"Какое счастье, что я живу!" / Вспоминая Майю Соловьеву (Петропавловск-Камчатский)

Выпуск №1-221|2019, Вспоминая

"Какое счастье, что я живу!" / Вспоминая Майю Соловьеву (Петропавловск-Камчатский)

В апреле Камчатский театр вспоминал заслуженную артистку РФ Майю Степановну Соловьеву. 4 апреля 2018 года, когда театр готовился встретить свое 85 летие, пришла скорбная весть о кончине Майи Степановны. С одной стороны, это было ожидаемо, ведь актриса находилась в преклонном возрасте, ей шел уже 94-й год, и здоровье все чаще подводило. С другой стороны, она была примером стойкости, жизнелюбия, бодрости духа для коллег и друзей, которые надеялись на то, что ей отмерен еще больший жизненный срок. И конечно, начавшая свой творческий путь еще в сороковые, она была живым символом истории, а уход таких людей всегда переживаешь по-особому.

Майя Степановна Соловьева родилась в Сорочинске Куйбышевской области в 1924 году в семье актеров. Родители много гастролировали в составе передвижного театра, дочка путешествовала вместе с ними и почти не помнила свою родину. Зато прекрасно запомнила первый выход на сцену: в пять лет ей досталась эпизодическая роль негритенка. Девочка должна была молча и неподвижно сидеть на краю сцены. Но стихия комедии, в которой участвовала маленькая Майя, захватила ее. В течение всей мизансцены она гримасничала и посылала в зал воздушные поцелуи. Непосредственность девочки снискала заслуженные аплодисменты публики, но руководство театра сняло заигравшуюся «актрису» с роли, что не помешало ей позже выступать в спектаклях для подростковой аудитории.

Настоящее знакомство с театром началось для Майи Соловьевой во Фрунзе, куда семья переехала в 1935 году. В начале сороковых город стал оазисом культуры среди ужаса и разрушения начавшейся войны. В эвакуацию приехали актеры из столичных театров. Очень скоро они создали при местном театре студию, в которой молодые люди могли попробовать себя в профессии. В этой студии Майя Степановна получила азы актерского мастерства. Режиссер Фрунзенского театра Григорий Львович Дрознес, друг семьи Соловьевых, услышав исполнение Майей монолога из «Врагов» М. Горького, предложил ей попробовать себя на профессиональной сцене. И хотя он сделал это в обход директора театра, уже первый спектакль с участием Майи Соловьевой показал, что она заслуженно займет свое место в труппе. Впоследствии Григорий Дрознес сыграл решающую роль в переезде актрисы на Камчатку. А пока, во Фрунзе, Майя играла Джульетту, Шурочку Азарову в «Гусарской балладе», Липочку в «Банкроте» и множество других ролей, больших и маленьких. Она так и не получила театрального образования и училась профессии на сцене Фрунзенского русского театра, в котором служила до 1954 года.

Фрунзе подарил ей крепкую дружбу и настоящую любовь. Здесь она познакомилась с молодым Исааком Шварцем, будущим знаменитым композитором. Дружба, завязавшаяся в те годы, прошла через всю жизнь. Во время войны во Фрунзе эвакуировалось много актеров. Среди них был молодой, красивый и очень талантливый Михаил Штейнберг. Он сразу стал играть ведущие роли в театре: Чацкого, Протасова в «Живом трупе», Ржевского в «Давным-давно». По словам Майи Соловьевой, чувство между ними вспыхнуло как в сказке, с первого взгляда. Роскошной свадьбы у молодоженов не было, зато была настоящая любовь, продлившаяся всю жизнь, вплоть до кончины Михаила Михайловича в 1962 году.

Радость творчества в послевоенном Фрунзе омрачилась зловещей волной «еврейского вопроса» и репрессиями. Театр во Фрунзе распался, актеры разъехались по разным городам. Майя Степановна и Михаил Михайлович тоже думали, что делать дальше, куда переезжать. Вскоре они получили письмо от старого друга, режиссера Григория Дрознеса, с приглашением служить на камчатской сцене. Долго смотрели на карту и решались на поездку в далекий неизведанный край. Главным аргументом в пользу переезда стало то, что приглашал очень хороший режиссер, признанный в стране, который когда-то и вывел юную Майю на профессиональную сцену.

Майя Соловьева и Михаил Штейнберг, тогда уже заслуженный артист Киргизской ССР, прибыли на Камчатку в 1954 году. После теплого цветущего Фрунзе Петропавловск встретил артистов суровой погодой и сложными бытовыми условиями. Пока молодой семье не дали приличную комнату, они исколесили весь город, жили на квартире у Дрознесов, мыкались по временным клетушкам без элементарных удобств. Несмотря на непростые условия жизни, Майя Соловьева вновь открыла для себя на Камчатке радость творчества. Здесь она сыграла свои лучшие, зрелые роли: Клею в «Эзопе», Катерину в «Грозе», Эржи в «Проснись и пой». И конечно, Марию Стюарт в одноименной трагедии Ф. Шиллера. Это любимая роль Майи Степановны. Спектакль в постановке режиссера Григория Жезмера шел больше десяти лет. В 1958 году актриса получила звание «Заслуженной артистки РСФСР». Возглавляла Камчатское отделение Союза театральных деятелей.

На переломе двухтысячных, не получая ролей, чувствуя себя ненужной родному театру, Майя Степановна решила уйти из него. Но перед уходом сыграла бенефис, роль из пьесы всемирно известного абсурдиста Сэмюэля Беккета. Спектакль по пьесе «Счастливые дни» репетировала вместе с режиссером Валентином Зверовщиковым. Лейтмотив спектакля и роли Винни: «Какое счастье, что я живу! И радуюсь жизни!» - стал лейтмотивом всей творческой судьбы Майи Степановны.

Несмотря на то, что актриса покинула театр в 2001 году, до конца дней ее связывала тесная дружба с коллективом, а поклонники узнавали на улице. В 2014 году на сцене театра широко и празднично отметили 90-летие актрисы. «На долгие годы к Камчатке меня привязал именно театр», - признавалась Майя Степановна.

Для коллег и друзей она всегда остается образцом преданности профессии, творчеству. Светлая память.

Фото из личного архива

Статья в PDF

Фотогалерея