"Отцы и дети". Новое прочтение / Театр на Перовской

Выпуск №1-221|2019, Премьеры Москвы

"Отцы и дети". Новое прочтение / Театр на Перовской

Спектакль «Отцы и дети» по роману И.С. Тургенева, премьера которого состоялась в Московском драматическом Театре на Перовской, стал первой постановкой Гульнары Галавинской в качестве его нового художественного руководителя. Идея осуществить инсценировку одного из лучших романов XIX века возникла у нее в прошлом году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения И.С. Тургенева.

По мнению Гульнары Галавинской, ставшей и автором инсценировки, этот роман Тургенева был знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова воспринимался молодежью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, оказались близкими молодым людям середины XIX века.

Лауреат премий различных театральных фестивалей, режиссер Гульнара Галавинская в прошлом выпускница Казанского театрального училища, в 2006 году окончившая Высшие режиссерские курсы РАТИ-ГИТИС в мастерской Романа Виктюка, а затем и режиссерский факультет Театрального института им Б.В. Щукина, в мастерской С.И. Яшина и А.М. Поламишева (2010), в 2014-2015 годах была главным режиссером Мичуринского драматического театра. Среди множества ее постановок - спектакли в Театре на Таганке Гедда Габлер»), Театре ЛуныДориан Грей», «Орфей и Эвридика»), «Другом театре» («Стеклянный зверинец»), Московском областном ТЮЗе, а также в театрах Тюмени, Липецка, Рязани, Лысьвы, Мичуринска, Тамбова.

Есть вещи в человеческой судьбе и такие тайны, к которым можно лишь прикоснуться, склонив голову перед их непознаваемостью. В «Отцах и детях» Базаров, после прощального поцелуя Одинцовой, погружается в глубокое беспамятство. В этот период И.С. Тургенев много думает не только о смерти, но и о взаимоотношениях между отцами и детьми, между молодостью и старостью, об их психологической несовместимости и взаимной глухоте. В одном из своих писем писатель признается, что в его романе прототипом главного героя-нигилиста стал попутчик в вагоне, когда он отправился на морские купания в городок Вентнор на остров Уайт. Это было в августе 1860 года. Из-за больших снежных заносов их поезд не мог ехать дальше, поэтому у Ивана Сергеевича было время как можно лучше познакомиться с молодым доктором из провинции. Известно также, что этот попутчик умер незадолго до написания Тургеневым романа. Уже осенью этого же года писатель, находясь в Париже, составляет план нового произведения. Вернувшись в Россию, находясь в своем имении, летом 1861 года писатель заканчивает работу над романом.

«Отцы и дети» в постановке Г. Галавинской - это диалог со зрителем, интересный обеим сторонам. Создается впечатление, что режиссер поставила своей главной целью и задачей исследование природы нигилизма, этого «неверия ни во что». Спектакль, в котором бережное отношение к классике на редкость органично сочетается с оригинальностью режиссуры, помогает всем нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны.

В этой пронзительной и динамичной постановке вечная коллизия - мировоззренческий конфликт поколений - сплетается с вихрем балов, любовных треугольников и женщин, отстаивающих свои права. «Отцы», защищающие определенные веками устои и моральные ценности, против бескомпромиссных «детей», отвергающих авторитеты и прежнюю мораль. Спектакль интересен и по драматургии, и по режиссуре, и по самому способу существования актеров на сцене. В нем заняты ведущие артисты Театра на Перовской - Виктор Никитин (Павел Петрович Кирсанов), Константин Никифоров (Василий Иванович Базаров) и Галина Чигасова (Арина Васильевна Базарова), Эдуард Двинских (Николай Петрович Кирсанов). Их игру отличают индивидуальная интонация и умение создать характер. Особенно хочется отметить в этом отношении Виктора Никитина, чей персонаж заставляет переживать всю гамму чувств. Кажется, что при его появлении сцена буквально озаряется благородством, мудростью и широтой души, отличающими Павла Петровича Кирсанова.

В новой постановке занято также молодое поколение театра - Василий Рихтер (Аркадий Кирсанов), Юлия Малинина (Фенечка), Любовь Васина (Катя). Каждому из них удается передать такие свойственные юному возрасту их героев черты, как задор, жажда жизни и открытость души с ее вечными заблуждениями и надеждами.

Запоминающиеся образы нигилистов - «псевдоучеников» и «лжепоследователей» Базарова, оттеняющие и подчеркивающие характер главного героя (и в этом их важная драматургическая функция), созданы Павлом Ремнёвым (Ситников) и Еленой Штепенко (Кукшина), играющими очень эмоционально и заразительно. Так, Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Однако, для Ситникова и Кукшиной нигилизм, эмансипация - только маски, в отличие от Базарова они отрицают не «в силу ощущения», а потому, что это модно. С помощью их образов мы понимаем, что любая идея, независимо от того, хороша она или дурна, истинна или ложна, становясь достоянием масс, претерпевает существенные метаморфозы.

«Для мировой литературы образ русского нигилиста Евгения Базарова не менее значителен, чем образ Гамлета или Дон Кихота», - писал мемуарист Фрэнк Харрис, ставивший И.С.Тургенева выше всех его современников и относивший великого русского писателя к литературным небожителям, лидерам мировой словесности всех времен и народов.

Главную роль в спектакле «Отцы и дети» исполняет Артур Мартиросов. Его Базаров умен, аскетичен, уверен в себе и немного заносчив. Имя главного героя - Евгений, что означает «благородный», не случайно избрано для него писателем. Вместе с тем в его Базарове невозможно не ощутить свойственную характеру этого героя «энергию заблуждения». Однако, избрав определенные краски, актер не в полной мере их развивает. А ведь от начала к финалу с Базаровым происходит колоссальная метаморфоза.

Уже при первом появлении Базарова невозможно не почувствовать, сколь он нетерпим по отношению к тем, кто не разделяет его взглядов и убеждений. По его мнению, и скука, и радость, и прочие чувства «управляемы» самим человеком. Он также убежден, что никаких «таинственных отношений между мужчиной и женщиной» и быть не может, что все это «романтизм, чепуха». Тогда откуда вдруг возникает внезапное, сжигающее его чувство любви к Одинцовой?

На роль Анны Одинцовой приглашена актриса Театра Романа Виктюка Анна Нахапетова, обладающая способностью с первого появления на сцене очаровывать зрителей и ставшая настоящим украшением спектакля. Ее отличают не только изысканная красота и обаяние, но и чувство ансамбля. А потому и партнеры мгновенно откликаются на ее едва уловимый поворот головы или чуть дольше задержавшийся взгляд, а паузы в диалогах задают глубинные загадки. Одинцова Анны Нахапетовой, кажется, хранит в своей душе немало неразгаданных секретов. Такую женщину, действительно, мог по-настоящему полюбить неординарно мыслящий и наделенный умом и талантом Базаров.

Немалая заслуга в работе с актерами принадлежит также хореографу Артуру Ощепкову. Так, Кирсанов умеет танцевать брейк-данс, соединяющий в себе, как известно, не только зрелищный танец, но и акробатические трюки.

Творческим соавтором режиссера-постановщика стала художник-сценограф Татьяна Атанасова, выпускница отделения художников РИТИ-ГИТИС (курс Е. Каменьковича и Д. Крымова), придумавшая оригинальную сценографию спектакля. Еще перед его началом, когда зрители рассаживаются в зале, они сразу же попадают в удивительную атмосферу русской усадьбы, достигаемую продуманной до тончайших нюансов световой партитурой (художник по свету - Константин Рожков) в сочетании с музыкой, звучанием живых инструментов (флейты, скрипки, фортепиано) и оригинальными, стильными костюмами (художник по костюмам - Андрей Щаев). Изобретательно придуманная многофункциональная декорация превращается то в гостиную, то в бальный зал, то во внутренний двор или террасу.

Уютный интерьер гостиной в доме Кирсановых воплощает собой «русский стиль»: в центре - круглый стол, накрытый к обеду, стулья вокруг него, слева - небольшой диван, где любит сидеть Павел Петрович Кирсанов, а в глубине - спальня, где Фенечка укачивает ребенка, напевая песню. Художник показывает и то, что стиль русской дворянской усадьбы располагает к естественности, к жизни среди природы: герои предстают перед нами в окружении деревьев, свежей зелени под ногами, слышится пение птиц, ощущается аромат свежих огурцов, перебираемых в одной из сцен Ариной Васильевной Базаровой. В то же время, в решении сценического пространства используются зеркальные стены, благодаря чему реальный мир кажется одновременно иллюзорным.

Тем самым режиссер и художник подчеркивают, что тема неверия «ни во что» настолько актуальна в наши дни, что ни один зритель не ушел после этого спектакля без пищи для ума: что есть человек? зачем он есть? что есть моральные ценности, и кто их придумал?

Спектакль современным сценическим языком рассказывает о простых, но таких незаменимых вещах, как взаимная любовь, уважение к родителям и других непреходящих ценностях, о которых мы сегодня забыли. Оттого так остро ощущается в финале трагическая безысходность существования Базарова. Лишь умирая, он поймет, что любовь к Анне Одинцовой была самым ярким эпизодом его жизни и позовет ее, чтобы попрощаться. Отсюда и почти библейская мысль о том, что подняться над суетой нашей жизни, сбросив все маски, можно только с ее окончанием...

Новое прочтение тургеневских «Отцов и детей» Театром на Перовской заставляет на время отказаться от привычных обществу взглядов, предрассудков, мнений и поразмышлять вместе с героями спектакля, поставившими перед нами важнейшие вопросы, но не давая на них точных ответов. При этом главным как раз становится вывод о том, что однозначных ответов на все поставленные в спектакле вопросы просто и не существует. А потому он предоставляет отличную возможность заново открыть для себя одно из лучших произведений не только в творчестве великого русского писателя И.С. Тургенева, но и во всей мировой литературе. И оказывается, что это необычайно интересно и увлекательно.

 

Фото предоставлены пресс-службой театра

Статья в PDF

Фотогалерея