О бесполезности предубеждений/XIII Открытый фестиваль театров «Равноденствие»

Выпуск № 9-119/2009, Фестивали

О бесполезности предубеждений/XIII Открытый фестиваль театров «Равноденствие»

 

Уникальное географическое положение Калининграда — «анклавная» его замкнутость — вовсе не ограничивает культурную жизнь региона. Напротив, каждое событие в этой сфере воспринимается в городе с особой готовностью соучаствовать, обсуждать, соотносить с уже прошедшим и предвидеть перспективы.

Более того, наряду с активно действующими театрами и прочими «очагами культуры» в Калининграде уже тринадцатый сезон проходит большой фестиваль «Равноденствие», на который съезжаются студенческие и молодежные театры и студии учебных заведений, не связанных с профессиональным художественным творчеством.

В последнюю декаду марта свои спектакли на сцене Российского государственного университета имени Иммануила Канта и Дома офицеров Балтийского флота показали 14 таких коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Калининграда, Полесска, Советска и польского города Забже.

Афиша тоже многообразна: Б.Шоу, Ж.Ануй, С.Мрожек, Н.Эрдман и А.Вампилов, И.Бабель и У.Гибсон. Кроме того, пьеса француза М.Митуа, инсценировка Дневника Анны Франк, пьеса В.Ляпина «Аквариум» и сочинение неведомого автора «Цветы», скаченное из Сети. Воплощались и сценарии, написанные руководителями студий.

«Самопальные» творения всегда легко разоблачают уязвимость как драматургических умений, так и бесплодность благих намерений. Исполнительский энтузиазм тут мало чему может помочь. Неплодотворно и умиление по поводу того, что молодые люди не слоняются по ночным клубам, а занимаются творчеством. Последний аргумент — зрительская любовь — уязвимее всего: давно сказано, что и у самого бесталанного артиста есть свои поклонники.

Кстати, молодые зрители, на которых театры простодушно уповают, нередко ведут себя предосудительно. Они явно адаптируют театральный спектакль как тусовочное событие: входят и выходят из зала, болтают по телефону, а сценическим событиям сочувствуют редко.

«Сетевая» мелодрама «Цветы», показанная Институтом педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского университета (Ижевск) представляла собой монолог молодого человека в окружении семерых девушек, посвященный в основном его отношениям с матерью, которая его беззаветно любила, но чью смерть он то ли не заметил, то ли не успел ее спасти — и теперь мучается угрызениями совести.

Режиссер Дмитрий Вострокнутов оставляет молодого обаятельного артиста, что называется, наедине со всеми. Артист, тоже всецело полагаясь на самого себя, проникновенно интонирует мелодраматические речетативы «за жизнь».

Театр «Сакраментум» (Москва) свою «Игру» (автор и постановщик Тимур Галеев) посвятил проблемам представителя недавно сформировавшегося нового класса, именуемого «офисный планктон», добавив в предсказуемо развивающийся сюжет не менее предсказуемые мотивы соблазна темных сил, отношений с женщинами, в которых новизны тоже немного. Интереснее всего здесь пластическая партитура (хореограф Алиса Кузнецова) и музыкальное оформление (Павел Павлюц).

ИНС-театр «Лабиау» из Полесска показал пьесу своего руководителя Наталии Шевченко «Закулисье» в ее же постановке, где четыре артиста играют «двойной» сюжет про самих себя, играющих «параллельно» и наспех некую готическую сказку для детей. Самая близкая аналогия происходящему — «Шум за сценой» М.Фрейна, но спектакль «Закулисье» сильно адаптирован и лишен полетного темпоритма первоисточника, чеховская идея: «Неси свой крест и веруй!» явлена в нем, увы, с предсказуемой банальностью, хотя артисты, в спектакле занятые, — люди явно способные.

Пьеса Марселя Митуа «Театр» с подзаголовком «скандальная мелодрама», поставленная Театром-студией РГУ имени И.Канта, тоже про прелести закулисья и тоже весьма не самостоятельна, являясь отыгрышем «Священных чудовищ» Кокто, пересказанных «своими словами».

Режиссер Вера Прудникова и ее артисты, особенно не затрачиваясь, эту бледную копию и изобразили, полную, кстати, скепсиса и уныния. Всем было одинаково скучно — и пресыщенной звезде, и безвольному ее любовнику, который боится ее бросить.

Молодежный театр «Браво-Бис», тоже руководимый В.Прудниковой, выставил на конкурс «Пигмалиона» Б.Шоу, ограничив жанровые намерения словом «комедия». Зрелище получилось довольно ярким, но неопределенным, поскольку режиссеру хотелось и сохранить интонацию мюзикла (хотя музыкой Ф.Лоу тут не воспользовались), и пододвинуться к самой пьесе, которая с музыкальной версией имеет мало общего.

Театр обошелся по сути даже без мусорщика Дулитла, сократив его роль на три четверти, а отношения Хиггинса и Элизы уложил в три сцены. В результате самыми яркими фигурами тут стали миссис Пирс (Марина Баркова) и полковник Пиккеринг (Павел Колчин) — в их исполнении были ирония, блеск и стиль.

Однако самым ироничным, блестящим и стильным оказался «Самоубийца» Н.Эрдмана в театре «Зеркало» (постановка Елены и Василия Слипко, хореография Ильи Чепелева).

Многолюдье обернулось галереей эксцентрических типажей эпохи. Комедия эта выглядит еще и насмешкой над новой буржуазией. Но по воле авторов спектакля судьба Семена Подсекальникова в проникновенном исполнении Андрея Ефица завершается трагически — его убивает толпа, одержимая поисками мученика во имя испохабленной и лживой идеи.

Ради идеи гибнет и Жанна Д'Арк в «Жаворонке» Студенческого театра Московского института электроники и математики. Огромную пьесу Ануя театр почти не адаптировал, но с объемами текста и смысла справился не слишком. В сложных парадоксах автора обнажился «скелет», а трагическую иронию задавил однозначный пафос. Хотя сосредоточенность театра на высокой философии вызывает уважение.

С куда более простой, простодушной даже комедией А.Вампилова «Случай с метранпажем» питерские артисты из Театра факультета философии человека «Тень театра» Педагогического университета имени А.Герцена, увы, не справились вовсе. Не получилось ни хрупкой лирики, ни сатиры, ни ностальгии по прожитому.

Зато студенты Московского социального университета тонко и вдохновенно — на восемь девичьих голосов — разыграли-пересказали «Дневник Анны Франк», открыв в этом тексте библейскую простоту и ясность. Трагедия получила новый объем, глубину и многогранность (автор композиции и режиссер Роман Череватенко).

Свой подход к сути трагического характера попыталась найти Евгения Чугреева, поставив в Экспериментальном студенческом театре РГУ имени И.Канта «ТеАрТ» драму У.Гибсона «Сотворившая чудо». Но получилась всего лишь мелодрама, где неожиданно яркими показались персонажи второго плана, в частности, Джеймс, сыгранный Константином Клюевым.

Другой спектакль про жизнеутверждающую борьбу с горькими обстоятельствами безжалостной судьбы — «Послание бытия», воплощенное Студией телесной импровизации «Равновесие» для подростков с ограниченными возможностями здоровья под руководством С.Сплошной — поразил силой страсти, искренностью высказывания, смелостью и духовной мощью.

Притчу по рассказам И.Бабеля «Когда придешь» поставил Молодежный театр «Элексир» из Советска (автор сценария и режиссер Ирина Салаева). Получился то ли Андрей Платонов, то ли «Бумбараш».

Поместив героев в подобие хлева, авторы спектакля «замутили» чисто фестивальный проект, где все модные идеи восприняты и развиты с азартом, темпераментом и цинизмом «крепости заднего ума», когда исторический процесс с энтузиазмом поворачивается оборотной, кровавой, потной и тайной своей стороной.

Актеры играют лихо, точно чувствуя стиль. Жаль только, что все это в некотором роде дежавю.

Гостевой спектакль польского театра из города Забже («Счастливое событие» С.Мрожека поставила К.Борон) особых откровений не содержал, оставшись вещью в себе.

Самое серьезное впечатление произвела работа молодого режиссера театра «Диалог» Сергея Уварова над сатирической пьесой В.Ляпина «Господа, товарищи, сволочи и дамы», поставленной им под названием «Аквариум».

Режиссер замечательно распределился в подвальном пространстве (спектакль показали в Колледже градостроительства), умело работал с юными артистами, нашел им точное жанровое поведение в постановке пьесы, по природе близкой к трагикомедиям М.Зощенко. Спектакль получился живой, цельный и свежий.

Таковы самые общие впечатления от замечательного театрального праздника, сочиненного в Калининграде молодыми людьми, профессионально с искусством сцены вроде бы никак не связанными, но искренне ему преданными.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.