Приключения "провинциалочки" / VIII Международный театральный фестиваль «Золотая провинция»

Выпуск № 10-220/2019, Фестивали

Приключения "провинциалочки" / VIII Международный театральный фестиваль «Золотая провинция»

Огненно-рыжая конопатая девчонка стоит на моем рабочем столе. Десять дней она вместе с нами «разрывалась» между многочисленными сценическими площадками в Пензе, Кузнецке и Заречном. Десять дней вместе с нами замирала в темноте зрительного зала, смеялась и плакала на спектаклях VIII Международного театрального фестиваля «Золотая провинция». «Провинциалочка» - удивительная кукла ручной работы, ставшая в этом году символом театрального праздника, придуманного и созданного руководителем детской театральной школы из Кузнецка «Ступени» Натальей Тёскиной.


Без оглядки на заслуги

Итак, 23 спектакля 12-ти театров из Пензы, Кургана, Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, а также театральные коллективы из Германии и Грузии претендовали в этом году на благосклонность зрителей и нашей Провинциалочки. Среди них были признанные корифеи, неоднократно принимавшие участие в различных фестивальных баталиях - Московский драматический театр «Сфера», Пермский театр «У Моста», Пензенский театр драмы. И совсем молодые и пока еще мало кому известные коллективы - «Открытый театр» из Тбилиси, творческая группа «Неноватор» из Санкт-Петербурга.

Как известно, зрительская любовь не признает прошлые заслуги. И будь ты хоть трижды лауреатом самых престижных конкурсов, выходя сегодня на сценические подмостки, должен вновь доказывать свое право на аплодисменты. Это тем более справедливо, когда речь идет о пензенском зрителе, которого фестиваль «Золотая провинция» за восемь лет своего существования успел приучить к высокой планке профессионального мастерства и творческой самоотдачи.

На самом деле, это уникальный случай: затея, выдуманная и воплощенная Натальей Тёскиной, не только не «загнулась» под грузом финансовых и организационных проблем, а стала заметным творческим событием для всего театрального пространства России. Была поддержана администрацией Пензенской области, получила признание профессионального сообщества и сегодня является одним из интереснейших явлений культурной жизни региона.

Наталья Тёскина - человек совершенно удивительной энергетики и преданности Театру. Думаю, что в любые времена именно на таких людях держалась и держится русская культура. В общем, дай Бог ей здоровья и сил!


«КиноРозов» в Заречном

Вместе с Провинциалочкой конкурсную программу оценивало компетентное жюри под председательством заслуженного артиста России, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, лауреата национальной премии «Золотая Маска», художественного руководителя Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова.  Судейский ареопаг также представляли народный артист России, художественный руководитель столичного театра «Сфера» Александр Коршунов, театральный критик, президент благотворительного фонда Олега Ефремова, президент международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство», редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Анастасия Ефремова, ну и автор этих строк - член Союза журналистов России, театральный критик. Так что советники у нашей Провинциалочки были вполне компетентные.

Фестиваль проходил в трех городах. И первый спектакль мы увидели в Заречном. Местный ТЮЗ представил свою версию давнего киносценария Виктора Розова «В дороге». Прежде чем рассказать собственно о спектакле, буквально несколько слов о городе. Секретное военное производство, въезд исключительно по пропускам, особый «режимный» микроклимат, безусловно, накладывает свой отпечаток. Здесь специфическая публика, во многом сформированная советским временем... И с этой точки зрения выбор автора вполне объясним и логичен. Однако попытка воплотить на сцене драматургический материал, предназначенный для кино, всегда ставит перед авторами спектакля ряд весьма сложных «производственных» проблем. Уж слишком разный художественный язык у кинематографа и театра. И главная задача режиссера, на мой взгляд, создать адекватный сценический «перевод». К сожалению, не могу сказать, что приглашенный режиссер из города Березники Сергей Шляпин и сценограф Оксана Афонина справились с этой задачей без потерь. Довольно известный прием соединения сценического существования артистов с «киношными» кадрами, в данном случае, выглядел иллюстративно и чаще всего «тормозил» действие. Как, впрочем, и периодически появляющиеся на экране титры, комментирующие события, происходящие с главными героями. И тем не менее, работа артистов, их искренность и самоотдача не оставляли равнодушным зрительный зал, заполненный в этот день, что называется «под завязку».


Главное не сюжет

Официальное открытие «Золотой провинции» состоялось в тот же день на сцене Пензенского областного театра драмы. Хочу отметить, что обязательные в подобных случаях выступления «официальных лиц» не казались излишне пафосными и не вызывали чувства скуки. Более того, чувствовалось, что фестиваль здесь, действительно, любят и с нетерпением ожидают. Ну, а питомцы театральной школы «Ступени» веселыми театральными розыгрышами сопровождали практически каждый спектакль, и клоунскими гэгами напоминали публике - вы в театре, а это искусство веселое...

Спектакль Московского драматического театра «Сфера» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» в постановке Александра Коршунова стал, безусловно, достойным стартовым аккордом, сразу же определившим качественный уровень фестиваля.

Семейная история, произошедшая на городской окраине. История о том, как два молодых человека почти случайно оказались холодным весенним вечером в глухом пригороде. Опоздав на последнюю электричку, в поисках тепла и ночлега они постучались в незнакомую квартиру и... один из них, в отсутствие хозяина дома кларнетиста Александра Сарафанова, назвался его внебрачным сыном...

Впрочем, большинство читателей наверняка смотрели фильм «Старший сын» и знакомы с сюжетом. Тем более главное в спектакле москвичей не сюжет, и даже не фабула... Главное, на мой взгляд, удивительная атмосфера. Маленький «живой» оркестрик (гитара и баян), аккомпанирующий действию, актерский ансамбль, живое сценическое общение - все эти компоненты складываются в единый творческий организм. Авторы спектакля совершенно справедливо разрушают жанровые границы бытовой драмы. Щемящая лирическая нота, трагическая глубина определяют существование главных героев в исполнении Александра Алексеева (Сарафанов-старший) и Анатолия Смиранина (Владимир Бусыгин). Эта интонация, безусловно, передается и в зрительный зал. Театр «Сфера» изначально создает свои спектакли в специфическом театральном пространстве (круглый зрительный зал и отсутствие традиционной сцены), потому перенос на традиционные подмостки чаще всего связан с определенными потерями, которые мало ощущались...


«Мистическое» признание

Очевидным фаворитом зрительских симпатий стал Пермский театр «У Моста». На суд фестивальной публики художественный руководитель Сергей Федотов представил три работы: комедии Николая Васильевича Гоголя «Игроки» и «Ревизор», а также «архетипичную притчу» Владимира Рудова «Камедыя» в постановке белорусского режиссера Андрея Савасцея. Сам Сергей Федотов считает, что его театр «мистический», и выбор фестивального репертуара лишь подтверждает это утверждение.

У пензенской публики с театром «У Моста» давняя и счастливая история взаимного притяжения и симпатий. Восемь лет театр приезжает на фестиваль, и без всякого преувеличения можно утверждать, что большая заслуга в воспитании местного зрителя принадлежит Сергею Федотову и его коллективу. Спектакль «Ревизор» получил Гран-при фестиваля, а исполнитель роли Хлестакова Сергей Мельников был удостоен спецприза жюри. 


Билеты за полгода

На сегодняшний день можно говорить о некоем феномене «Золотой провинции». Фестиваля, который не только представляет лучшие спектакли и театральные коллективы, но, в первую очередь, создает культурную среду, воспитывает театрального зрителя, дает ему возможность роста и развития. И также чрезвычайно важно, что происходит это не только в областном центре, но и в Кузнецке. Типичная российская провинции живёт ожиданием театрального чуда. Десять дней аншлагов, аплодисментов, стремления попасть, не пропустить очередной спектакль и потом долгими овациями не отпускать артистов со сцены - дорогого стоит. Так что результат очевиден. Восемь лет назад тот же зритель не знал даже азов театральной грамоты. А сегодня отлично разбирается в сложнейшем языке сценических метафор. С нетерпением ждет новых открытий и билеты бронирует за полгода, когда фестивальная афиша еще не сформирована. Так что Провинциалочка вполне может гордиться своими земляками - по уровню театрального образования они могут поспорить с признанными культурными столицами.


Чемоданчик таланта

В этом году на фестивале появилась номинация для моноспектаклей. Жанр достаточно специфический, часто находящийся на грани литературного и драматического театра.

Пензенский ТЮЗ представил свою трактовку горьковской «Старухи Изергиль», Театр «Слово» литературно-джазовую зарисовку «Бродский на троих», питерский «Неноватор» - моноспектакль по поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки», Берлинский театр «Русская сцена» показал «Рудольф Нуриев. 48 часов», созданный по дневникам легендарного артиста. Две последние работы требуют отдельного рассказа.

Возможно, нет в мировой литературе второй половины ХХ века более загадочного и в то же время более притягательного произведения, чем поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Кто-то видит в нем манифест постмодернизма, кто-то яростный социальный протест. А для одного из участников творческой группы «Неноватор» Глеба Мордовцева лирический герой Ерофеева просто очень родной и близкий человек. Автор и исполнитель спектакля не вдается в философские дебри и уж тем более не пылает обличительным пафосом. Очень искренне, местами по-детски наивно и сбивчиво, Глеб Мордовцев рассказывает историю Венечки, отправившегося в путь к любимой со своим смешным чемоданчиком, наполненным талантом и болью. Да, спектаклю порой не хватает точности режиссерского решения. Да, артист иногда не справляется с эмоциями и темпоритмом. Но все эти профессиональные «изъяны» с лихвой покрываются трогательным отношением к удивительному тексту. Пониманием и сопереживанием ерофеевскому герою.

Группа «Неноватор» - пятеро еще вчерашних студентов технического вуза из «города на Неве» по-питерски интеллигентных, с увлечением пытающихся постичь высшую математику театрального творчества. Пока далеко не все у них получается, но они готовы учиться, ошибаться, выслушивать обоснованную критику и вновь собираться вместе, чтобы работать над новыми спектаклями. Они любят репетировать. Им хорошо вместе.


Распятие таланта

Название немецкого театра «Русская сцена» говорит само за себя. Артисты в абсолютном большинстве ученики русской театральной школы. Художественный руководитель и режиссер Инна Соколова-Гордон закончила кафедру театральной режиссуры в Московском Университете Культуры. Мастером был Юрий Мальковский, один из последних на тот момент здравствовавших учеников Станиславского. Преемственность очевидна...

Хотя спектакль, который «Русская сцена» показала на фестивале, на мой взгляд, тот редкий случай, когда не хочется приклеивать ярлык определенной театральной традиции. Выпускник щукинской школы Андре Мошой существует в сложнейшем режиссерском рисунке. Практически все оформление - четыре деревянных палки, подвешенные над планшетом сцены. По ходу спектакля они превращаются в балетный станок, в барьеры, преграждающие дорогу на Родину, в орудия пыток, в крест, на котором талант и время распинают Нуриева.

Актер в течение полутора часов буквально парит над сценической площадкой. Однако сложнейшая форма становится органичной и единственно возможной при заданном уровне искренности и глубине смыслового подтекста. Трагедия художника. И дело тут не в социальных противоречиях, не в скандальных выходках или заявлениях. Извечный конфликт таланта и времени, в котором, казалось бы, невозможно найти выход, все же приходит к финальному катарсису, когда даже смерть отступает перед красотой творчества.


Центр силы

И еще один спектакль, о котором нам с Провинциалочкой особенно приятно вспоминать - «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона. Наталья Тёскина поставила эту сложнейшую пьесу с учениками своей театральной школы «Ступени».

Честно признаюсь, изначально был настроен весьма скептически. Очень жесткая, если не жестокая история слепоглухонемой девочки Хеллен Келлер (Злата Киселева) и ее воспитательницы Энн Салливан (Ксения Тёскина)в начале 90-х обошла практически все российские подмостки. Лично я видел не менее десяти спектаклей, как на профессиональной сцене, так и в любительском театре. И ни одной удачной... Существование на грани истерики, на которое подталкивает драматургический материал, очень быстро утомляет и уничтожает смысл... А ведь пьеса Гибсона о любви. О любви и милосердии, которое превращает животное в человека.

На крохотной сценической площадке, затянутой в черные ткани, с минимальным сценическим оформлением, буквально «на носу» у зрителей, Наталье Тёскиной и ее ученикам удалось рассказать эту историю без излишнего натурализма, не скатываясь в слезливую мелодраму. Конечно, можно было бы предъявлять претензии к исполнителям. Они не профессионалы. Но возможно, именно по этой причине им удалось избежать многих штампов и не подменять живых чувств актерской игрой. И еще одно немаловажное обстоятельство: именно на этом спектакле мне стало понятно, почему Наталье Тёскиной удалось создать «Золотую провинцию». Стал ясен ее «центр силы». Он в бесконечной вере в безграничную доброту театра, в его возможность переделывать человеческие сердца и души. И история человеческого рождения слепоглухонемой девочки - это о ней самой, о Наталье... О нас с вами. О десяти днях фестиваля, который сотням зрителей дал возможность вырваться из серости будней в иную жизнь.

...Огненно-рыжая конопатая девчонка стоит на моем рабочем столе. Десять дней она вместе с нами «разрывалась» между многочисленными сценическими площадками в Пензе, Кузнецке и Заречном. Десять дней вместе с нами замирала в темноте зрительного зала, смеялась и плакала. Неужели все? Фестиваль закончен... Нет, дорогая Провинциалочка, он продолжается. Уже отбираются новые спектакли, а зрителям в Кузнецке и Пензе снятся прекрасные театральные сны. Так что не грусти, девочка, впереди у нас еще много замечательных приключений!

 

Статья в PDF

Фотогалерея