной оболочкой тех, кто был когда-то из плоти и крови, а стал тленом. Ангелы во плоти, живущие в двух мирах, они становятся посланниками утраченного времени, потерянного мироустройства и тех, кто так же, как они, существовал в этом прошлом. Вспоминается цветаевское: «Я тоже была, прохожий!» и дальше: «Прохожий, остановись!». И это стойкое ощущение, что люди, находящиеся в зрительном зале, - прохожие, остановленные неведомой силой, как и чувство тревожного, хоть и не вполне внятного ожидания, не покидает на протяжении всего спектакля.

...А пока на сцене царят радость и добродушный, очень колоритный еврейский юмор. Сценография Елизаветы Егоровой функциональна и свободна от лишних деталей: деревянные щиты из видавших виды досок трансформируются по ходу действия в немудрящие фасады стареньких домиков или в их столь же скромное внутренне убранство. Актерская игра, напротив, «избыточна» и сочна, при этом лишена малейшей фальши, налицо подробная и вдумчивая работа режиссера с актерами. Пластический рисунок (хореограф Людмила Ремпель) помогает раскрытию образов, делает их объемнее и ярче.

Великолепный дуэт составляют обитательницы коммунальной квартиры семейная Розалия Моисеевна Фельдман (Ольга Смирнова) и одинокая Хана Абрамовна (Татьяна Тушина), азартно обменивающиеся друг с другом колкостями и стремящиеся застать друг друга врасплох. Наступательная Хана Абрамовна уже в первой ретроспективной сцене заполняет собой пространство: «Ну, так я ей и говорю, зачем ей мясорубка, только ваша Муся это не Муся, а какой-то биндюжник, кричит и хамит пожилой женщине». И Розалии Моисеевне остается лишь вовремя уворачиваться от тяжелой поступи соседки и изобретать на ходу не менее ироничный ответ. Для Татьяны Тушиной роль Ханы Абрамовны стала очередной возможностью явиться во всем блеске своего острохарактерного дарования.

При выпуклости и живописности каждого отдельного образа спектакль отличается замечательным актерским ансамблем, что подчеркивает стилистическое единство труппы «Святой крепости» - одной из характерных черт театра под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Юрия Лабецкого.

Горестный образ Шнеера, трогательного в своей нелепости тележечника получается у Антона Косолапова - актера трагикомического, глубокого. Жалкая забитая поломойка Стефа в исполнении Арины Лабецкой в буквальном смысле расцветает от негаданной любви: меняется не только взгляд девушки, выпрямляется спина, раскрепощается тело, появляется мягкая осторожная грация. Хороши доктор Беленький, в которого перевоплощается Максим Гладков и острая на язычок Муся - Галина Басырова. Настырного Левочку не только органично изображает, но и наделяет большим обаянием Дарья Ердякова.

За час с небольшим жители крохотного еврейского местечка - шетла, находящегося на стыке России, Украины и Белоруссии, становятся для зрителя почти родными и... исчезают навсегда. Но это «навсегда» - не просто прощание с полюбившимися героями спектакля, в нем отражается необратимость Холокоста и всех войн, стиравших с лица земли большие города и крохотные деревеньки, и судьбы, судьбы, судьбы... Об этом хлынувший в финале с колосников «дождь» из разномастных сандалий, туфель, ботинок и об этом же обувь, аккуратно снятая и поставленная в середине сцены актерами, и... улыбающиеся Ангелы. И теперь уже ни у кого не остается сомнения, что это именно Ангелы, спустившиеся с небес, в которые они ушли в бытность людьми...

Фото Юлии БАСЫРОВОЙ

Статья в PDF

Фотогалерея