"Авторская сцена - 2019"

Выпуск №1-221|2019, Мастерская

"Авторская сцена - 2019"

«Авторская сцена» - базовый драматургический проект Союза театральных деятелей России - старожил на драматургическом поле страны. Начало - далекий 1988 год. Нет, речь не о том, чтобы подводить какие-то итоги. А просто вспомнить. Наступившее тогда и стремительно летевшее время «требовало перемен» и меняло людей, жизнь, театр и все, что имело к нему отношение. Появилось много молодых интересных авторов, и семинар, пропуская через себя серьезный поток начинающих (не повторяя из года в год одни и те же имена, а находя новые), давал шанс каждому заявить о себе. Многие из них сегодня хорошо известны - М. Угаров, Е. Гремина, В. Леванов (к большой печали рано ушедшие), М. Курочкин, В. Сигарев, А. Слаповский, М. Волохов, В. Зуев, Ю. Клавдиев, Е. Нарши, В. Дурненков, Я. Пулинович, Е. Черлак, Ю. Тупикина, Ж. Кусаинова, Е. Ерпылева, О. Михайлов, И. Члаки, О. Богаев. Сотрудничали с нами Д.А. Пригов и В. Сорокин. Пьесы всех наших авторов опубликованы в 35 номерах ежегодного сборника пьес «Сюжеты». Кто-то из них продолжил активно работать, остался в профессии, кто-то ушел на ТV и с большим или меньшим успехом кропает бесконечные сериалы.

А мы продолжаем читать нескончаемый поток текстов. И если с гением нам пока не повезло, то заслуживающих внимания молодых (и не очень) авторов меньше не становится. Лонг-листы растут и растут. Выбирать все труднее и труднее.

Вот и в этом году в лонге 25 пьес. После непростого, а временами бурного обсуждения открытым голосованием (демократия!) выбрали шесть. Это оптимальный вариант для театра и для недельного срока работы над текстом для сценического показа. (Часто это путают с актерскими читками, нет, это сценическое решение, которое практически всегда остается основой, если пьеса берется театром в репертуар.)

После прошлогоднего академического театра в Челябинске на сей раз был выбран небольшой театр Советска (бывший Тильзит) на самом западе страны - Калининградский областной ТЮЗ «Молодежный». Очень симпатичный, с патиной старины приграничный город и такой же сразу располагающий к себе театр - от внешнего архитектурного облика до небольшого, но очень уютного зрительного зала. Никакой помпезности, просто, чтобы людям захотелось прийти и было удобно здесь находиться.

Нам повезло. Все время работы семинара, с 1 по 10 июня, стояла прекрасная погода. Правда, драматургам и режиссерам расслабляться было особенно некогда.

Шесть пьес, которые мы предложили театру: «Портрет великой женщины» Екатерины Назаренко (Санкт-Петербург), «Гора» Михаила Сабелева (Кемерово), «Взломанный» (Блог Экста) Алексея Синяева (Екатеринбург), «Красный молоток» Александра Тюжина (Оренбург), «Как Петюнина против всех была» Александры Фоминой (Москва), «Скрипка и немножко нервно» Светланы Шимоне (Тверская область, Конаковский район, пос. Терехово).

О чем пьесы? Пересказывать содержание - занятие неблагодарное. Оно сильно уплощает текст. Важно, что это пьесы о молодых людях. «Легко ли быть молодым?» Всегда было нелегко, если ты задумываешься о жизни всерьез. Всегда есть выбор. Хватит ли сил и воли его сделать. И какой? Окажешься сильнее ты или обстоятельства, ситуация, в которую ты попал. Однозначного ответа нет. Еще хорошо то, что пьесы разнообразны по жанру. От смешной, непритязательной (но вовсе не бездумной) «Петюниной» до драматичного «Взломанного» или размышления подростка в «Портрете...». Две пьесы стоят несколько особняком в этом ряду - «Гора» М. Сабелева и «Скрипка...» С. Шимоне. «Гора» вызвала наибольшие споры, мнения высказывались диаметрально противоположные. Кто-то воспринял текст как комикс, кто-то как притчу или философский опус. Это все говорит только в пользу текста, значит, в нем есть такое внутреннее пространство, которое позволяет столь разное восприятие. Надо заметить, что эта пьеса как раз не вызвала никаких разногласий у членов творческой Комиссии по драматургии СТД при определении шестерки для семинара.

Особенность «Скрипки...» в том, что это пьеса от ума. С. Шимоне создала для персонажей искусственную ситуацию. Они оказались в некой экспериментальной лаборатории, где им было обещано при соответствии определенным параметрам исполнение одного желания.

Финал оказывается неожиданным. Ну, это так, для интриги.

Репетиции начались сразу же после открытия семинара 1 июня. Через неделю нужно представить «эскиз» спектакля. Драматурги - полноправные участники творческого процесса. Кто-то из них вообще впервые попал в театр со служебного входа и стал участником репетиционного процесса. Но каждый в той или иной степени «засвечен» в драматургическом сообществе, участием в разного рода профессиональных конкурсах, акциях и прочее. Но там понятное, а здесь масса новых, неожиданных (может быть, не всегда и приятных) впечатлений.

В драматургии сегодня немало людей с театральным образованием. Хорошо, когда они понимают, что драматург - это другая профессия, и готовы учиться. Семинар призван им в этом помочь. В сотрудничестве с режиссерами Вячеславом Виттихом, Романом Нагметовым, Иваном Дентлером, Ольгой Лысак, Петром Кротенко и Владимиром Смирновым пьесы готовились к сценическим показам. Отношения в творческих командах складывались не всегда просто, но в театре это нормальная ситуация, в любом случае все приобретали очень полезный театральный опыт.

Театр встретил нас радушно, с большой заинтересованностью, желанием и готовностью к совместной работе. Хотя поначалу и не без некоторой растерянности. Оно понятно. В тот момент театр располагал всего 15 актерами. Актеры, конечно, особые люди. В каком бы театре не проходил наш семинар, они всегда и везде вызывали только восхищение. Но 15 актеров и 6 полноценных пьес, такого в нашей практике еще не бывало. И они справились прекрасно! Не откажу себе в удовольствии назвать всех Вот они: з. а. РФ Ирина Несмиянова, з. а. РФ Борис Миронюк, з. а. РФ Николай Паршинцев, Наталия Антонова, Владимир Архипов, Сергей Ваганов, Мария Вахова, Михаил Воищев, Людмила Волошина, Анастасия Гажийская, Анатолий Грабовенко, Борис Козловский, Вера Красовицкая, Роман Нагметов, Ирина Семенова.

Сценические показы прошли 7, 8, 9 июня. На этот заключительный этап семинара приехали драматурги Ксения Драгунская, Ярослава Пулинович, театральный критик Борис Цекиновский, главный режиссер и главный художник Городского театра Нижневартовска М.В. Зайчикова и В.Н. Зайчиков. На показах присутствовало большое количество зрителей, включая театральную общественность города, прессу и студенческую молодежь. Обсуждения проходили сразу после показов. Мнения высказывались очень разные, порой противоположные, возникала полемика, временами резкая, выходившая на уровень широких общественных обобщений, так что непросто было модератору А. Слаповскому сдерживать эмоции, как свои, так и полемистов, но это не разрушало общий доброжелательный настрой аудитории.

Как всегда была и встреча художественного руководителя семинара, известного писателя, драматурга, сценариста А. Слаповского с драматургами, встреча с глазу на глаз. Как выясняется, пробелы в профессиональном образовании чаще всего начинаются именно с азов. Хочется думать, что откровенный разговор о профессии и ряд полезных советов от признанного профессионала станет молодым авторам хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Второй год мы приглашаем на семинар кого-либо из популярных российских драматургов. Своего рода мини-офф программа. В этом году была приглашена Ярослава Пулинович. Она прочитала пьесу «Свой путь». Надо сказать, что авторское чтение - отдельный жанр. Драматурги не всегда умеют хорошо читать свои пьесы. Ярослава делает это отлично. Пьеса всем понравилась, хотя не обошлось и без некоторых замечаний, которые были автором тут же и исправлены. Она умеет быстро работать.

Для участников семинара были организованы очень интересные и познавательные экскурсии по городу Советску, а в день отъезда - по Калиниграду.

Что касается главного и самого важного для нас итога «Авторской сцены» - какая из пьес может войти в репертуар театра после, понятно, окончательной доработки - то результат, как говорят, духоподъемный. Театр выбрал три пьесы - «Как Петюнина против всех была» драматурга из Москвы Александры Фоминой, «Взломанный» (Блог Экста) Алексея Синяева из Екатеринбурга и пьесу Светланы Шимоне «Скрипка и немножко нервно». Действительно, это были очень удачные сценические показы. Тексты понравились и актерам, и режиссерам, и зрителям. Прекрасно, будем ждать премьер!

Семинар «Авторская сцена» стал неординарным театральным событием в Советске. Журналистское сообщество в городе скромное, но оно проявило неподдельный интерес к нашим экзерсисам.

Организаторы «Авторской сцены» от имени СТД РФ благодарят всех, кто участвовал в организации и проведении семинара. Это прежде всего директор театра Анна Петровна Кулиева, заместитель директора Артем Борисов, заведующая труппой Татьяна Зуборенко, «главный» по постановочной части Дмитрий Ионов, «главный» по рекламе Надежда Бородина, администратор Елена Митяева, секретарь Ольга Зуборенко. Благодарим также всех задействованных сотрудников театра, включая его технические службы и цеха. Мы оценили и внимание к семинару заместителя председателя регионального отделения СТД Юлии Викторовны Тан.

Видео сценических показов пьес опубликованы на сайте СТД на веб-странице Комиссии по драматургии. Все пьесы-участницы семинара будут до конца года опубликованы в очередном (№36) номере нашего сборника «Сюжеты». Электронный вариант можно будет найти на сайте Союза, а бумажный заказать в Кабинете драматургии СТД РФ.

«Авторская сцена» в этом году может отметить малый юбилей. Десять лет назад в Нижегородском театре «Комедiя» прошел наш первый семинар на сцене профессионального театра. (До того мы делали это в рамках профессиональной драматургической лаборатории, более закрыто. Много лет в Щелыкове, затем в Тарусе, Боровске и т. д.) Мы привезли драматургов и пьесы, труппа театра и режиссеры представили их на сцене. Одна из пьес затем вошла в репертуар театра. С тех пор семинар ежегодно менял театры, оставляя на их сценах новые пьесы молодых ребят, не поддаваясь на уговоры связать свою дальнейшую жизнь с одним каким-то театром. А сегодня такие акции проводят и сами театры, и режиссерские лаборатории, и разного рода театральные или драматургические образования. И, с одной стороны, это хорошо. Театральное сообщество более широко знакомится с новыми авторами и пьесами. С другой, эта форма становится уже каким-то общим местом. И опять никуда не деться: «нужны новые формы». Как еще мы можем помочь молодым драматургам и новым пьесам выйти на сцену? А они ведь есть - и авторы и пьесы.

Мы задумались. Может, кого-то осенит?

 

Статья в PDF

Фотогалерея