Тело самодостаточно/XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

Выпуск № 9-119/2009, Фестивали

Тело самодостаточно/XV Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»

 

Традиционная программа «Легендарные спектакли и имена ХХ века» на «Золотой Маске» в этом году была посвящена современному танцу. Старт ей дала Сильви Гиллем спектаклем «Push». Легендарная балерина выступала в Москве впервые, и в партере МХТ сидел весь свет во главе с Цискаридзе и Лопаткиной.

Француженка по рождению, из гимнасток перешедшая в балет, в свои 43 Сильви Гиллем все еще обладает уникальным телом. Она начинала с классики, но с такими невероятными данными не могла не прийти к contemporary dance. После яркого дебюта в партии Одетты-Одиллии Рудольф Нуреев, минуя всю балетную лестницу, сделал 19-летнюю Гиллем самой молодой этуалью Парижской оперы. Нуреев ставил «на нее» «Золушку», у гениального Форсайта она танцевала главную партию в знаменитом «In tne Middle, Somewhat Elevated». Потом стала работать в Королевском балете Великобритании, здесь танцевала весь классический репертуар примы. Но только по контракту, в остальное время сотрудничая с кем захочется. Морис Бежар передал ей право исполнения «Болеро» и «Весны священной» и тоже ставил спектакли «на Гиллем». С годами самая знаменитая балерина современности стала исполнять только современный танец.

Несмотря на нашу репутацию балетной страны, к России балерина относится… Ну, так себе относится, непростой характер тому виной или молва о русских... В 2003-м она выступала в Питере, приехать в Москву не сразу согласилась и почти не давала интервью. Несчастные операторы снимали в антракте бабушек с программками – на спектакле им было отпущено, кажется, три минуты из десятиминутного начального «Solo». Хотя это уже просто о характере. Он – в каждом движении Гиллем.

«Push» («Толчок») – современный балет из четырех частей: два десятиминутных соло Гиллем, один танец Рассела Малифанта и собственно «Push», получасовой дуэт. Все поставлены Малифантом – хореографом, тоже убежавшим от классического балета в поисках новых возможностей тела. С Гиллем он работает с 2002-го, «Push» – их вторая программа.

Описывать танец гениальной балерины – дело невозможное и неблагодарное, он где-то за гранью – и слов, и человеческих способностей. Писать можно только о формальных пунктах. «Solo» – танец Гиллем на музыку Карлоса Монтойи, «Two» – Энди Коутона. В «Two» Гиллем вообще не сходит с пятачка прожекторного света, работает почти одними руками и спиной. Начинает медитативно, так что можно рассмотреть движение каждого мускула (балерина вообще только из них и состоит), а заканчивает так, что руки-ноги свистят в воздухе, будто кто-то размахивает саблей. Невероятная скорость и точность движений, невозмутимая непроницаемость лица, сдержанный и при этом эмоциональный танец… В «Push» она танцует вместе с Малифантом, до этого тоже показавшим соло. Нежные и сильные отношения двух танцовщиков под аккомпанемент того же Энди Коутона, с нарастающей тревожностью, невероятно изобретательной пластикой (какие поддержки, какие входы-выходы в движения тут сочинены!) и фантастической легкостью исполнения. Не забыть еще про свет Майкла Халлса: он в этом спектакле главная и единственная декорация. Других не нужно, тело самодостаточно.

Записи Гиллем есть на YouTube (во всяком случае, «Two» я впервые смотрела там) – качество не блестящее, но представление о том, что такое идеальная исполнительница contemporary dance, получить можно. Когда еще получится убедиться в этом вживую…

Фото предоставлено пресс-центром фестиваля

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.