Взорвать инерцию будней/Областной фестиваль «Кузбасс театральный»

Выпуск № 9-119/2009, Фестивали

Взорвать инерцию будней/Областной фестиваль «Кузбасс театральный»

 

Слово «кризис» – едва ли не самое популярное в нынешней прессе по частоте упоминаний. А вот Кузбасс театральный живет так, будто и нет никакого кризиса. Более того, с этого сезона возобновляет проведение ежегодного фестиваля кузбасских театров – на радость зрителям и на удовольствие себе. Любой фестиваль в провинции только тогда может состояться, когда «в корне» его находится конкретный человек, берущий на себя все организационные хлопоты. В данном случае таким человеком оказался недавно назначенный директор Кемеровской драмы Алексей Разуков. Он бросил клич руководителям кузбасских театров, и те откликнулись – кто-то сразу, а кто-то выждав некоторое время... Каждый театр взял на себя какую-то часть расходов и в меру своих возможностей внес свою лепту в общее фестивальное дело: кто-то оплатил выпуск сувенирной и печатной продукции, кто-то – дороги, кто-то – проживания и пр. Помогли Администрация города, Департамент культуры, Кемеровское отделение СТД РФ – и произошло то, что произошло: фестиваль «Кузбасс театральный» торжественно открылся, с успехом прошел (фестивальную программу посмотрели около двух тысяч зрителей) и празднично завершился в День театра. В обширной фестивальной программе не все было одинаково удачно, но серьезность намерений и ответственность отношения к театральному делу продемонстрировали все участники фестиваля. Считается, что фестиваль состоялся, если на нем удалось увидеть один прекрасный спектакль, один – очень хороший. И непременно должно быть некое «театральное недоразумение», о котором критики не знают, что сказать, но которое все время припоминают в кулуарных разговорах... Всем этим условиям «Кузбасс театральный» соответствует вполне. Репертуарная афиша способна удовлетворить самый взыскательный вкус театралов: представлены Пушкин и Достоевский, Чехов и Горький, Блок и Набоков. Не каждый из авторов вполне удался, но тенденция к сохранению классической традиции – налицо, и это радует.

Фестиваль торжественно открылся «Вассой Железновой» Кемеровского театра драмы далеко не случайно – это наиболее солидный театр региона, обладающий сильной труппой, в которой представлены все возрастные группы актеров, и хорошим техническим персоналом. Горьковская «Васса», добротно поставленная главным режиссером Олегом Пермяковым, продолжает репертуарную линию русской классики – Островского, Чехова, Вампилова. Объемное и прозрачное на просвет пространство старинного вокзала, интересно решенное художником Владимиром Авдеевым; подтянутая, красивая и при этом злосчастная заглавная героиня в исполнении Людмилы Копыловой; ее неудавшиеся дочери – нагловатая, строптивая Наталья (Кристина Мирошниченко) и блаженная, нервная, с заливистым смехом Людмила (отличная работа Юлии Горбуновой); строгая красавица Рашель (Наталья Юдина) – многое в спектакле, в целом не свободном от недостатков, вызывает интерес и позволяет говорить о серьезной, содержательной, культурной постановке. К сожалению, главный режиссер по ряду обстоятельств (в том числе и личных) покидает Кемеровскую драму, и это огорчительно. Актеры могут утратить необходимый им для верной и правильной игры камертон, и текущий репертуар может «поползти», ибо им не на кого будет ориентироваться в своей повседневной работе.

По единодушному суждению участников, «Преступление и наказание» Прокопьевского драматического театра – лучший спектакль фестиваля. Лучший, благодаря концептуальной режиссуре Ольги Ольшанской, точным и стильным декорациям Кирилла Мартынова, сыгранному актерскому трио Вячеслава Гардера (Раскольников), Романа Михайлова (Порфирий Петрович) и Татьяны Федоренко (Соня). Этот спектакль заслуженно получил признание критики (писал о нем и «СБ, 10»). Здесь надо только отметить, что за прошедший со дня премьеры сезон спектакль не только не развалился, но вырос значительно. Артисты играют строго и точно, содержательно и осмысленно. Особенно надо отметить превосходную актерскую работу Романа Михайлова: его Порфирий, пораженный смертельным недугом («Я человек поконченный!»), сыгран как фигура трагическая. Обреченный на скорую смерть от застарелой петербургской чахотки, он ведет борьбу не против Раскольникова, а за него, за его дальнейшую живую жизнь, цены которой тот не ведает, а Порфирий ощущает очень остро, ибо она вытекает из него капля за каплей. Благодаря игре Романова, в хрестоматийном романе открываются новые смыслы, не противоречащие Достоевскому, но корреспондирующие с ним.

Театры кукол тоже показались вполне достойно. Областной театр кукол «Сказ» (Новокузнецк) представил на фестиваль несколько неожиданную режиссерскую версию Юрия Самойлова чеховской «Каштанки». На основе чеховского рассказа режиссер создал сценический сюжет о том, как безработный и нищий клоун Смешнов (Анатолий Винтенко) подобрал потерявшуюся собаку (кукла замечательно сделана художником Владимиром Осколковым), сделал с нею цирковое представление, а потом потерял ее. История грустная, скудно освещенная, замедленно играемая, а потому производящая впечатление смутное. Вопреки Чехову, Каштанка, радостно визжа, вернулась в финале и прыгнула на руки вновь обретенному другу. Но финал не убеждает, и история остается печальной.

Незатейливую сказочку Геннадия Дырина «Заколдованный лес» Кемеровский театр кукол поставил с таким задором, азартом и неподдельной веселостью, что она заиграла всеми красками богатого и содержательного юмора. Текст украсили рожденные в ходе репетиций остроумные реплики, очаровательные междометия, неожиданные речитативы и выпеваемые артистами с несказанным удовольствием казачьи хоры, дуэты и соло. Сценический сюжет о том, как домашние звери Пес, Кот и Коза Машка спасли своих хозяев-казаков из рук злой Сычихи, а заодно «перевоспитали» ее саму, режиссер Елена Качалина поставила в подлинно народном ключе и духе. Благодаря элементам легкой самоиронии, мягкого подтрунивания и доброй насмешливости, национальные акценты в этом спектакле свободны от пошлого пафоса, а специфично казачьи – от натужной патетики. Художник Елена Наполова, хореограф Инга Пузырева и музыкант Евгений Качалов тонко и точно воплотили режиссерский замысел. Куклы в руках актеров настолько живые, характерные и действенные, что, наслаждаясь хорошей игрой, не замечаешь мастерства кукловождения и затратной трудоемкости этой работы. Спектакль стал той «нечаянной радостью», которая согревает душу и помогает верить в хорошее.

«Кузбасс театральный» завершился там же, где и начался – в областном театре драмы состоялся гала-концерт «ОПЕРЕТТА-LAND», исполненный артистами Музыкального театра Кузбасса. Здание театра в данный момент на ремонте, ремонт затянулся, и театр вынужден играть свои оперетты на случайных площадках, лишенных необходимого оборудования. Понятно, что среди важных дел, проблем и забот легко затеряться театральным нуждам. Но может быть можно как-то продвинуть и ускорить затянувшийся ремонт? Хотелось бы, чтобы глава региона обратил внимание на бедственное положение театра. По той самоотдаче, с которой артисты пели, играли и танцевали, видно, как они соскучились по настоящей сцене. Будем надеяться, что в следующей фестивальной программе они покажут свое мастерство уже на обновленной сцене родного театра.

Достойно уважения, что театральные деятели Кузбасса стремятся взорвать инерцию будничной жизни. В ситуации кризиса, которая для многих является хорошим оправданием для ничегонеделания, а для многих еще и поводом опустить руки, они устраивают фестиваль – для того, чтобы театральная жизнь в русской провинции не теплилась, а была напряженной, трудной, интересной и радостной.

Фото Е.Рыжиковой, О.Пановой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.